Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»
Цель:
- Освоение особенностей проведения народных праздников;
- Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства».
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках на примере «Масленицы» и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
Воспитательные:
воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства и музыки.
Развивающие:
развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
составить композицию «Праздничные народные гулянья. Масленица» с использованием работ учащихся.
Личностные:
1. Эмоциональный комфорт, толерантность.
2. Продолжать воспитание интереса и бережного отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.
3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Регулятивные:
1.Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы.
2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.
Познавательные:
1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.
2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия
Предметные умения:
1) Знают о древних символах и солярных знаках, характерных особенностях русской одежды.
2) Знают символические значения обрядовых действий на примере 2-3 народных праздников
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Межпредметные связи:
ИКТ, литература, изобразительное искусство. музыка
Формы деятельности:
фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Формы обучения:
деятельностный способ обучения
практикум
исследования
Методы и приемы
Словесный: проведение бесед на тему; наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма; практический: деление класса на подгруппы для работы; игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления. информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Основные:
ПК учителя, медиапроектор, презентация по теме, учебник, программное обеспечение, УМК
Дополнительные:
раздаточный материал, сетевые ресурсы
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний и умений. Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Цель:
Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздничные народные гуляния »
Технологическая карта урока №
22 - 23
Учитель:
Некрасова Е. С., Заварина М. Г.
Предмет:
Интегрированный (бинарный) урок ИЗО и музыка.
Класс:
5
Автор УМК:
Неменский Б. М.
Тема урока:
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве.
Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»
Цель:
- Освоение особенностей проведения народных праздников;
- Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства».
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках на примере «Масленицы» и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
Воспитательные:
воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства и музыки.
Развивающие:
развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
составить композицию «Праздничные народные гулянья. Масленица» с использованием работ учащихся.
Личностные:
1. Эмоциональный комфорт, толерантность.
2. Продолжать воспитание интереса и бережного отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.
3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Регулятивные:
1.Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы.
2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.
Познавательные:
1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.
2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия
Предметные умения:
1) Знают о древних символах и солярных знаках, характерных особенностях русской одежды.
2) Знают символические значения обрядовых действий на примере 2-3 народных праздников
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Межпредметные связи:
ИКТ, литература, изобразительное искусство. музыка
Формы деятельности:
фронтальная индивидуальная парная групповая
Формы обучения:
деятельностный способ обучения практикум исследования
Методы и приемы
Словесный: проведение бесед на тему; наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма; практический: деление класса на подгруппы для работы; игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления. информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Ресурсы:
Основные:
ПК учителя, медиапроектор, презентация по теме, учебник, программное обеспечение, УМК
Дополнительные:
раздаточный материал, сетевые ресурсы
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний и умений. Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Цель:
Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1. Организационный этап
Цели: Сконцентрировать внимание детей на себе, привести в порядок дисциплину, организовать детей к уроку, проверить готовность к уроку.
2. Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы? (Древо)
3. Узор, состоящий из повторяющихся знаков? (Орнамент)
4. Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов. (Земля)
5. Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий. (Вода)
6. Солярные знаки, выполненные в виде красных кругов с различными узорами (Солнце)
7. Образ, символизирующий представление о продолжательнице рода, о земле, которая родит урожай? (Берегиня)
8. Образ, символизирующий трудолюбие, движение солнца по небу? (Конь)
- ПРАЗДНИК
3. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала на основе изучения нового.
- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.
- Как вы думаете, а есть ли такая связь в старинных народных праздниках?
- Тогда какой будет тема нашего урока?
Слайд 3
Тема: «Праздничные народные гулянья».
Делу время – потехе час, - о чём гласит нам эта старинная пословица?
(отдых уместен, но должен быть к месту)
- Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.
Слайды 4 – 12
- Узнайте и вспомните русские народные праздники по слайдам.
- Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, пасха, троица и другие.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть.
Здесь же люди встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть.
На праздники крестьяне надевали не просто наряды, а традиционные праздничные костюмы.
Слайд 13
- Вспомним народный костюм, что носили мужчины: рубаха, кафтан, штаны, лапти или сапоги; женщины: рубаху, сарафан или юбку, душегрея, головной убор.
- У нас в посёлке тоже есть свои традиционные праздничные гулянья, которые отмечаем всем посёлком. Какие праздники? ( Новый год, масленица, день Подюги,проводы русской зимы…. и т. д.)
На все праздники наши творческие коллективы из ДК устраивают концерты, мы с вами можем послушать русские песни и частушки в их исполнении.
- Назовите какие творческие коллективы вы знаете?
Фольклорная группа «Частушка» д. «Вельцы»
Ансамбль народной песни «Заряница» п. Подюга
Вокальная группа «Сударушка»
Слайд 14
Фольклорная группа «Частушка», действующая в деревне Вельцы, образовалась в 1984 г. Бессменный руководитель – Валентина Семеновна Буянова. В составе группы женщины, на протяжении всей своей трудовой жизни неразлучно были связаны с колхозом. Возраст участниц от 55 до 75 лет. В репертуаре группы - русские народные песни, песни на свои стихи и музыку. Любимый жанр – частушки, большую часть которых группа сочиняет сама. Традиционные песни, задорные частушки, народные танцы «Звездочка», «Трояк», «Метелица» в исполнении группы, а также самобытный говор – визитная карточка Коношского района. «Частушка» - желанный гость на любых праздниках, проводимых не только на подюжской территории, но и в Коношском районе. Традиционный деревенский праздник в Вельцах - «Суслов день» проводится под мелодичные распевы фольклорной группы «Частушка», а завершается веселым частушечным хороводом, когда в пляс пускается вся деревня. Группа принимает активное участие в районных и поселенческих мероприятиях.
Активно представляет Коношский район за его пределами:
1. В декабре 2006 г. группа «Частушка» представляла Архангельскую область на праздновании 10-летия Поморского землячества в г. Москве.
2. В 2010 г. «Частушка» получила гран-при межрегионального фестиваля хоровых и вокальных коллективов «Рябиновые встречи», пос. Коноша.
3. 2011 г. стал очень насыщенным для участников группы: участие в 9-м Российском православном фольклорном фестивале «Рождество Христово» в Свято-Троицкой Александра Невского Лавре (г. Санкт-Петербург), межрайонном фестивале «Играй, гармонь» (г.Вельск), гала-концерте проекта «Созвездие северных фестивалей» (г. Архангельск).
4. 2013 год – представление Коношского района на Маргаритинской ярмарке в Архангельске. ТОС (Территориальное общественное самоуправление) «Вельцы» участвовал в конкурсе проектов, в результате его реализации самошитые костюмы – пары сменили на новые.
Слайд 15
Ребята, посмотрите фрагмент выступления группы «Частушка» на Маргаритинской ярмарке в городе Архангельск. Оно состояло из нескольких песен и частушек. Именно их мы сейчас и услышим.
Видео «Коношские частушки»
- На что обратили внимание? (пение без аккомпанента, интересное звукоизвлечение, народное пение)
Александр Супаков назвал эту группу «Русские бабушки», он просто не знал точного названия.
«Заряница» образовалась в 1998 году – это ансамбль народной песни. Руководителем до 2014 года была Стасьева Надежда Апполинарьевна, на данный момент Пирякова Екатерина николаевна. Участники в возрасте за 55 лет: гармонист - баянист Паушев Валентин Васильевич, Преображенский Михаил Ростиславович, Фалева Луиза Витальевна, Демидова Татьяна Федоровна и др. Репертуар - русские народные песни, песни советского периода. Уникальность группы в том, что они поют песни местных авторов из своей группы: Преображенского Михаила Ростиславовича и Паушева Валентина Васильевича.
Слайд 16
Вокальная группы «Сударушка» образовалась в 1993 году. Первые участницы - Светлана Лунгу, Татьяна Тюкачева, Ольга Осина, Елена Ловырева, Наталья Соловьева. Первым аккомпаниатором был Леонид Степанович Коношонок. Состав коллектива на сегодняшний день: 6 человек: Александра Мартынюк, Екатерина Капинос, Екатерина Пирякова, Татьяна Ноговицина, Валентина Беляева, Елена Ловырева, руководитель Анна Зозуля. География выступлений широка – населенные пункты Подюжского поселения, поселений Коношского района. Творчеством «Сударушки» восхищались жители-участники мероприятий Вельска, Солги, п. Октябрьского Архангельской области, Вожеги, Кадниковского Вологодской области. Принимали «Сударушку» и даже на сцене Архангельского драмтеатра и Архангельской государственной филармонии. Первые композиции, которые были в репертуаре группы – «У прясла», «Виновата ли я», «Одинокая гармонь».Сейчас поют песни из репертуара «Северного русского народного хора» Северного государственного народного хора. Перенимают опыт у группы «Частушка», есть совместные проекты.
Все костюмы были изготовлены наше подюжской мастерицей Надеждой Ивановной Потяговой.
- В древности люди одухотворяли природу, наделяли её сверхъестественными способностями.
Назовите мне весенний праздник, связанный с природой и небесным телом? (масленица)
Песня учащихся «Ой блины».
Слайд 17
Масленица -древнийславянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица»,
что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам
после дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило
солнце растапливает снега. В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и
выражение «первый блин комам» т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и
православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей.
А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю вспомнить как.
Слайд 18
Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник –заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Среда –лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.
Четверг –широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.
Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.
Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.
Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя.
Песня «Как на масляной неделе»
Слайд 1
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.
Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне , особо почитали Ярилу – бога солнца. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое , давало свет , пищу, тепло человеку. Масленица была праздником весеннего животворного солнца. Ее еще называли честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя.
- А посмотрите, как одевались на масленицу, яркие наряды так и говорят нам о приходе весны!
(просмотр слайдов)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Какие старинные народные праздники вы можете назвать? (называют праздники)
– Ребята, вы знаете, что 22 марта состоится празднование 80-летия со дня основания Коношского района. Праздновать это событие будет весь район. Мы с вами тоже на уроках музыки разучиваем песни про нашу малую родину. Давайте исполним песню «Маленький поселок»
Песня «Маленький поселок»
5. Практическая работа. ( ---мин.)
Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. Сейчас вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.
Домашнее задание по музыке: сочинить частушку на тему «80 лет Коношскому району» или «80 лет газете «Коношский курьер»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Песня «Как на масленой неделе»
Как на масленой неделе со стола блины летели,
И сыр, и творог всё летело под порог.
Как на масленой недели из печи блины летели.
Весело было нам, весело было нам.
Прошла маслена – кончилось гулянье.
Идем теперь на отдыханье.
Песня «Мы давно блинов не ели»
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!
В квашне новой растворили, Два часа блины ходили.
Ой,…
Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица.
Ой,…
Напекла она поесть, Сотня штук, наверно, есть.
Ой,…
На поднос блины кладите Да к порогу поднесите.
Ой,…
Гости, будьте все здоровы,Вот блины мои готовы.
Ой,…
Эх, Масленица-непогасница! До чего ты довела? До Великого поста!
Песня «Маленький поселок»
Маленькой поселок - домики, сады.
Место, где с пеленок рос счастливый ты. Детский сад и школа, добрый отчий дом. Ты о них, веселый, не забудь потом.
Об отцах и дедах память сохраним. Жизнь за наше детство отдали они. Возле новой школы плачет тихий сквер – В маленьком поселке памяти пример.
Родина большая громко позовет. Но в душе пусть тихо малая живет. Маленькой поселок - домики, сады.