Просмотр содержимого документа
«Областные особенности в русском танце»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Старь»
Дятьковского района Брянской области
«Областные особенности в русском танце»
Номинация «Открытый урок»
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Фетисова Г.Б.
Аннотация
к открытому уроку по народно-сценическому танцу
преподавателя МБОУ ДОД "ДШИ п.Старь"
Фетисовой Г.Б.
Тема: " Областные особенности в русском танце"
Вид урока: урок - путешествие
Форма урока: нетрадиционная
Цель:
расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы
формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца
Задачи: Образовательные
Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;
познакомить учащихся с областными особенностями русского народного танца (Воронежской, Курской, Саратовской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Брянской областей).
Формирование умений применять добытые знания в практической деятельности.
Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.
Развивающие
развитие навыков координации, памяти, внимания, ритмического слуха ;
развитие навыков работы с энциклопедиями, печатными изданиями, с компьютерными технологиями;
способствовать развитию познавательного интереса;
развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве
Воспитательные
расширение круга сведений из области хореографического искусства, формирование эстетических взглядов, пробуждение интереса к народно-сценическому танцу;
- наглядное пособие (фарфоровые куклы в костюмах разных областей из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)
Оборудование:
- музыкальный центр
- компьютер
- экран
- флеш накопитель
- видеопроектор
В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного танцевального искусства. Русский народный танец является одним из важных условий в формировании разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности.
Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях народно-сценическим танцем. Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию. Всю информацию учащиеся добывают сами, а преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, создает Презентацию (и конечно же учится вместе с детьми).
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия народно-сценическим танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.
СЦЕНАРИЙ
открытого урока по народно-сценическому танцу
преподавателя МБУ ДО "ДШИ п.Старь" Фетисовой Галины Борисовны
для учащихся 4,5,6 классов
Форма: нетрадиционная, урок-путешествие
Тема: " Областные особенности в русском танце"
План урока:
Организационный момент:
- приветствие;
- организация внимания.
Вводная часть, подготовка к активной работе:
- формулировка темы;
- цели и задачи;
- теоретический материал.
Основная часть, практическая работа:
- областные особенности русского народного танца, повторение
основных танцевальных элементов;
- разучивание комбинации дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
- исполнение танца "Заплетись плетень"
Поклон- прощание.
Подведение итогов урока.
Слайд №1 (тема урока)
Педагог: Всем, здравствуйте!
1
Сегодня у нас необычное занятие, а занятие - путешествие по родным просторам вместе с русским танцем.
Тема нашего урока "Областные особенности в русском танце".
Слайд №2 (цель урока)
Слайд №3 (задачи урока)
Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для
нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и
умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.
Слайд №4 (природа России)
Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».
(Учащиеся под русско-лирическую музыку делают русский поклон.)
Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два переменных шага вперёд, меняясь местами. Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места, 4 припадания на месте в повороте вправо. Руки опущены вдоль корпуса.
На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону,
«два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча.
На «раз» рука открывается в 3 позицию,
«и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола,
«и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.
Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.
Педагог: Итак, в добрый путь. Посмотрите на просторы нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.
Слайд № 5 (природа России)
2
Слайд №6 (природа России)
Педагог:Как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в танцевальном искусстве.
Слайд №7 (карта России)
Педагог:В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них -это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру.
Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно - художественное творчество.
Танец - душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.
Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
Пошагаем по земле - матушке. Знакомьтесь, перед нами Воронежская область
Слайд № 8 (карта Воронежской области)
Педагог:Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Воронежской области?
Ученица 5 класса (Булгакова А.) : Для Воронежской области характерны плавные движения, они должны быть непрерывными и спокойными.
Так же корпус должен быть не подвижным, как будто он плывет. Движения рук свободные - то вправо, то влево; могут быть согнуты в локтях.
Педагог: Хорошо. Давайте разучим с вами Воронежский "плавный" ход.
3
(педагог показывает , аученики все вместе повторяют движения, которые характерны областным особенностям Воронежской области.)
Воронежский плавный ход .Исходное положение ног: 6-я позиция. 2/4. раз - Шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно. и - Левая нога подставляется на полупальцы или к середине стопы, или к носку правой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. два - Повторение движения на счет «раз», и - Повторение движения на счет «раз-и».
Педагог: Ребята, давайте посмотрим на костюмы, в которые одевались в Воронежской области.
Слайд № 9 Фарфоровая кукла в народном костюме Воронежской области.
(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б)
(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Воронежской области)
Педагог: А сейчас ученики 4 класса исполнят основные движения из танца "Тимоня". (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Курской области.)
Педагог: Дальше наша путь-дорожка лежит в Саратовскую область.
Слайд № 14 (карта Саратовской области)
4
Педагог: Расскажите мне пожалуйста про характерные особенности Саратовской области.
Ученица 5 класса (Дёмина С) : Одна из самых главных характерных особенностей Саратовской области это хлопки в ладоши. Хлопают как мужчины, так и женщины, как в свои ладоши, так и друг друга. Ещё одна особенность - это движение рук в виде волн.
Слайд № 15 (Фарфоровая кукла в народном костюме Саратовской области)
Педагог: Рассмотрите костюм Саратовской области. (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Саратовской области)
Слайд № 16 (русский костюм Саратовской области)
Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца "Саратовская Рассыпуха". (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Саратовской области.)
Педагог: Дальше мы отправляемся с вами на север России - Архангельская область.
Слайд № 17 (карта Архангельской области)
Педагог: Кто расскажет о характерных особенностях Архангельской области?
Ученик 5 класса (Черкесов Р.) : Пляски здесь степенны и спокойны. Присядки
и хлопушки встречаются редко.
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим костюм Архангельской области.
Слайд № 18 (Фарфоровая кукла в народном костюме Архангельской области. (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)
Слайд № 19 (костюм Архангельской области)
(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Архангельской области)
Педагог: А сейчас, учащиеся 6 класса исполнят основные движения из танца "Шенкурские заковырки". (ученики 6 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Архангельской области.)
Ученица 6 класса (Цыганкова П.): В русском танце имеется весьма
5
распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол.Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби». Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.
Притопы в русском народном танце очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо. В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.
Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями. Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те,
6
ни на другие и т.д. Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.
Педагог: Мы сейчас с вами разучим комбинацию дробных выстукиваний. (Все учащиеся разучивают комбинацию дробных выстукиваний). Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка. Музыкальный размер- 2/4, исходное положение - 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек. 1такт - 1 - шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом -и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом -2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять -и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять 2такт - 1- удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола -и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять -2- наступить с силой на правую ногу -и- наступить на левую ногу 3такт - как 1-ый такт 4такт -1и –как "1и" 2-го такта -2- приставить правую ногу в 6-ую позицию
-и- пауза
5такт - 1и2 - "горох" с правой ноги -и- удар левой ногой по 6-ой позиции 6такт-1и2 - "горох" с левой ноги -и- удар правой ногой по 6-ой позиции 7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом -и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять -2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять -и- приставить левую ногу в 6-уго позицию 8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол -и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс
7
-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол -и- пауза
Педагог: Знакомьтесь перед нами Вологодская область.
Слайд № 20 (карта Вологодской области)
Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Вологодской области?
Ученица 4 класса (Аверина Д) : Вологодская область позаимствовала
танцевальные особенности у Архангельской области сдержанность корпуса на дробях у девушек и темперамент у парней. Но более теплый климат облегчил
костюм и в танце появились поднятия колен и вращение корпуса у девушек, присядки и хлопушки у парней.
Слайд № 21 (Фарфоровая кукла в народном костюме Вологодской области.
(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)
(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Вологодской области)
Педагог: Учащиеся 4 класса исполнят основные движения из танца "Вологодская напарочка". (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Вологодской области.)
Выверты с притопом.
Исходное положение - 6 позиция ног. Музыкальный размер 2/4
раз - подскочить на левой ноге, правая согнута в колене, отведена в право.
и - подскочить на левой ноге, правая, выпрямляясь в колене, открывается вперед.
два - шаг с притопом правой, левой ногой.
и - шаг с притопом правой ногой
Педагог: Переходим к югу России Орловская область.
Слайд № 22 (карта Орловской области)
Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Орловской области?
8
Ученица 4 класса (Полякова Л.) : Для женщин этой области характерны потряхивания плечами, переводы рук вправо и лево, покачивание бедрами. В дробях много синкоп. Хлопки в ладоши заменились трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла.
Слайд № 23 Фарфоровая кукла в народном костюме Орловской области.
(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)
Слайд № 24 (костюм Орловской области)
(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Орловской области)
Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца "Орловская матаня". (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Орловской области.)
Педагог: И вот мы с вами возвращаемся на родную Брянщину.
Слайд № 25 (карта Брянской области)
Педагог: Кто знает характерные особенности Брянской области?
Ученик 4 класса (Шваля М.) : Хороводные песни исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком, под которые водили
орнаментальные, игровые и подражательные хороводы. Назывались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи
и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Часто припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода.
Педагог: Молодец. Давайте посмотрим костюм Брянской области.
Слайд № 26 (костюм Брянской области)
(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Брянской области)
Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами,
9
руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с русским народным танцем.
Педагог: Давайте исполним танец Брянской области "Заплетись плетень".
Педагог: Благодарю всех путешественников. До свидания.
4. Поклон прощание.(Все учащиеся делают поклон, как в начале урока)
5. Анализ результата урока. Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце. С большим желанием ознакомились с методикой исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.
Перечень литературы: Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.
Н.И. Заикин, Н.А.Заикина "Областные особенности русского народного танца" часть 1 , 2004 г Н.И. Заикин, Н.А.Заикина "Областные особенности русского народного танца" часть 2 , 2004 г
Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. Ткаченко Т. Народные танцы. М., "Искусство", 1975. Устинова Т. Русский народный танец. М.. "Искусство". 1976.