Цель урока: получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами.
Тема урока: «Праздничные народные гулянья».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
- Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
- Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
- Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
- Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.
Задание: составить композицию «Ярмарка» с использованием работ учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки.
Материалы: ножницы, клей, рисунки ребят, основа для композиции, иллюстрация карусели. (Приложение 3)
Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, костюм скомороха.
Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку любит» (Приложение 2), музыка Стравинского «Петрушка»; «Народные гулянья».
Литературный ряд: Строительство древних городов (Приложение 1), загадки (Приложение 4), слова скомороха (Приложение 5)
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
- Оргмомент
- Контроль знаний
- Экспозиция (начало действия).
- Завязка (разработка и постановка проблемы).
- Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
- Развязка (практическая деятельность учащихся).
- Эпилог (афиширование продукта деятельности).
- Рефлексия (повторение и обобщение).
- Последействие (домашнее задание).
Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.
Деятельность учителя.
Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе.
Кроссворд «Устройство русской избы»
Тест по теме «Древние корни народного искусства»
Слайд №2 щелчок.
Вступительное слово учителя.
– Это, что за шум и звон?
– Кто-то в гости к нам идет?
– Спасибо, скоморох, за приглашение.
– Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке?
– А что такое ярмарка?
Слайд №3 щелчок; №4 щелчок;
№5 щелчок; №6 щелчок.
Ярмарка – это праздник, веселье.
Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, веселые молодецкие забавы.
– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.
Называет тему урока. «Праздничные народные гулянья»
Слайд №7 щелчок.
Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составим композицию «Ярмарка»
Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
Рассказывает о праздниках.
– Ребята, а вы любите праздники?
У каждого народа есть праздники.
Все люди любят праздники.
Возникли праздники неслучайно.
С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Слайд №8 щелчок.
Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.
Слайд №9 -15
Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, пасха, троица и другие.
(просмотр презентации «Масленица» из коллекции ЦОР) В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть.
Просмотр содержимого документа
«pril2»
Приложение 2.
Народная запевка «Селезенька утку любит»
Запевала: Селезенька утку любил,
Он на ярмарку утку водил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
Молодая утка!
Запевала: Он на ярмарку утку водил,
Сарафан ей новый купил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
В сарафане утка.
Запевала: Он на ярмарку утку водил.
Ей платочек новый купил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
И в платочке утка!
Запевала: Селезенька утку любил,
Он на ярмарку утку водил.
Хор: Ай, люли, утку, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
Молодая утка!
Запевала: Он на ярмарку утку водил,
Он сапожки утке купил…
Хор: Ай, люли, утка,утка-ворктка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
И в сапожках утка!
Просмотр содержимого документа
«pril5»
Просмотр содержимого документа
«Тема урока»
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Учитель: Антонова Марина Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Лысые Горы Саратовской области»
Тема урока: «Праздничные народные гулянья».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.
Задание: составить композицию «Ярмарка» с использованием работ учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки.
Материалы: ножницы, клей, рисунки ребят, основа для композиции, иллюстрация карусели. (Приложение 3)
Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, костюм скомороха.
Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку любит» (Приложение 2), музыка Стравинского «Петрушка»; «Народные гулянья».
Литературный ряд: Строительство древних городов (Приложение 1), загадки (Приложение 4), слова скомороха (Приложение 5)
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
Оргмомент
Контроль знаний
Экспозиция (начало действия).
Завязка (разработка и постановка проблемы).
Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
Развязка (практическая деятельность учащихся).
Эпилог (афиширование продукта деятельности).
Рефлексия (повторение и обобщение).
Последействие (домашнее задание).
Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.
ХОД УРОКА
Элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент Проверка знаний Экспозиция | Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе. Кроссворд «Устройство русской избы» Тест по теме «Древние корни народного искусства» Слайд №2 щелчок. Вступительное слово учителя. – Это, что за шум и звон? – Кто-то в гости к нам идет? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Вбегает скоморох. Ой, вы люди, люди добрые, Да люди русские Други наши верные! Слушайте все и не говорите, Что не слышали! Приглашаем всех на ярмарку С баранками, медом, С конфетами мятными, Пирогами сытными. А за чаем дома не засиживайтесь. Вставайте-ка, да водите Хороводы русские С песнями веселыми, Шутками задорными, Играми потешными. |
Завязка | – Спасибо, скоморох, за приглашение. – Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке? – А что такое ярмарка? Слайд №3 щелчок; №4 щелчок; №5 щелчок; №6 щелчок. Ярмарка – это праздник, веселье. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, веселые молодецкие забавы. – Давайте попробуем назвать тему нашего урока. Называет тему урока. «Праздничные народные гулянья» Слайд №7 щелчок. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составим композицию «Ярмарка» | Отвечают на вопрос. Называют тему урока. |
Кульминация | Настраивает учащихся на выполнение основного задания. Рассказывает о праздниках. – Ребята, а вы любите праздники? У каждого народа есть праздники. Все люди любят праздники. Возникли праздники неслучайно. С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. – Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник? – Какие русские народные праздники знаете вы? Слайд №8 щелчок. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ. Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Слайд №9 -15 Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, пасха, троица и другие. (просмотр презентации «Масленица» из коллекции ЦОР) В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему. Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть. Здесь же люди встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть. На праздники крестьяне надевали не просто наряды, а традиционные праздничные костюмы. Слайд №16 щелчок. – Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси? Предлагаю рассмотреть репродукции картин Слайд №17 щелчок. Б. Кустодиев «Праздник в деревне» – О чем хотел рассказать нам художник? Слайд №18 щелчок. Б. Кустодиев «Ярмарка» – Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной, звонкой? – Назовите мастеров, торгующих своими товарами, и то, что они продают. | Внимательно слушают учителя, участвуют в беседе. Называют ассоциации к слову праздник. Перечисляют праздники Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Описывают представленные картины. |
Развязка | – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но вот беда, куда, же нам ехать? На доске открывается «голый» лист с мостовой. – Города-то нет. Задание: Давайте вместе с вами построим городок. В старину строителя называли зодчий. У нас в классе тоже есть зодчий, который расскажет нам о том, как строились древние русские города. Слайд №19 щелчок. – Каждый из вас может стать зодчим и поучаствовать в строительстве города, а в центре города у нас будет рыночная площадь. Предлагаю вырезать фронтоны домов, выполненные вами и построить город. Инструктаж по технике безопасности. – Вот и готов наш городок. В каждом городе была рыночная площадь, вот туда мы с вами и приехали. Учитель приклеивает в центр площади иллюстрацию карусели – Нарядная у нас площадь? – Кого-то у нас еще не хватает на площади? В Русских городах и больших торговых селах шумели, галдели, зазывали своим товаром веселые ярмарки. Задание: Давайте оживим нашу площадь. На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и разместить их на нашей площади. Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться. Слайд №20 щелчок. И языка нет, а правду скажет. (Книга) На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф) Зубов много, а ничего не ест. (Расческа) Я бел как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред. (Сахар) Музыка. Предлагает закончить урок народной запевкой «Селезенька утку любит». Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку, то входят в круг поющих, то выходят из него. Каждый раз «утка» быстро надевает обновку, которую затем всем показывает. | Выход скомороха. – Внимание, внимание, внимание! Открывается гуляние. Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет! Зодчий рассказывает о строительстве древних русских городов Учащиеся вырезают фронтоны домов и наклеивают их на лист мостовой. Отвечают на вопросы. Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда, где им нравится. Прибирают свой рабочий стол. Выход скомороха. – Сколько собралось умных да смышленых, сейчас я вас проверю да загадки загадаю про ярмарку, про товар, что купцы привозили на ярмарку. Загадывает загадки, ребята отвечают. Отгадывают загадки. Дети выходят, становятся группами и запевают песню. |
Эпилог | Посмотрите, какая красивая и веселая получилась у нас «Ярмарка». – Понравился ли вам праздник? – Какой этап урока вам больше всего понравился? – Что нового вы узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. |
Рефлексия | – Наш урок подошел к концу. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Эй, напелись, наплясались. «Ой, полным-полна моя коробочка, Есть и ситец и парча», – Так поется в песне, Но у нас с вами, Коробка уже пуста. Слайд 21 щелчок. Вот и солнце закатилось Наша ярмарка закончилась. Приходите в гости к нам Рады мы всегда гостям! Слайд №22 щелчок; №23 щелчок. – Спасибо за праздник. Афиширование продукта деятельности, выставление оценок. | |
Последействие | Объясняет домашнее задание. | Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках» |
Просмотр содержимого презентации
«pril»
ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ
Антонова Марина Васильевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №2 р.п. Лысые Горы Саратовской области
Ярмарка – это праздник, веселье .
Тема урока : «Праздничные народные гулянья».
Праздник – это яркое зрелище,
нарядные одежды,
песни,
танцы,
театрализованные
представления.
Русские народные праздники
Русская народная праздничная одежда.
Б.Кустодиев. Праздник в деревне.
Б.Кустодиев. Ярмарка.
Древние русские города
Загадки
И языка нет, а правду скажет.
На стене висит, болтается, за него всяк хватается.
Зимой протянулся, а летом свернулся.
Зубов много, а ничего не ест.
Я бел, как снег, в чести у всех
и нравлюсь вам во вред.
Вот и солнце закатилось. Наша ярмарка закончилась. Приходите в гости к нам Рады мы всегда гостям!
Спасибо
за
праздник !
Источники информации. Колокольчик. http://prikol.i.ua/view/700734/ Скоморохи. http://illustrators.ru/illustrations/125271 Картина Кустодиева " Ярмарка" http://clubs.ya.ru/4611686018427388162/replies.xml?item_no=17115 Картина Кустодиева «Праздник в деревне». http://artcyclopedia.ru/derevenskij_prazdnik_(osennij_selskij_prazdnik)_1914-kustodiev_boris.htm Скоморохи. http://folkportal.3dn.ru/photo/1-0-6-3 Гадания на Рождество и в Святки. "Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать" http://www.donbass.ua/news/home-and-family/holidays/2010/01/06/gadanija-na-rozhdestvo-i-v-svjatki-suzhenyi-rjazhenyi-pridi-ko-mne-uzhinat.html С троицей всех! http://www.detkityumen.ru/forum/1581906/?page=11 Вітаєм Вас зі світлим святом Пасхи. Христос Воскрес! http://www.hortingclub.ru/index.php?/topic/108-з-великоднем/? Веселые молодецкие забавы. http://www.mospicnic.ru/24/news.html Новый год. http://www.liveinternet.ru/users/teanika/post145212108/ Зимой. http://akmaya.ru/post146508495/ Масленица. Проводы зимы. http://blogs.mail.ru/mail/tanyushkaiz/1497606679A3C83E.html