kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Почему осенью листья желтеют и опадают»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательная: дать более полное представление о жизни растений осенью.
  2. Развивающая: развивать мышление, любознательность, речь, словарный запас.
  3. Воспитательная: воспитывать умение работать в группах, воспитывать бережное отношение к растениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Почему осенью листья желтеют и опадают»»

Қазақстан Республикасы білім және ғылым Министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Тараз қаласы әқімдігінің білім бөлімі

Отдел образования акимата города Тараз


Мемлекеттік білім мекемесі

«А. С. Пушкин атындағы № 41 көпсалалы гимназия»

Государственное учреждение образования

«Многопрофильная гимназия № 41 имени А. С. Пушкина»




Открытый урок

по познанию мира: «Почему осенью листья желтеют и опадают»



Учитель начальных классов высшей категории:

Ахметвалиева Светлана Николаевна







Тараз 2011 г.

Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают»

Цели:

  1. Образовательная: дать более полное представление о жизни растений осенью.

  2. Развивающая: развивать мышление, любознательность, речь, словарный запас.

  3. Воспитательная: воспитывать умение работать в группах, воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: листья, рисунки, сочинения учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Проверка домашнего задания.

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

На дворе голо и пустынно, а мы поиграем в волшебников, повернем время вспять, нарядим деревья и дадим себе и нашим гостям возможность полюбоваться еще раз красивым нарядом деревьев.

А, чтобы волшебство свершилось, вы должны ответить на ряд вопросов, то есть хорошо знать домашнее задание.

- Как называется тема о которой мы начали разговор на прошлых уроках. (Растение – живой организм)

- Итак, идут к доске отвечать домашнее задание.

Вопросы.

  1. Как появляются растения?

  2. На какие группы делятся растения?

  3. Назови части растения.

  4. Почему растения живой организм?

  5. Назови виды деревьев.

  6. Какие виды кустарников вы знаете?

  7. Назовите виды травянистых растений.

  8. Что такое корень?

  9. Какую работу выполняет корень?

  10. Какие бывают корни?

  11. Какие части растения расположены на стебле? (ветви, листья, цветы, плоды и семена)

  12. Какую работу выполняет стебель? (По стеблю питательные вещества поступают от корня к листьям, цветам и плодам)

  13. Какие бывают стебли? (Стебли бывают твердыми, мягкими и гибкими)

  14. Где расположены листья? (На стеблях и ветвях)

  15. Какие бывают листья? (Листья бывают разной формы и величины, крупные, мелкие)

  16. Какую работу выполняют листья? (Листья, как и корни снабжают растения питательными веществами. Именно в листьях вырабатываются такие питательные вещества, как сахар и крахмал, которые нужны для роста растения)

  17. Как дышат растения? (Растения дышат листьями: поглощают углекислый газ, а выделяют кислород)

  18. Какова роль растений в жизни человека? (Растения дают нам пищу, воздух, одежду, растения охраняют наше здоровье, выделяют кислород, который необходим всему живому для дыхания, поглощают углекислый газ, очищают воздух от загрязнений, оберегают от ветра плодородный слой почвы)

- Молодцы, ребята, все вы хорошо поработали, чудо свершилось, как замечательно преобразились деревья.

Давайте, все вместе выразим свое восхищение. Как его можно выразить? (Хлопают в ладоши)

Чем же одно дерево отличается от другого? (Листьями)

  1. Сообщение темы и цели урока.

На прошлом уроке вы уже много открыли для себя знаний о листьях, что бы вы сегодня хотели еще узнать о них?

Листья.

  1. Почему летом листья зеленые, а осенью желтые, красные, бурые.

  2. Почему листья опадают с деревьев?

  3. Почему у одних деревьев листья опадают быстрее, чем у других?

  4. В какие цвета окрашиваются листья и почему? Почему листья окрашиваются в разные цвета?

  5. Какого цвета больше осенью?

  6. Листопад это хорошо или плохо? Что произошло бы с деревьями, если листья не опали?

  7. Почему не все листья желтые, а есть красные, багряные, оранжевые, коричневые?

Молодцы, что вы такие почемучки и такой любознательный народ.

4. Работа над новым материалом.

  1. Некоторые ребята уже дома попытались ответить на некоторые из этих вопросов. Давайте послушаем их версии.

  2. А теперь давайте, попробуем все вместе ответить на все ваши вопросы.

- Какими были листья на деревьях летом? Почему листья имеют зеленый цвет?

- В какие цвета они окрасились осенью? (Коричневые, бурые, желтые, красные)

- Какого цвета больше?

Как вы думаете почему осенью меняется цвет листьев? (мало солнца, холодно)

- Что происходит с пожелтевшими листьями? (Они опадают с деревьев)

- Как называется такое явление? (Листопад)

- Отчего же зависит цвет листьев, почему одни желтые, другие красные, третьи оранжевые? А летом они были зелеными?

5. Работа с учебником.

Нужна помощь друга, давайте обратимся к учебнику, стр. 40.

Возьмем в руки карандаши, читаем текст с пометками. (+ это я знал, ! открыл для себя новое, ? хочу узнать больше)

Ответы детей:

Это я знал

Открыл новое

Хочу узнать больше

1. Весной деревья покрываются зелеными листьями, становятся пышными и красивыми

1. Под действием солнечных лучей в листьях вырабатывается особое вещество: хлорофилл. Он придает листьям зеленый цвет.

1. О том как образуется перегной.

2. Осенью мало солнечного света и тепла, поэтому на деревьях больше желтых листьев.

2. Осенью мало солнечного света и тепла, листья прекращают вырабатывать хлорофилл и желтеют.

2. Почему одни листья желтеют, другие краснеют.

3. Травянистые растения тоже желтеют.



4. Опавшие листья и ветки гниют и превращаются в перегной.



Спасибо учебнику.

6. Давайте обобщим наши знания по вопросу: «Почему же желтеют листья?»

Заглянем в таблицу

Цвета листьев

Причины

Зеленые

Солнце, свет, тепло.

Вырабатывается хлорофилл.

Желтые

Солнечные лучи дают мало тепла, мало света, замедляется питание растений, уменьшается продолжительность дня.

Листья не вырабатывают хлорофилл.

7. А теперь обратимся к помощи зала.

Ребята подготовили вам дополнительные сообщения о том, почему листья желтеют и опадают.

1 ученик: В клетках здорового листа содержится зеленый (хлорофилл) и желтый пигмент. Хлорофилл придает листу зеленый цвет. С наступлением холодов хлорофилл разрушается и на первый план выступает желтый пигмент. У некоторых растений к тому же происходит образование красного пигмента. Сочетание разных оттенков красного и желтого пигмента и придает листьям такое разнообразие оттенков: красного, коричневого, бурого, рыжего, багряного, желтого, оранжевого.

2 ученик: Листья испаряют большое количество влаги, но с наступлением холодов почва сильно охлаждается, охлаждается и вода, которая в ней находится. А такую холодную воду, корни растений не всасывают. И поэтому, сбрасываю листья, растения спасаются от засухи. Оставшиеся на зиму листья, принесли бы огромную беду для растений. Ветки деревьев не выдержали бы тяжесть снега, ложащегося на листья и сломались. Итак, сделаем вывод № 1.

3 ученик: Итак, вывод № 1. В листьях лиственных растений летом активно образуется живое вещество. Это живое вещество хорошо поглощает солнечное тепло и свет и растения быстро растут.

4 ученик: Растения осенью при похолодании значительно уменьшают «аппетит», а при сильных похолоданиях совсем прекращают потреблять воду и углекислый газ. Оставшееся в листе ненужным, живое вещество умирает, но эти красивые краски – цвета умерших листьев, и растение легко их сбрасывает.

Лист становится ненужным, начинается листопад.

5 ученик: А вот хвойные деревья (ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник) переживают зиму без листопада. Дело в том, что листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей пропитанной пробковым веществом. Такие листья испаряют гораздо меньше влаги, чем широкие листья лиственных деревьев и кустарников. Вот почему хвойным деревьям, почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы небольшое количество воды. А еще хвоинки очень гладкие и располагаются по обеим сторонам веток. Они образуют скользкую поверхность. Поэтому снег на них не залеживается и соскальзывает вниз.

6 ученик: Вывод № 2. Хвоинки – видоизмененные листья растений. Поэтому они остаются вечнозелеными. Хвоя у них тоже опадает, но постепенно, на месте опавшей вырастают новые хвоинки, поэтому мы почти не замечаем опад хвои.

7 ученик: Какова же очередность листопада у различных деревьев? Оказывается, вначале сбрасывают листья теплолюбивые растения, за ними – менее теплолюбивые, а последними сбрасывают лист холодостойкие растения, к которым относятся: клен, акация, яблоня, груша, береза.

Листьям теплолюбивых растений, для образования живого вещества, требуется больше тепла и света, они более чутко реагируют даже на небольшое изменение тепла и света.

8 ученик: В хвойных деревьях, живое вещество не умерло, как в лиственных осенью, так как хвоинка хорошо защищена от холода и испарения воды толстой кожицей и растение очень мало расходует влаги, его рост почти остановился, но именно почти. Оно продолжает расти очень, очень медленно, так как мало тепла.

9 ученик: Исключение среди хвойных представителей – лиственница. Она сбрасывает свою хвою на зиму, отчего и получила такое название. Почему это происходит? Дело в том, что родина лиственницы – Восточная Сибирь, где особенно жестокие морозы, до 60 – 70 градусов. При таких морозах земля промерзает на 3-4 метра и хвое не хватает воды, она замерзает.

Поэтому лиственница и сбрасывает хвою. Хвоя у лиственницы осенью желтеет, как и листья и опадает.

10 ученик: Итак, сделаем еще один вывод. Хвоя лиственницы не похожа на хвою ели, пихты, сосны – она редкая, короткая, мягкая и не блестит, потому что у нее нет налета воска, как у других хвойных. Ей не надо защищаться от холода и испарения, так как на зиму дерево сбрасывает хвою, а летом же она живет подобно листу.

11 ученик: Какие растения, кроме хвойных остаются вечнозелеными? Оглянитесь вокруг! Конечно же, комнатные! А почему? Правильно! За комнатными растениями ухаживает человек. Среди комнатных растений большинство травянистых, хотя есть и кустарники и даже древесные породы, правда небольшие (фикус, лимонное дерево).

Для нормальной жизни комнатных растений необходимы свет, тепло, вода. Почву в которой они растут, нужно удобрять, рыхлить. Листья нужно освобождать от пыли, убирать сухие листья и стебли.

Такой уход за комнатными растениями делает их вечно зелеными.

12 ученик: А еще есть теплицы, в которых круглый год растут растения. Теплицей называется помещение с закрытыми прозрачными стенами и крышей, которое отапливается и освещается сильными лампами. В ней создаются условия для роста растений зимой.

  1. Работа в группах.

1 группа: «Составить синквейн о листьях».

Листья.

Дышат, питаются

Зеленые, желтые, красные.

Листья очищают воздух

Здоровье.

2 группа: «Составить стихотворенье о листьях».

Падают, падают…

В нашем саду…

Желтые, красные…

По ветру кружат…

3 группа: Написать небольшое мини-сочинение на тему: «Почему желтеют и опадают листья».

4 группа: «Разгадать кроссворд».

Задание: «В кроссворд впишите названия органов растений соответственно цифрами».

5

1

4

2

6

3

















По горизонтали: 1. Орган растет вниз, находится в почве. 2. Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. 3. Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды.

По Вертикали: 4. Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена.

5. Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода.

6. Органы находятся в плодах, ими растения размножаются.

Ответы: По горизонтали: 1. Корень. 2. Листья. 3. Цветок.

По вертикали: 4. Плод. 5. Стебель. 6. Семена.

  1. Игры и задания для проверки знаний. (слайды)

Учитель:

1. Какой огромный праздник празднует наша страна в декабре?

(20 лет Независимости)

  1. Как мы поздравляли нашу республику на нашем классном часе, посвященном 20-летию Независимости? (Запускали в небо шары)

  2. А сегодня я предлагаю соткать ковер необыкновенной красоты из разноцветных листьев.

  3. Право плести ковер предоставляется всем, то правильно ответит на все мои вопросы.

Вопросы:

  1. С какого дерева этот лист?

  2. Что лишнее?

  3. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

  4. Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму?

  5. Из каких частей состоит лист? (Из листовой пластинки и черешка)

  6. Какие виды листовых пластинок вы знаете? (Простые и сложные)

  7. Почему листовая пластинка называется сложной? (Лист рябины или каштана состоит из нескольких отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист. Такие листья называются листовыми пластинками сложной формы.)

  8. Прочтите текст. Сколько ошибок в нем допущено?

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

Правильные ответы.

  1. Листья есть – это хвоинки.

  2. У лиственницы листья на зиму опадают.

  3. Хвойные растения не цветут.

  4. У хвойных растений нет плодов


  1. Какую роль играет листопад в жизни растений?

(Он защищает растения от высыхания)

  1. Когда наступает листопад?

(Когда уменьшается световой день и начинается осеннее похолодание)

  1. Едят ли животные опавшие листья?

(Опавшие листья – ядовиты, поэтому животные их не едят)

  1. А какие листья они едят они едят?

(Зеленая хвоя, как и любой живой лист, съедобна и полезна)

  1. Как часто опадает хвоя? (Один раз в 3-4 года)

Итог.

Ребята, этот яркий ковер, наши хорошие знания – это подарок нашей Республике ко дню Независимости. А знаете ли вы ребята, сколько даров у осени к празднику. Их просто не счесть. В этом году осенью хлеборобы собрали много хлеба. В садах и огородах много овощей и фруктов. А вот и сама осень пришла к нам на урок.

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, поздравляю вас с 20-летием Независимости Республики. Отведайте моих угощений и будьте здоровы, никогда не болейте.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Почему осенью листья желтеют и опадают»

Автор: Ахметвалиева Сажида Хизбуллаевна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 376016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Интегрированный урок по предметам Познание мира и Самопознание "Почему осенью листья желтеют и падают?" "
    ["seo_title"] => string(116) "intieghrirovannyi-urok-po-priedmietam-poznaniie-mira-i-samopoznaniie-pochiemu-osien-iu-list-ia-zhieltieiut-i-padaiut"
    ["file_id"] => string(6) "190141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427110149"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема: Почему осенью листья желтеют и опадают? "
    ["seo_title"] => string(54) "tiema-pochiemu-osien-iu-list-ia-zhieltieiut-i-opadaiut"
    ["file_id"] => string(6) "157712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421644013"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок по познанию мира "Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают?" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-poznaniiu-mira-list-ia-pochiemu-osien-iu-list-ia-zhieltieiut-i-opadaiut"
    ["file_id"] => string(6) "216913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433176013"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проект-презентация "Почему деревья сбрасывают листву осенью" "
    ["seo_title"] => string(71) "proiekt-priezientatsiia-pochiemu-dieriev-ia-sbrasyvaiut-listvu-osien-iu"
    ["file_id"] => string(6) "202353"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429225366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Игра-путешествие "И снова осень к нам пришла" "
    ["seo_title"] => string(49) "ighra-putieshiestviie-i-snova-osien-k-nam-prishla"
    ["file_id"] => string(6) "140594"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417970930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства