3. Реализация здоровьесберегающих программ на практике. ………………….7-11
III. Заключение. ……………………………………………………………………11-12
IV. Список использованной литературы............12
V. Приложение. ……………………………………………………………………13-14
I. Введение.
Здоровье – это еще не все, но все – ничто без здоровья. (Сократ).
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью,
интеллектуальностью, нравственностью. Оно определяет степень жизнеспособнос-ти, устойчивости человека в соответствующей среде обитания.
Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. К сожалению, этой проблеме сам человек не уделяет должного внимания. Как свидетельствуют официальные источники здравоохранения и исследования ученых, в настоящее время заболе-ваемость населения очень высокая, в том числе среди детей, подростков, молодых людей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.
Если существенно не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние здоровье, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.
На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным.
Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с другой стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адаптационных способностей организма) определяют направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается многокомпо-нентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на растущий орга-низм. Наиболее интенсивными факторами риска являются:
интенсификация обучения (использование технических средств обучения);
переход на новые формы и методы обучения (по длительности учебной недели);
учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);
снижение двигательной активности;
влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели;
несбалансированное питание.
Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факторы. Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем слабее, незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов относится широкий спектр патогенных воздействий:
электромагнитные поля;
частые поездки на транспорте ("транспортное утомление");
социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях;
травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии.
Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа "внутришкольных" факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий, в т. ч. интенсификация учебного процесса.
Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый - увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, гимназических классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 ч в день, а с учетом времени на выполнение домашних заданий - 9-10 ч.
Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Частое следствие интенсификации - усталость, утомление, переутомление учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Если у ребенка сформировался синдром хронического утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возраста-
нии и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снимает усталости.
Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактом - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма. Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.
Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования при оборудовании общеобразовательных учреждений; учитывать требования к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освещению, шумовой изоляции, режиму учебного процесса, организации медицинского обслуживания, санитарному состоянию и питанию.
Следует выделить учебно-организационные (особенности устава школы и норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образовательном процессе, психологический климат в педагогическом коллективе, интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста, темперамента).
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения - это отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения ведению здорового образа жизни; интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем; низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы и отсутствие моды на здоровье. К сожалению, не так много внимания, как хотелось бы, уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
Следует отметить несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Реализация здоровьесберегающих программ на практике. …………………..7-11
III. Заключение. ……………………………………………………………………11-12
IV. Список использованной литературы. ..............................................................12
V. Приложение. ……………………………………………………………………13-14
I. Введение.
Здоровье – это еще не все, но все – ничто без здоровья. (Сократ).
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью,
интеллектуальностью, нравственностью. Оно определяет степень жизнеспособнос-ти, устойчивости человека в соответствующей среде обитания.
Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. К сожалению, этой проблеме сам человек не уделяет должного внимания. Как свидетельствуют официальные источники здравоохранения и исследования ученых, в настоящее время заболе-ваемость населения очень высокая, в том числе среди детей, подростков, молодых людей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения.
Если существенно не изменить в благоприятном направлении условия, влияющие на состояние здоровье, следует ожидать его дальнейшего ухудшения.
На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным.
Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и степенью противостояния нежелательным влияниям, уровнем защиты от них, с другой стороны. Устранение вредных факторов (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, увеличение адаптационных способностей организма) определяют направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
При анализе причин заболеваний детей и подростков отмечается многокомпо-нентность и разнонаправленность воздействия факторов риска на растущий орга-низм. Наиболее интенсивными факторами риска являются:
интенсификация обучения (использование технических средств обучения);
переход на новые формы и методы обучения (по длительности учебной недели);
учебный стресс (до 80% учащихся испытывают воздействие стресса);
снижение двигательной активности;
влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели;
несбалансированное питание.
Негативное влияние на состояние здоровья оказывают многие факторы. Например, по данным экологов и медиков, большую часть территории нашей страны составляют зоны экологического неблагополучия. Чем слабее, незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
К числу неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов относится широкий спектр патогенных воздействий:
электромагнитные поля;
частые поездки на транспорте ("транспортное утомление");
социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях;
травмирующая психику информация. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии.
Кроме того, на здоровье школьника оказывает влияние и группа "внутришкольных" факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий, в т. ч. интенсификация учебного процесса.
Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый - увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, гимназических классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 ч в день, а с учетом времени на выполнение домашних заданий - 9-10 ч.
Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Частое следствие интенсификации - усталость, утомление, переутомление учащихся. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Если у ребенка сформировался синдром хронического утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возраста-
нии и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снимает усталости.
Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактом - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма. Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.
Во время организации учебно-воспитательного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования при оборудовании общеобразовательных учреждений; учитывать требования к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освещению, шумовой изоляции, режиму учебного процесса, организации медицинского обслуживания, санитарному состоянию и питанию.
Следует выделить учебно-организационные (особенности устава школы и норм школьной жизни, участие родителей учащихся в образовательном процессе, психологический климат в педагогическом коллективе, интегрированность учреждения в окружающий социум, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и др.) и психолого-педагогические факторы (особенности возраста, темперамента).
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения - это отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения ведению здорового образа жизни; интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем; низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы и отсутствие моды на здоровье. К сожалению, не так много внимания, как хотелось бы, уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
Следует отметить несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста.
II. Основная часть.
1. Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности
Здоровье детей - это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основные цели здоровьесберегающей деятельности является:
создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процес-са;
сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них и их родителей, а также учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Одним из вариантов здоровьесберегающих технологий является медицинская профилактическая работа, проводимая в образовательных учреждениях. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.
Формирование у учащихся ответственности, в т. ч. и за свое здоровье, - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.
Творческий характер образовательного процесса - обязательное условие здоровьесбережения.
Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
"Цена обучения для здоровья"- вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.
Одним из косвенных индикаторов оценки является степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, часто облеченная в желание или нежелание идти в школу. Очевидно, что степень этого интереса и желания отражает и уровень позитивного влияния на здоровье применяемых учителем технологий: ребенок, для которого школа - тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.
2. Принципы здоровьесбережения.
Один из принципов здоровьесберегающей педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен "навязывать" ученику информацию, а ученик должен запросить ее у учителя и получить требуемый ответ.
Задача педагога - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.
Схематично модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает в себя три этапа:
на первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким рас четом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся;
на втором этапе учащиеся задают вопросы;
на третьем - учитель на них отвечает (если сможет!).
Поощряется умение задать вопрос и попытка ответить на него. Сравнение этой технологии с традиционной показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большого объема материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков и большей удовлетворенностью от занятия как у педагога, так и у детей.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Ат мосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими;
обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмо- ционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностя-ми становления психических функций;
предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности;
осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педа- гогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то фрагмент или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических за болеваний, пропуски по болезни;
обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей;
В сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
В сентябре в 1-м классе протекает адаптационный период. Наполняемость класса составляет не более 25 чел. Первые две недели провожу по три урока. На протяжении первой и второй четверти уроки длятся по 35 мин. В день провожу не более четырех уроков. Основные предметы изучаю на втором-третьем уроках. В 1-м классе принята безоценочная система, способствующая более спокойному усвоению знаний.
В 1 -м классе не задается домашних заданий. Существуют недельные каникулы в середине третьей четверти. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяю "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре - три урока по 35 мин каждый; со второй четверти - четыре урока по 35 мин каждый.
Особое внимание обращаю на составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Шкала трудности предметов для младших классов.
№ п/п
Предмет
Балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Математика
Русский (национальный) язык
Природоведение
Русская (национальная) литература
История (4 класс)
Рисование и музыка
Труд
Физкультура
8
7
6
5
4
3
2
1
Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планирую как облегчённый день.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
При подготовке любого урока, оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
· упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.
Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использую в 1 классе стандартную разрезную кассу букв и слогов. А во 2-3 классах таблицы из набора «Демонстрационный материал по русскому языку для начальной школы» (Айрис-Дидактика, 2003), которые содержат не только буквы, но и слова, фразы.
В начале учебного года я проверяю рабочую дистанцию каждого ребёнка. С помощью деревянного стандартного метра делаю метки мелом на полу от классной доски до последней парты. Обязательно провожу с детьми беседу о важности такой проверки, о том, что результаты должны быть объективными, не зависящими от желания ребёнка сидеть за какой-либо партой или рядом со своим другом. Ведь речь идёт о здоровье. Сначала ученик встаёт у самой дальней метки и пытается прочитать указанную мной строку в таблице. Если видит плохо – передвигается на 1 м вперёд и т.д. Данные заношу в таблицу. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1 см с расстояния 6 м. Следовательно, его рабочее место должно находиться на таком же расстоянии от классной доски. В течение года такую проверку лучше всего повторить дважды – в середине и в конце учебного года. Повторно определив зрительную рабочую дистанцию, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении зрения у каждого ученика. Если же это расстояние будет составлять менее 4-5 м, то такого ученика необходимо направить к окулисту для детального обследования и наблюдения. Результаты каждой проверки фиксируются и сравниваются с показаниями в начале года. На родительском собрании или в индивидуальных беседах они доводятся до сведения родителей.
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.
Через какое-то время заменяю тренажёр на новый: лист ватмана расчерчен на крупные клетки (10 на 10 см). Слева на листе цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки: 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево и т.д. Куда села бабочка? Кто сумел проследить за ней взглядом и ни разу не ошибся?
Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». Я использую два комплекта: стационарный, в виде ленты, и набор карточек. На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения не более 3 см. Дети сначала рассматривают человечка, а потом повторяют его движения. Слежу за тем, чтобы ученики действительно старались разглядеть человечка, а не повторяли движения за одноклассниками. Стационарный комплект представляет собой ленту длиной до 1,5 м и высотой 15 см, вывешенную над доской. На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение (высота – 10 см). Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий…), или по названию цвета прямоугольника, который укажет учитель (жёлтый, белый, зелёный…). В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цвета.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
5. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:
1) составление рационального режима дня;
2) организация правильного питания;
3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;
4) проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).
Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процессав режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Состояние психического здоровья школьников – важнейшая составная часть их общего здоровья. Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре.
Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочь ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля и т.д. Например, мною были запланированы и проведены следующие классные часы на тему«Профилактика и сохранение здоровья младших школьников»: «Вредные привычки», «Правильно ли мы едим?», «Мы хотим расти зворовыми», «Учимся не болеть», «Крепкие зубы - здоровью любы», «Учимся управлять эмоциями», «Мальчики и девочки».
III. Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Список использованной литературы.
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987- 111 с. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991- 192 с.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт
применение / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. -
2002. - 114 с.
6. Митина Е.Л. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //
Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56-57.
Приложение.
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение - сидя на стуле. На счет 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Иходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 – исходно положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Исходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 - исходное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение, 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - исходное положение, 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Исходное положение - сидя, руки подняты вверх. На счет 1 сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Комплекс упражнений для снятия утомления с туловища
Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову. На счет 1 резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову. На счет 1-5 круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Исходное положение - стоя, ноги врозь. На счет 1-2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - исходное положение, 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений для мобилизации внимания
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, б - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, б - медленный.
Гимнастика для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами не поворачивая головы за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же - в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.