Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности обучающихся с использованием современных методов, технологий обучения и воспитания.»
Организация проектной деятельности обучающихся с использованием современных методов, технологий обучения и воспитания
Васильева Г.Е., учитель биологии
г. Великий Новгород
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Для организации проектной деятельности использую следующие технологии: технология проблемного обучения, технология организации исследовательской деятельности, метод проектов, технология развития критического мышления, ИКТ-технологии.
На мой взгляд, наиболее эффективной формой осуществления проектной деятельности учащихся являются внеклассные занятия по биологии, т.к. они меньше ограниченны временными рамками, чем уроки. Поэтому, как показывает практика, именно на внеклассных занятиях имеется большая возможность углублять и расширять знания учащихся по предмету. В то же время у учащихся появляется возможность осуществлять перенос имеющихся знаний об основных изученных в курсе биологии фактах, явлениях, закономерностях в область проектной исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них проблемных ситуаций. При этом познавательная активность распространяется на всю учебную деятельность, способствуя формированию опыта творческой деятельности.
Организация проектной деятельности школьников по биологии предусматривает выполнение учащимися творческих исследовательских работ разной продолжительности: кратковременных, которые могут быть выполнены в результате одного или нескольких занятий, и долговременных (в виде исследовательских проектов), выполняемых практически на протяжении всего учебного года. Продолжительность исследовательской работы определяется уровнем подготовки учащихся к самостоятельному решению проблемы и сложностью исследования.
Практика показала, что в организации проектной исследовательской деятельности школьников чётко выделяются конкретные этапы организации деятельности учащихся и учителя, конкретно формулируются цели и задачи, подбирается методика исследования.
Приведём пример организации проектной деятельности школьников в пришкольном экологическом лагере.
На первом этапе важно выявить проблему исследования и обсудить её. Например, проблема в загрязнении природных водоёмов Великого Новгорода. Реки и озера испытывают все увеличивающуюся антропогенную нагрузку. Комплексное изучение водоёма невозможно без выяснения видового состава макробеспозвоночных гидробионтов. Поэтому проведение гидробиологического исследования реки Веряжи, которая протекает по окраине Великого Новгорода и впадает в озеро Ильмень, а затем мониторинга результатов исследований имеет природоохранительную и практическую направленность.
Исследовательской работе учащихся предшествует теоретическая подготовка к поисково-исследовательской деятельности (ознакомление с построением исследования, методами научного исследования, работа с учебной, справочной, научно-популярной и специальной литературой).
Далее определяется цель исследования, формулируются задачи, выбираются методы исследования, формируются группы для проведения исследований.
Цели работы:
1.Выяснить качественный состав фауны макробеспозвоночных гидробионтов.
2.Определить качество воды реки Веряжи по методике Майера.
Методы исследования:
1.Отлов беспозвоночных с помощью гидробиологического сачка.
2. Осмотр подводных предметов и растений.
3. Фиксация пойманных животных 96 % раствором этилового спирта.
4.Определение животных с помощью бинокулярных луп и определительных таблиц.
5.Оценка качества воды по методике Майера (биоиндикация по беспозвоночным).
Второй этап: проведение исследований (отбор проб воды из водоёма, проведение гидробиологического анализа проб, оценка качества воды).
Непосредственная работа школьников в ходе исследований требует от них не только применения разносторонних знаний, внимания, усидчивости, чёткости выполнения эксперимента, но и интеграции умений, сформированных в рамках учебных программ по естественнонаучным дисциплинам. Так, например, для полного и исчерпывающего решения проблемы исследования учащимся необходимо применять знания не только биологии (определение водных беспозвоночных, водной и прибрежной растительности), но и географии (обоснование выбора места отбора проб, климатические особенности местности).
Третий этап заключается в обсуждении результатов, формулирования выводов и рекомендаций, оформления работы и её презентации.
Для осуществления проектной деятельности на уроках можно использовать творческие задания, которые помогут определить интересную проблему исследования, выбрать тему коллективного исследовательского проекта. Задания рассчитаны, прежде всего, на размышление, анализ, самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуации. Если учащиеся затрудняются сразу найти верное решение, то указанные в задании направления поиска позволяют снизить уровень проблемности, но не снять при этом проблему совсем.
Теоретические экспресс-исследованияориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.
Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с теоретическими экспресс исследованиями. Возможная тематика исследований: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований ученики делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.
В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с информационными источниками, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Проведение учебного эксперимента.Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.
Домашние заданиятакже могут носить исследовательский характер:
1. Описание растений и животных по плану.
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).
Летние задания:
1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды простых и сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)
Таким образом, проектная деятельность на уроках и во внеклассной деятельности с использованием современных методов, технологий обучения и воспитанияпозволяют учителю стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать формированию умений работать с учебной, справочной, научно-популярной и специальной литературой, различными информационными источниками, приобретению навыков продуктивной совместной работы в группах, развивать творческие способности школьников.