kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский колледж культуры»

 

Предметно-цикловая комиссия хореографических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

 

 

 

Специальность: 071501 «Народное художественное творчество»

Вид: хореографическое творчество

 

 

 

Автор-составитель: Корчагина Екатерина Николаевна, преподаватель хореографических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Шацк, 2014

 

Хореографии наших дней свойственны серьёзность идейного содержания, глубина образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение.

Современное поколение преподавателей классического танца оснащено теоретическими знаниями, многие имеют огромный педагогический опыт. Тем не менее начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы встают перед начинающими преподавателями.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные течения ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные к направления.

Годы преподавательской практики показали, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми подходами. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения возрастает.

Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, сложности. В начале обучения закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения. Позднее суммируются приобретённые знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца. Особое внимание нужно уделять работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.

Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов – экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В зависимости от программы каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

            Основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.

Экзерсис у станка содержит много трудных движений, поэтому рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.

Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.

Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.

Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement tendu jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног.

Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением  rond de jambe par terre является por tde bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра в сочетании с различными перегибами корпуса.

Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, качество прыжка.

В battementfrappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.

В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый. В этой же комбинации даётся  rond de jambe en l”air на 90 градусов.

В adajio включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. Если в начале обучения adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в дальнейшем используется технически трудные движения, исполняемые, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.

Последнее движение экзерсиса у станка – grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.

В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.

Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.

Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.

Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на  другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

На середине зала много внимания уделяется отработке вращений.  Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.

Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.

Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.

Первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы. Новые прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Позднее исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Общеизвестно, что каждый преподаватель ежедневно, сочиняя комбинации, является балетмейстером, постановщиком танцевальных композиций. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.

В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.

При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.

Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле.Ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить учащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.

Музыкальное сопровождение урока имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера и его творческий контакт с преподавателем.

Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.

 Влияя на развитие эмоциональной сферы, совершенствуя тело физически, воспитывая через музыку духовно, классический танец помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая  литература

 

 

Школа классического танца. Костровицкая В. С.,  Писарев А. А.

Основы классического танца.     Ваганова А. Я.

Азбука классического танца.      Базарова Н. П., Мей Б. П.

Уроки классического танца в старших классах.      Головкина С. Н.

100 уроков классического танца. Костровицкая В. С.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические принципы построения уроков по классическому танцу »

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский колледж культуры»


Предметно-цикловая комиссия хореографических дисциплин












Методические принципы построения уроков по классическому танцу







Специальность: 071501 «Народное художественное творчество»

Вид: хореографическое творчество






Автор-составитель: Корчагина Екатерина Николаевна, преподаватель хореографических дисциплин















Шацк, 2014

Хореографии наших дней свойственны серьёзность идейного содержания, глубина образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение.

Современное поколение преподавателей классического танца оснащено теоретическими знаниями, многие имеют огромный педагогический опыт. Тем не менее начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы встают перед начинающими преподавателями.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные течения ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные к направления.

Годы преподавательской практики показали, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми подходами. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения возрастает.

Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, сложности. В начале обучения закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения. Позднее суммируются приобретённые знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца. Особое внимание нужно уделять работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.

Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов – экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В зависимости от программы каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

Основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.

Экзерсис у станка содержит много трудных движений, поэтому рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.

Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.

Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.

Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement tendu jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног.

Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением rond de jambe par terre является por tde bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра в сочетании с различными перегибами корпуса.

Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, качество прыжка.

В battementfrappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.

В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый. В этой же комбинации даётся rond de jambe en l”air на 90 градусов.

В adajio включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. Если в начале обучения adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в дальнейшем используется технически трудные движения, исполняемые, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.

Последнее движение экзерсиса у станка – grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.

В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.

Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.

Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.

Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

На середине зала много внимания уделяется отработке вращений. Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.

Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.

Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.

Первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы. Новые прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Позднее исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Общеизвестно, что каждый преподаватель ежедневно, сочиняя комбинации, является балетмейстером, постановщиком танцевальных композиций. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.

В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.

При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.

Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле.Ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить учащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.

Музыкальное сопровождение урока имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера и его творческий контакт с преподавателем.

Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.

Влияя на развитие эмоциональной сферы, совершенствуя тело физически, воспитывая через музыку духовно, классический танец помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.










___________________________________







Рекомендуемая литература



Школа классического танца. Костровицкая В. С., Писарев А. А.

Основы классического танца. Ваганова А. Я.

Азбука классического танца. Базарова Н. П., Мей Б. П.

Уроки классического танца в старших классах. Головкина С. Н.

100 уроков классического танца. Костровицкая В. С.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические принципы построения уроков по классическому танцу

Автор: Корчагина Екатерина Николаевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Работа концертмейстера на уроке классического танца. "
    ["seo_title"] => string(60) "rabota-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "195161"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427874983"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ФОРМАЛИЗАЦИЯ языка танца (или сортировка одномерного массива) "
    ["seo_title"] => string(65) "formalizatsiia-iazyka-tantsa-ili-sortirovka-odnomiernogho-massiva"
    ["file_id"] => string(6) "246354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446363231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства