КТД «И снова осень к нам пришла»
Цель: развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по окружающему миру; формирование нравственно-ценностного отношения к родной природе.
Методы: коллективная творческая деятельность.
Форма проведения мероприятия:
- Конкурс рисунков об осени.
- ПеКонкурс поделок из природного материала
- Игра-путешествие по станциям
Аудитория: учащиеся 1 – 4-х классов.
Правила игры:
ред началом игры учащиеся принимают участие в конкурсе рисунков об осени и поделок из природного материала, затем классы путешествуют по различным станциям в соответствии со своими маршрутными листами (Приложение 1). На каждой станции учащихся начальной школы встречают ученики среднего звена, после выполнения какого-то задания класс получает кленовый лист и в конце игры составляются из листьев букеты и прикрепляются на стенде. После игры-путешествия подводятся итоги конкурсов рисунков и поделок, вручаются грамоты.
Ход игры:
Открытие игры:
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть в нашем гостеприимном зале. Как я понимаю, здесь собрались те, кто любит природу, кто охраняет и бережно относится к животным и растениям. Здесь собрались те, кто чувствует красоту и величие мира цветов, удивительного мира животных.
Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Вот и вы сегодня отправитесь в путешествие по станциям, чтобы разгадать загадки осени. Путешествовать вы будете по маршрутным листам, а помогать вам будут в пути ваши старшие товарищи. В добрый путь!
«Станция № 1 – спортивная»
В спортивном зале проводится игра «У медведя во бору». Старший школьник в маске медведя сидит на лавочке возле стены. Дети из другого конца зала подходят к медведю со словами: «У медведя во бору грибы ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». Как только слова заканчиваются, дети убегают от медведя, который уже «проснулся и рычит» на ребят. Пойманный ученик садится на скамеечку рядом с медведем, дети продолжают игру-кричалку снова.
«Станция № 2 – грибная»
На следующей станции ребят встречают ведущие – старшие школьники:
– Кто из вас ходит в лес собирать грибы?
– Помните, что «не каждый гриб в кузовок кладут», а почему?
– Верно. Есть грибы ядовитые! В них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладёт, говорят: «Ходит в лесу – видят смерть на носу». Самый опасный гриб в наших лесах – бледная поганка. Кто знает этот гриб? Найдите его из грибов, представленных на доске.
– Посмотрите на этот гриб и хорошенько запомните.
– А теперь в кузовок нужно собрать только те грибы, которые вам уже известны (Дети снимают картинку, называя название гриба).
«Станция № 3 – «Загадкино»»
Ведущие загадывают ученикам загадки про осень.
Листья золотом стелила,
Краски травам подарила.
Лес наполнила грибами.
Полон огород плодами.
Бабье лето полетело.
Груши, яблоки созрели.
Рады все, кого не спросишь.
Ведь пришла к нам в гости – … (осень)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – ... (Дождь)
Осенью он тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает… (Иней)
Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку … (Слякоть)
Стоит Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь осенний пойдет –
Он и подрастет. (Гриб).
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Станция № 4 – «Краски Осени»
Дети мелками рисуют осенний пейзаж на асфальте.
Станция № 5 – «Поэтическая Осень»
На данной станции учащиеся по очереди рассказывают стихи поэтов об осени.
Станция № 6 – «Угадай-ка»
Ведущие предлагают детям 6 мешочков, в которых лежат дары Осени (картофель, лук, чеснок, яблоко, свёкла, морковь). Дети с закрытыми глазами на ощупь должны определить, что находится в мешочке.
«Станция № 7 – «Музыка Осени»»
На станции «Музыка Осени» обучающиеся разучивают песенку «Ах, какая Осень».
Где ты, где ты, милая осень?
Целый год тебя мы ждём.
В лес осенний по тропинке
Мы тебя встречать пойдём.
Ах, какая осень, ах какая, 2 раза
Вся из жёлтых листьев золотая,
И дождя серебряные капли,
Песенки поют.
В паутинках между берёзок
Прячет солнышко лучи.
Ягоды, грибы и орешки
Ты для нас прибереги.
Ах, какая осень, ах какая, 2 раза
Вся из жёлтых листьев золотая,
И дождя серебряные капли,
Песенки поют.
Ветер с Осенью танцует
И кружится листопад.
Разноцветные листочки
В вальсе радостном летят.
Ах, какая осень, ах какая, 2 раза
Вся из жёлтых листьев золотая,
И дождя серебряные капли,
Песенки поют.
«Станция № 8 – «Вопросы осени»
Викторина «Вопросы Осени»
1. Назовите осенние месяцы.
А знаете, почему они так называются? Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.) Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень»? (Это славянские названия осенних месяцев.)
2. Как называют осеннюю пору, когда погода стоит как летом и летает много паутины? (Бабье лето)
3. Знаете ли вы, на какой месяц приходится золотая осень? (Октябрь)
4. А знаете, почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными? (Из-за укорачивающегося дня и замирания жизнедеятельности дерева хлорофилл – пигмент, обеспечивающий листьям зелёную окраску – не успевает восстановиться, поэтому «проявляются» другие пигменты)
5. Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет? (Оказывается есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными. Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен).
6. А кто из вас знает зачем деревья сбрасывают осенью листья? (Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе).
7. А знаете, почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются самыми последними? (Они моложе всех и поэтому живут дольше).
8. Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов? (Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.)
9. Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а как называют охотники зайчат, рождившихся осенью? (Листопаднички)
10. Почему осенью птицы улетают на юг? (Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)
11. А кто их птиц остаётся зимовать с нами? (Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)
12. Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто из птиц на зиму прилетает к нам? (Клёст, свиристели, чечётки)
13. Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают? (Некоторые делают – например, сойки, совы.)
14. Холодный ветер – тоже частый спутник осени. С помощью чего можно узнать направление ветра? (С помощью флюгера)
15. Когда говорят: «Пошел на тихую охоту», что имеют ввиду? (Сбор грибов).
Закрытие игры.
Подводятся итоги игры: на большом стенде размещаются осенние букеты из листьев созданные командами во время игры. Победителям в конкурсе рисунков об осени и конкурсе поделок из природного материала вручаются грамоты.