kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат на тему: «Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление.

I. Введение………………………………………………………………………….3-5

II. Основная часть………………………………………………………………….5-12

1. Цели и задачи  здоровьесберегаю­щей  деятельности………………………….5

2. Принципы  здоровьесбережения……………………………………………….5-7

3. Реализация здоровьесберегаю­щих программ на практике. ………………….7-11

III. Заключение. ……………………………………………………………………11-12

IV. Список использованной литературы............12

V. Приложение. ……………………………………………………………………13-14

I. Введение.

     Здоровье – это еще не все, но все – ничто без здоровья. (Сократ).

    Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью,

интеллектуальностью, нравственностью. Оно определяет степень жизнеспособнос-ти, устойчивости человека в соответствующей среде обитания.

    Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. К сожалению, этой проблеме сам человек не уделяет должного внимания. Как свидетельствуют официальные источники здравоохранения и исследования ученых, в настоящее  время заболе-ваемость населения очень высокая, в том числе среди детей, подростков, молодых людей.

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. 

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.

Если существенно не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние здоровье, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.  

На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с дру­гой стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адапта­ционных способностей организма) определяют направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

     При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается многокомпо-нентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на растущий орга-низм.  Наиболее интенсивными факторами риска являются:

  • интенсификация обучения (использование технических средств обу­чения);
  • переход на новые формы и методы обучения (по длительности учеб­ной недели);
  • учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);
  • снижение двигательной активности;
  • влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной ме­бели;
  • несбалансированное питание.

Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факто­ры. Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем сла­бее, незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.

К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов от­носится широкий спектр патогенных воздействий:

  • электромагнитные поля;
  • частые поездки на транспорте ("транспортное утомление");
  • социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях;
  • травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, де­прессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии.

Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа "внутришкольных" факторов, имеющих непосредственное отношение к пробле­ме здоровьесберегающих образовательных технологий, в т. ч. интенсифи­кация учебного процесса.

Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Пер­вый - увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школь­ная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, гимназических классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, составляет в на­чальной школе 6,2-6,7 ч в день, а с учетом времени на выполнение домаш­них заданий - 9-10 ч.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное умень­шение учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Частое следствие интенсификации - усталость, утомление, переутомле­ние учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития ост­рых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосомати­ческих и других заболеваний.

Если у ребенка сформировался синдром хронического утомления, вы­ражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возраста-

нии и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снимает ус­талости.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактом - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значи­тельное место занимают умственные и физические перегрузки, не аде­кватные возможностям данного организма. Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состоя­ние.

Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования при оборудовании общеобразова­тельных учреждений; учитывать требования к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освеще­нию, шумовой изоляции, режиму учебного процесса, организации медицин­ского обслуживания, санитарному состоянию и питанию.

Следует выделить учебно-организационные (особенности устава шко­лы и норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образователь­ном процессе, психологический климат в педагогическом коллективе, интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здо­ровья учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста, темперамента).

Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения - это отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения ведению здорового образа жизни; интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, свя­занных со здоровьем; низкий уровень санитарно-гигиенической, просве­тительской работы и отсутствие моды на здоровье. К сожалению, не так много внимания, как хотелось бы, уделяется вопросам формирования культуры отдыха.                                          

Следует отметить несовершенство законодательной, нормативно-пра­вовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населе­ния, в частности детей и подростков школьного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему: «Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе».»

Реферат на тему:

«Здоровьесберегающие технологии

обучения в начальной школе».





Оглавление.



I. Введение………………………………………………………………………….3-5

II. Основная часть…………………………………………………………………..5-12

1. Цели и задачи здоровьесберегаю­щей деятельности………………………….5

2. Принципы здоровьесбережения………………………………………………..5-7

3. Реализация здоровьесберегаю­щих программ на практике. …………………..7-11


III. Заключение. ……………………………………………………………………11-12


IV. Список использованной литературы. ..............................................................12


V. Приложение. ……………………………………………………………………13-14





















I. Введение.

Здоровье – это еще не все, но все – ничто без здоровья. (Сократ).

Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью,

интеллектуальностью, нравственностью. Оно определяет степень жизнеспособнос-ти, устойчивости человека в соответствующей среде обитания.

Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. К сожалению, этой проблеме сам человек не уделяет должного внимания. Как свидетельствуют официальные источники здравоохранения и исследования ученых, в настоящее время заболе-ваемость населения очень высокая, в том числе среди детей, подростков, молодых людей.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.

Если существенно не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние здоровье, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.

На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с дру­гой стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адапта­ционных способностей организма) определяют направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается многокомпо-нентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на растущий орга-низм. Наиболее интенсивными факторами риска являются:

  • интенсификация обучения (использование технических средств обу­чения);

  • переход на новые формы и методы обучения (по длительности учеб­ной недели);

  • учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);

  • снижение двигательной активности;

  • влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной ме­бели;

  • несбалансированное питание.

Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факто­ры. Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем сла­бее, незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.

К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов от­носится широкий спектр патогенных воздействий:

  • электромагнитные поля;

  • частые поездки на транспорте ("транспортное утомление");

  • социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях;

  • травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, де­прессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии.

Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа "внутришкольных" факторов, имеющих непосредственное отношение к пробле­ме здоровьесберегающих образовательных технологий, в т. ч. интенсифи­кация учебного процесса.

Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Пер­вый - увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школь­ная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, гимназических классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, составляет в на­чальной школе 6,2-6,7 ч в день, а с учетом времени на выполнение домаш­них заданий - 9-10 ч.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное умень­шение учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Частое следствие интенсификации - усталость, утомление, переутомле­ние учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития ост­рых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосомати­ческих и других заболеваний.

Если у ребенка сформировался синдром хронического утомления, вы­ражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возраста-

нии и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снимает ус­талости.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактом - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значи­тельное место занимают умственные и физические перегрузки, не аде­кватные возможностям данного организма. Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состоя­ние.

Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования при оборудовании общеобразова­тельных учреждений; учитывать требования к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освеще­нию, шумовой изоляции, режиму учебного процесса, организации медицин­ского обслуживания, санитарному состоянию и питанию.

Следует выделить учебно-организационные (особенности устава шко­лы и норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образователь­ном процессе, психологический климат в педагогическом коллективе, интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здо­ровья учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста, темперамента).

Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения - это отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения ведению здорового образа жизни; интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, свя­занных со здоровьем; низкий уровень санитарно-гигиенической, просве­тительской работы и отсутствие моды на здоровье. К сожалению, не так много внимания, как хотелось бы, уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

Следует отметить несовершенство законодательной, нормативно-пра­вовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населе­ния, в частности детей и подростков школьного возраста.


II. Основная часть.

1. Цели и задачи здоровьесберегаю­щей деятельности


Здоровье детей - это политика, в которой заложено будущее страны, по­этому основные цели здоровьесберегающей деятельности является:

  • создание здоровьесберегающих условий организации образователь­ного процес-са;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них и их родителей, а также учителей ответственного отношения к здоро­вому образу жизни.

Одним из вариантов здоровьесберегающих технологий является меди­цинская профилактическая работа, проводимая в образовательных учреж­дениях. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Формирование у учащихся ответственности, в т. ч. и за свое здоровье, - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве од­ной из важнейших задач учреждений образования.

Творческий характер образовательного процесса - обязательное усло­вие здоровьесбережения.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достига­ются использованием на уроках и во внеурочной работе активных мето­дов и форм обучения.

"Цена обучения для здоровья"- вот тот критерий, который при исполь­зовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом до­пустимости тех или иных педагогических воздействий.

Одним из косвенных индикаторов оценки является степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, часто облеченная в желание или нежелание идти в школу. Очевидно, что степень этого интереса и же­лания отражает и уровень позитивного влияния на здоровье применяе­мых учителем технологий: ребенок, для которого школа - тяжелое и не­приятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.


2. Принципы здоровьесбережения.


Один из принципов здоровьесберегающей педагогической тактики со­стоит в том, что не учитель должен "навязывать" ученику информацию, а уче­ник должен запросить ее у учителя и получить требуемый ответ.

Задача педагога - научить учащегося спрашивать. А для этого необхо­димо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.

Схематично модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает в себя три этапа:

  • на первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает,
    читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким рас­
    четом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся;

  • на втором этапе учащиеся задают вопросы;

  • на третьем - учитель на них отвечает (если сможет!).

Поощряется умение задать вопрос и попытка ответить на него. Сравне­ние этой технологии с традиционной показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большого объема материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков и большей удов­летворенностью от занятия как у педагога, так и у детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих тех­нологий можно выделить:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
    стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Ат­
    мосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход,
    создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для по­знавательного развития детей, но и для их нормального психофизио­логического состояния;

  • творческий характер образовательного процесса. Обучение без твор­ческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, являет­ся насилием над собой и другими;

  • обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмо-­
    ционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает есте­ственное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностя-ми становления психических функций;

  • предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении
    нового материала, принцип целостности;

  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педа­-
    гогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить
    какой-то фрагмент или аспект работы, похвалить за старание в опре­деленный период времени;

  • рациональная организация двигательной активности. Сочетание ме­тодик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой
    и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до
    50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических за­
    болеваний, пропуски по болезни;

  • обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятель­ности, регулярное чередование периодов напряженной активной ра­боты и расслабления, смена произвольной и эмоциональной актива­ции необходимы во избежание переутомления детей;

  • обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная систе­ма повторения - необходимое условие здоровьесберегающих тех­нологий;

  • создание комплексной системы закаливания детей.


3. Реализация здоровьесберегаю­щих на практике.

В сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

В сентябре в 1-м классе протекает адаптацион­ный период. Наполняемость класса составляет не более 25 чел. Первые две недели провожу по три урока. На протяжении первой и второй четверти уроки длятся по 35 мин. В день провожу не более четырех уроков. Основные предметы изучаю на втором-третьем уроках. В 1-м классе принята безоценочная система, способствующая более спокойному усвоению знаний.

В 1 -м классе не задается домашних заданий. Суще­ствуют недельные каникулы в середине третьей четверти. В оздоровитель­ных целях и для облегчения процесса адаптации применяю "ступенча­тый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре - три урока по 35 мин каждый; со второй четверти - четыре урока по 35 мин каждый.

Особое внимание обращаю на составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).


Шкала трудности предметов для младших классов.

№ п/п

Предмет

Балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Математика

Русский (национальный) язык

Природоведение

Русская (национальная) литература

История (4 класс)

Рисование и музыка

Труд

Физкультура

8

7

6

5

4

3

2

1

Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планирую как облегчённый день.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

При подготовке любого урока, оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

·         упражнения для формирования правильной  осанки;

·         упражнения для укрепления зрения;

·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;

·         упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

·         релаксационные упражнения для мимики  лица (И.В.Чупаха);

·         упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

·         упражнения для развития межполушарного взаимодействия

             Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использую в 1 классе стандартную разрезную кассу букв и слогов. А во 2-3 классах  таблицы из набора «Демонстрационный материал по русскому языку для начальной школы» (Айрис-Дидактика, 2003), которые содержат не только буквы, но и слова, фразы.

В начале учебного года я проверяю рабочую дистанцию каждого ребёнка. С помощью деревянного стандартного метра делаю метки мелом на полу от классной доски до последней парты. Обязательно провожу с детьми беседу о важности такой проверки, о том,  что результаты должны быть объективными, не зависящими от  желания ребёнка сидеть за какой-либо партой или рядом со своим другом. Ведь речь идёт о здоровье. Сначала ученик  встаёт у самой дальней метки и пытается прочитать указанную мной строку в таблице. Если видит плохо – передвигается на 1 м вперёд и т.д. Данные заношу в таблицу. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1 см с расстояния 6 м. Следовательно, его рабочее место должно находиться на таком же расстоянии от классной доски.  В течение  года такую проверку лучше всего повторить дважды – в середине и в конце учебного года. Повторно определив зрительную рабочую дистанцию, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении зрения у каждого ученика. Если же это расстояние будет составлять менее 4-5 м, то такого ученика необходимо направить к окулисту для детального обследования и наблюдения. Результаты каждой проверки фиксируются и сравниваются с показаниями в начале года. На родительском собрании или в индивидуальных беседах они доводятся до сведения родителей.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см.  С  помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:  вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.

Через какое-то время заменяю  тренажёр на новый: лист ватмана расчерчен на крупные клетки (10 на 10 см). Слева на листе цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки: 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево и т.д. Куда села бабочка? Кто сумел проследить за ней взглядом и ни разу не ошибся?

Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». Я использую два комплекта: стационарный, в виде ленты, и набор карточек. На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения не более 3 см. Дети сначала рассматривают человечка, а потом повторяют его движения. Слежу за тем, чтобы ученики действительно старались разглядеть человечка, а не повторяли движения за одноклассниками. Стационарный комплект представляет собой ленту длиной до 1,5 м и высотой 15 см, вывешенную над доской. На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение (высота – 10 см). Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий…), или по названию цвета прямоугольника, который укажет учитель (жёлтый, белый, зелёный…). В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цвета.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю  работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2.  Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3.  Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.  Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

5.   Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»). 

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу   в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1) составление рационального режима дня;

2) организация правильного питания;

3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

4) проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процессав режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

Состояние психического здоровья школьников – важнейшая составная часть их общего здоровья. Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре.

Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочь ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля и т.д. Например, мною были запланированы и проведены следующие классные часы на тему«Профилактика и сохранение здоровья младших школьников»: «Вредные привычки», «Правильно ли мы едим?», «Мы хотим расти зворовыми», «Учимся не болеть», «Крепкие зубы - здоровью любы», «Учимся управлять эмоциями», «Мальчики и девочки».


III. Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

 

Список использованной литературы.

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987- 111 с. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991- 192 с.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4

классы. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

4. Кокаева И.Ю.Растить ученика здоровым // Начальная школа. - 2001. - № 6. -

С. 20-22.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в

общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт

применение / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. -

2002. - 114 с.

6. Митина Е.Л. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //

Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56-57.



Приложение.

Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

  • Исходное положение - сидя на стуле. На счет 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить на­зад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  • Иходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 – исходно положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  • Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  • Исходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 - исход­ное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение, 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - исходное положение, 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  • Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

  • Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

  • Исходное положение - сидя, руки подняты вверх. На счет 1 сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Комплекс упражнений для снятия утомления с туловища

  • Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову. На счет 1 резко повернуть таз напра­во, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвиж­ным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  • Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову. На счет 1-5 круговые движения та­зом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  • Исходное положение - стоя, ноги врозь. На счет 1-2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - исходное положение, 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


Комплекс упражнений для мобилизации внимания

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, б - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, б - медленный.


Гимнастика для глаз

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повто­рить 4-5 раз.

  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами не поворачивая головы за медленными движе­ниями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же - в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.








































17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реферат на тему: «Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе».

Автор: Кудаева Ольга Анатольевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства