kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рождение танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рождение танца Дудник М.И., преподаватель хореографических дисциплин. Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске. Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного, что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями. Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями. Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями. Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача. Формированию замысла помогают: книги, картины, музыка. Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали. Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность. Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения. Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание. Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства. Содержание раскрывается через сюжетную драматургию. Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто. Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения. Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений. В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения. Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений. По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия. Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть. В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах. Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта. Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация. Затем развязка и финал. В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца. Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика». Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов. Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии. Рекомендуемая литература: «Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская. Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство» Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.

Просмотр содержимого документа
«Рождение танца»

Рождение танца

Дудник М.И., преподаватель хореографических дисциплин.

Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске.


Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался

и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни.

Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного , что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах.

Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями.

Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями.

Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями.

Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача.

Формированию замысла помогают: книги, картины, музыка.

Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали.

Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность.

Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения.

Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание.

Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства.

Содержание раскрывается через сюжетную драматургию.

Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто.

Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения.

Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений.

В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения.

Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений.

По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия.

Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть.

В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах.

Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта.

Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация.

Затем развязка и финал.

В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца.

Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика».

Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов.

Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии.


Рекомендуемая литература:

«Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская.

Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство»

Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н.

Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рождение танца

Автор: Дудник Маргарита Игоревна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Развлечение "День рождения группы""
    ["seo_title"] => string(37) "razvliechieniiedienrozhdieniiaghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "304815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457794962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Искусство танца" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-iskusstvo-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "183706"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425916152"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии."
    ["seo_title"] => string(80) "risunok_tantsa_izuchieniie_tantsieval_nogho_etiuda_s_eliemientami_traditsionnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "430963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507193725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект по ритмике (внеурочная деятельность)" Танец, здоровье, движенье" к 29 апреля - Международный День танца "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-po-ritmikie-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-taniets-zdorov-ie-dvizhien-ie-k-29-aprielia-miezhdunarodnyi-dien-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "122706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330230"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект к уроку ритмики( внеурочная деятельность)во 2 классе "Танец, движение, здоровье"29 апреля - Международный (Всемирный) День Танца "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-k-uroku-ritmiki-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-vo-2-klassie-taniets-dvizhieniie-zdorov-ie-29-aprielia-miezhdunarodnyi-vsiemirnyi-dien-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "122810"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414341242"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства