урок «Праздничные народные гулянья» является обобщающим уроком по теме «Древние корни народного искусства», требует активного участия учащихся, по ходу урока ребята строят город ( храмы, терема), устраивают ярмарку, соревнуются в знаниях пословиц и поговорках, поют песни и частушки. В ходе урока: учитель проверяет знания учащихся, а ребята получают удовольствие от соревнований
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздничные народные гулянья »
Тема урока: «Праздничные народные гулянья».
Цель: обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольклор.
I. Организационный момент.
II. Сообщение новых знаний.
1) Вступительное слово учителя.
- Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник - это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода - сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем в широкой ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой - горки, веселые молодецкие забавы.
Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее, выгодное место. Едем, едем, подъезжаем, а города-то и нет.
На доске открывается «голый» лист с мостовой (основа для композиции).
Давайте вместе с вами построим город. В старину строителя называли зодчий. У нас в классе тоже есть зодчие, пусть они нам помогут.
2) Сообщения учеников.
Выходят зодчие и выбирают из вырезанных рисунков подходящие изображения теремов. Учащиеся вырезают фронтоны домов, выполненных на уроке 2. Зодчие наклеивают их на лист. После завершения композиции зодчие рассказывают о том, как строились древние русские города.
Города, как и деревни, были деревянными. Редкие здания строили из камня. Это были храмы и боярские терема. Город огораживали высокой стеной, деревянной или каменной, дороги и площади мостили булыжником или выкладывали досками. Главным сооружением в городе всегда был храм. Церковь служила не только местом духовного культа, но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, чтобы обсудить свои дела, и даже заключали сделки. Поэтому церковь обрастала пристройками для практических надобностей. Церкви украшались не только христианскими символами, но и древними языческими знаками и фантастическими животными. В городах возник новый вид художественного ремесла - резьба по камню.
Практическая работа.
В каждом городе была рыночная площадь, вот туда мы с вами и приехали.
Учащиеся вырезают изображения людей в нарядных костюмах, выполненных на уроке 8. Выбирается группа детей для составления композиции «Ярмарка». Пока они работают, учащиеся могут вспомнить народные пословицы и поговорки.
Актуализация темы.
В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц - народных изречений.
Пословицы - это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. В кратких пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Пословица, как затейливый узор, тоже имеет свои образные корни. Давайте вспомним русские пословицы, связанные с праздником и весельем.
У наших ворот всегда хоровод.
Из песни слова не выгородить.
Гуляй, да не загуливайся.
Делу время - потехе час.
Шутку любишь над Фомой - так люби и над собой.
Шутил Мартын, да спрятался под тын.
Тогда пляши, когда играют.
Всякий пляшет, да не как скоморох.
Постарайтесь объяснить смысл этих пословиц.
Анализ работ.
Инсценировка.
Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться!
Дети выходят, становятся группами и запевают песню
«Селезенька утку любит». Выбираются селезень и утка. Они уходят под руку, то входят в круг поющих, то выходят из него. Каждый раз «утка» быстро надевает обновку, которую затем всем показывает.
Запевала: Селезенька утку любил,
Он на ярмарку утку водил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
Молодая утка!
Запевала: Он на ярмарку утку водил,
Сарафан ей новый купил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
В сарафане утка.
Запевала: Он на ярмарку утку водил,
Ей платочек новый купил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востро носенькая,
И в платочке утка!
Запевала: Селезенька утку любил,
Он на ярмарку утку водил.
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
Молодая утка!
Запевала: Он на ярмарку утку водил
Он сапожки утке купил...
Хор: Ай, люли, утка, утка-воркутка,
Чернохвостенькая, востроносенькая,
И в сапожках утка!
Можно продолжить праздник исполнением частушек. Зрительный ряд: работы, выполненные учащимися в течение четверти. Музыкальный ряд: плясовая музыка.
VII. Задание на каникулы: подобрать иллюстрации на тему «Старинное и современное народное декоративное искусство».