2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.
личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, сформированные деятельностью ученика и учителем |
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности |
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности. | 1.Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Желаю быть прилежными и старательными учениками. Записываем число, вид работы. Формулирование темы урока. Работа с презентацией -Что общего у этих слов? -Во всех ли словах пишется ь? -Какие шипящие вы знаете? -Какими частями речи являются слова с шипящими? -Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? - Поставьте цели урока. | Учащиеся читают высказывание и предлагают свои ответы. Записывают число, классная работа. Буква Ь после шипящих на конце существительных и глаголов. Записывают тему в тетрадь. Учащиеся ставят цели. | Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:корекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия |
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Распределить слова по группам Даны слова: задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, беречь, с крыш, стричь, речь, меч, стережешь. -На сколько групп распределены слова? -По каким признакам вы распределяли слова? -Всегда после шипящих употребляется мягкий знак? -Почему после одной и той же шипящей иногда есть Ь , а иногда нет? Вывод: правописание ь знака зависит от того, какой частью речи является слово. -Кто расскажет, в каких случаях пишется Ь? Приведите примеры. | Учащиеся дают ответы 4 группы | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками собеседника Пр: роль буквы Ь в русском языке |
3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений |
Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Работа с классом: Попробуем создать алгоритм размышления «Правописание Ь». Первый шаг 1)определить часть речи 2) если это глагол –ь пишется 3) если существительное – ь пишется у сущ. 3 склонения, ь не пишется у сущ. 1,2 сконения. Учитель раздает алгоритм. Работа с учебником ( чтение правила) - Какую информацию вы получили из учебника? Перед –те и –ся сохраняется мягкий знак. | Уч-ся делают вывод о правописании Ь: У существительных женского рода (3 склонения) Примеры: ночь, фальшь, речь У глаголов неопределённой формы Примеры: беречь, стричь, стричься У глаголов повелительного наклонения Примеры: спрячь – спрячьте, режь – режьте | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками собеседника Пр: роль буквы Ь в русском языке |
4. Этап реализации построенного проекта |
Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Работа в тетради. (4 человека у доски) 1 учащийся записывает существительные с ь знаком на конце молодежь мелочь мышь горечь роскошь 2 глаголы учишься. сберечь, печёшь, смотришь, моешься. 3 учащийся существительные без мягкого знака 2 скл. Репортаж, финиш, кумач, скрипач ,экипаж,обруч, багаж, монтаж, плащ, тираж ,камыш, пейзаж, выигрыш. 4 учащийся существительные без мягкого знака мн. числа род. пад. Встреч, дач, свеч, училищ, с плеч.. Используя, данные алгоритмы запишем в тетрадь слова в 4 столбика: Репортаж.., финиш.., молодежь..,учишься, кумач.., скрипач.., сберечь, экипаж.., училищ ..,мелочь.., обруч.., багаж.., мышь.., монтаж.., дач.., встреч.., тираж.., печёшь, горечь.., плащ.., моешься, камыш.., пейзаж.., выигрыш..,.., свеч.., роскошь.., смотришь ,с плеч... прокат лыж | Учащиеся составляют алгоритм Учащиеся распределяют слова и записывают их в 4 столбика. Слова проверяются | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи |
Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Работа в парах. Найди четвёртое лишнее: 1. Плащ... | Грач... | Помощ... | Лещ... | 2. Калач... | Доч... | Мяч... | Грач... | 3. Рож.. | Тиш... | Из-за туч… | Туш... | 4. Смотриш... | Сторож.. | Жаришь.. | Пишешь... | | | | | Помощь, дочь, из-за туч, сторож. Какое слово лишнее в каждой группе и почему? Как рассуждали? Расскажите правило, вызвавшее затруднение соседу по парте. | Уч-ся рассказывают правила соседу по парте:1 вариант – рассказывает 2 варианту и наоборот. | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). |
6.Физминутка |
| Я прочту вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – поднимаете левую руку, а если я прочту слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – поднимаете правую руку. КУПИШЬ, БРОШЬ, НАЙДЁШЬ, МЕЧ, ИГРАЕШЬ, ДАЧ, СТЕРЕЧЬ, ШАЛАШ, ПОСЕЕШЬ, РОЖЬ, УВИДИШЬ, МЫШЬ, БЕЖИШЬ, ПЛЯЖ. | Выполняют упражнения. | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Перфокарта (для быстрого контроля раздаётся каждому ученику). Взаимопроверка (ученики обмениваются работами). 1. брош..., ведёш..., гореч... 2. доч..., уж..., кулич... 3. любиш..., пейзаж..., несколько крыш... 4. мелоч..., малыш..., много дач... 5. учиш...ся, гуляеш..., мыш... 6. товарищ..., ёж..., помощ... 7. шалаш..., черная туш..., рож... 8. меч..., из-за туч..., журчиш... 9. следиш..., кричиш..., ноч... . | Учащиеся вставляют на месте пропуска мягкий знак или прочерк. Слова проверяются взаимопроверкой. Учащиеся оценивают работу соседа по парте: оценивается плюсом или вопросительным знаком. «5 « – 0 ошибок, «4»– 1-2 ошибки, «3»- – 3-4 ошибки. | составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Работа по составлению предложений. Чтение текста – образца. 1 уровень Составьте предложения из данных слов. раскройте скобки: 1.В поле рож.. колосится высокая. 2. Прозрачный, овраге, ключ(?), в, бежит. 3. На, танцевала, сцене, молодёж(?). 4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня. 5. стереч(?), огород, надо, вечером. 2 уровень Составьте связанный текст из любых слов с изученной орфограммой. | Учащиеся составляют предложения, записывают в тетрадь, обозначают орфограммы. | планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию |
9. Этап рефлексии учебной деятельности |
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Какие задания вызвали затруднения? – Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? | Оценивают собственную деятельность на уроке. | рефлексия способов и условий действия, Л: самооценка на основе критерия успешности, К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, |
10.Домашнее задание | «4» - п.16 , упр.77, «5» - п. 16, упр.81. | Записывают домашнее задание | |