Рождение танца
Дудник М.И., преподаватель хореографических дисциплин.
Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске.
Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался
и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни.
Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного, что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах.
Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями.
Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями.
Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями.
Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача.
Формированию замысла помогают: книги, картины, музыка.
Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали.
Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность.
Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения.
Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание.
Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства.
Содержание раскрывается через сюжетную драматургию.
Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто.
Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения.
Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений.
В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения.
Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений.
По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия.
Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть.
В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах.
Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта.
Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация.
Затем развязка и финал.
В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца.
Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика».
Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов.
Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии.
Рекомендуемая литература:
«Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская.
Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство»
Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н.
Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске.
Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался
и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни.
Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного , что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах.
Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями.
Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями.
Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями.
Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача.
Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали.
Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность.
Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения.
Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание.
Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства.
Содержание раскрывается через сюжетную драматургию.
Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто.
Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения.
Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений.
В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения.
Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений.
По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия.
Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть.
В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах.
Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта.
Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация.
Затем развязка и финал.
В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца.
Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика».
Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов.
Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии.
Рекомендуемая литература:
«Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская.
Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство»
Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н.
Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.