Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Рязанский колледж культуры»
Предметно-цикловая комиссия хореографических дисциплин
Методические принципы построения уроков по классическому танцу
Специальность: 071501 «Народное художественное творчество»
Вид: хореографическое творчество
Автор-составитель: Корчагина Екатерина Николаевна, преподаватель хореографических дисциплин
Шацк, 2014
Хореографии наших дней свойственны серьёзность идейного содержания, глубина образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение.
Современное поколение преподавателей классического танца оснащено теоретическими знаниями, многие имеют огромный педагогический опыт. Тем не менее начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы встают перед начинающими преподавателями.
Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные течения ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные к направления.
Годы преподавательской практики показали, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми подходами. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения возрастает.
Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, сложности. В начале обучения закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения. Позднее суммируются приобретённые знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца. Особое внимание нужно уделять работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.
Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов – экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В зависимости от программы каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.
Основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.
Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, поэтому рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.
Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.
Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.
Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement tendu jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног.
Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением rond de jambe par terre является por tde bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра в сочетании с различными перегибами корпуса.
Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, качество прыжка.
В battementfrappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.
В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый. В этой же комбинации даётся rond de jambe en l”air на 90 градусов.
В adajio включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. Если в начале обучения adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в дальнейшем используется технически трудные движения, исполняемые, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.
Последнее движение экзерсиса у станка – grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.
В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.
Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.
Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.
Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.
Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.
На середине зала много внимания уделяется отработке вращений. Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.
Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.
Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.
Первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы. Новые прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Позднее исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Общеизвестно, что каждый преподаватель ежедневно, сочиняя комбинации, является балетмейстером, постановщиком танцевальных композиций. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.
В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.
При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.
Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле.Ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить учащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.
Музыкальное сопровождение урока имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера и его творческий контакт с преподавателем.
Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.
Влияя на развитие эмоциональной сферы, совершенствуя тело физически, воспитывая через музыку духовно, классический танец помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
___________________________________
Рекомендуемая литература
Школа классического танца. Костровицкая В. С., Писарев А. А.
Основы классического танца. Ваганова А. Я.
Азбука классического танца. Базарова Н. П., Мей Б. П.
Уроки классического танца в старших классах. Головкина С. Н.
100 уроков классического танца. Костровицкая В. С.