kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рождение танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рождение танца Дудник М.И., преподаватель хореографических дисциплин. Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске. Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного, что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями. Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями. Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями. Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача. Формированию замысла помогают: книги, картины, музыка. Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали. Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность. Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения. Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание. Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства. Содержание раскрывается через сюжетную драматургию. Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто. Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения. Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений. В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения. Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений. По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия. Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть. В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах. Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта. Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация. Затем развязка и финал. В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца. Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика». Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов. Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии. Рекомендуемая литература: «Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская. Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство» Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рождение танца»

Рождение танца

Дудник М.И., преподаватель хореографических дисциплин.

Филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Вольске.


Танец, один из древнейших видов народного искусства складывался

и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни.

Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Сценическое произведение тем и отличается от фольклорного , что у него есть автор. Есть автор и у сценического танца. Он создает текст хореографического произведения, воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах.

Автор – хореограф задумывает танец на выбранную им или предложенную тему и, сочинив его сценический образный текст, воссоздает в сотворчестве с исполнителями.

Замысел имеет разные стадии своей жизни. Некоторое время, не проявляясь четко, питаясь впечатлениями, эмоциональными реакциями своего автора, наблюдениями и переживаниями.

Побудителями творчества во всех случаях являются жизненные впечатления автора, его общение с людьми, событиями.

Определенным «толчком» к их осмыслению может послужить конкретный заказ, поставленная задача.

Формированию замысла помогают: книги, картины, музыка.

Затем материал перерабатывается. Один хореограф в своём видении идет от общего образа танца и лишь затем «прорисовывает», уточняет его отдельные конкретные детали.

Другой, наоборот, видит ярко ту или иную частную черту, момент, характер будущего произведения или несколько фрагментов, а заем разрабатывает его композиционную целостность.

Это значит, он обрёл тему, идею будущего произведения.

Тема – это основная, общественная проблема, поставленная в произведении. Бесконечно разнообразны возможности решения темы, привлечение во имя её раскрытия разного содержания. Иными словами, тема определяет содержание.

Содержание – непременное условие жизни произведения. Без содержания нет искусства.

Содержание раскрывается через сюжетную драматургию.

Хореографическое произведение может быть задумано на основе заимствованного сюжета из произведений литературы, живописи, музыки. В этом случае создается либретто.

Верно перевести из одного материала искусства в другое заинтересовавшую автора тему и образы – задача не только трудная, но едва ли не самая определяющая успех будущего хореографического произведения.

Не случайно ряд лет велись споры о том, всё ли доступно искусству танца. Многие большие мастера отрицали возможность танцевальными выразительными средствами передать сложные жизненные коллизии, оставляя за искусством танца мир лирики, человеческих чувств и отношений.

В ансамблях танца, и в театрах оперы и балета, хореографы создают произведения, повествующие о сложных жизненных коллизиях и проблемах: события войны, строительства, борьбы за мир и т.п. стали основами сюжетов хореографических произведений. Поэтому хореограф и называется автором хореографического произведения.

Правда, ту же тему, сюжет, музыку может воплотить другой хореограф, но это будет другое произведение. И сколько будет хореографов, столько будет разных хореографических произведений.

По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция позволяет автору ввести зрителя в мир своих героев, до того как начали развиваться события, до конфликта, побудившего движение действия.

Подобно литературному произведению, экспозиция может быть, а может и не быть.

В балете «Асель» экспозиция не одна, а три, так как в мир каждого из трех основных героев, хореограф вводит нас в разных картинах.

Завязка – событие, порождающее конфликт. Она начинает развитие действия в танце. Завязка имеет содержательное значение, выявляет противоречия, характеризующие действующих лиц. Развитие действия ведет к разрешению конфликта.

Одна из самых активных нот всей композиции, знаменующая кульминация.

Затем развязка и финал.

В танцевальных произведениях, в частности в народно – сценических композициях, нередко завязка, экспозиция и развязка, представлена в свернутом виде. А постепенное нагнетенное действие приводит к кульминации, совпадающей с финальной развязкой танца.

Танец связан с музыкой как по линии эмоционально – содержательной, так и ритмически - структурной. «Танцевальная музыка – писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и представляет движение и игру каждого танцовщика».

Музыка в любом своём проявлении, создает, прежде всего, содержательную основу танца, давая развитие эмоционального состояния образов.

Важно для хореографа, не проиллюстрировать пластикой сценарную и музыкальную драматургию, а именно, раскрыть совпадающие эмоциональные и действенные слои. Это позволит зажить на сцене новому и уже хореографическому произведению, где все подчинено хореографии.


Рекомендуемая литература:

«Рождение танца» М «Советская Россия» 1982г. В.И. Уральская.

Т.Т.Ткаченко «Работа с танцевальным коллективом» М. 1958г.»Искусство»

Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» М. «Владос» 2004г. Заикин Н., Заикина Н.

Областные особенности русского народного танца – Орел. 1999г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рождение танца

Автор: Дудник Маргарита Игоревна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "План - конспект урока по хореографии "Рождение танца""
    ["seo_title"] => string(52) "plan_konspekt_uroka_po_khoreografii_rozhdenie_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "640588"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1700817730"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Развлечение "День рождения группы""
    ["seo_title"] => string(37) "razvliechieniiedienrozhdieniiaghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "304815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457794962"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Искусство танца" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-iskusstvo-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "183706"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425916152"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии."
    ["seo_title"] => string(80) "risunok_tantsa_izuchieniie_tantsieval_nogho_etiuda_s_eliemientami_traditsionnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "430963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507193725"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект по ритмике (внеурочная деятельность)" Танец, здоровье, движенье" к 29 апреля - Международный День танца "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-po-ritmikie-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-taniets-zdorov-ie-dvizhien-ie-k-29-aprielia-miezhdunarodnyi-dien-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "122706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330230"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства