МОУ «Белозерская специальная /коррекционная / общеобразовательная школа – интернат VIII вида».
Истоки – 5.
«Лес».
Разработала и провела
учитель «Истоков» Никанорова Т.В.
Ход урока.
1. Присоединение детей к теме урока.
Доброе утро! Рада видеть всех вас на нашем сегодняшнем уроке. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие к истокам нашего мира, к тому, что нас окружает и учит жить. Замечательным учителем является природа. Мы её часть. Это наша Родина, наши родные просторы. А для того, чтобы догадаться, где именно мы сегодня сделали остановку, нужно закрыть глаза на несколько секунд. (Аудиозапись)
Где же мы ребята с вами очутились?
Ответы детей.
Правильно, мы очутились в лесу. А какой точно будет тема урока, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Есть у ребят зелёный друг,
Зелёный друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячу ладошек. (Лес)
Кто же такой друг? Почему лес назван другом? Нравится ли вам ходить в лес? Почему?
Ответы детей.
Вы, ребята, правильно сказали, что ощущаете радость, любуясь красотой леса в любое время года. С каким наслаждением мы слушаем пение птиц в лесу! Какую радость приносит нам грибная или ягодная удача. Значит, первое значение леса…РАДУЕТ.
А в лесу, ребята, на каждом шагу загадки. Идёшь и видишь шишки, кем-то погрызенные, грибы, кем-то, покусанные, орехи, кем-то расколотые. Кто, это мог всё сделать? ( Белка).
А сколько всяких следов: тут кто-то копытами наследил, тут кто-то нацарапал. Следы большие, маленькие. Шагом, бегом, прыжками, прямо, криво. Значит, второе значение леса… УЧИТ. Лес нас учит быть наблюдательными, внимательными. Учит разгадывать лесные загадки. Издавна русский человек любил лес за то, что он КОРМИТ, ЛЕЧИТ, СОГРЕВАЕТ. Как вы понимаете смысл этих слов. ( Выставка даров леса и целебных трав ). А какие замечательные изделия получаются из дерева. Люди издавна занимаются этим. Вот и у нас в музее очень много изделий из дерева. Вы сейчас по очереди встанете и найдёте по одному изделию и кратко назовёте его применение.
А вам, ребята, никогда не казалось, что лес живой. Старые люди говорили, что входя в лес нужно поздороваться, поклониться и поблагодарить его как человека. Вслушайтесь в строки, которые я вам сейчас прочитаю.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Вот и мы с вами сейчас будем всматриваться, вслушиваться, чувствовать лес. Скажите, а когда лес может улыбаться, грустить, дремать и спать. Ответы детей.
А теперь вы должны будете по иллюстрациям отгадать, где какой лес со слов русских поэтов.
И. Никитин.
Птички солнышка ждут, птички песни поют, и стоит себе, лес, улыбается (весна)
И. Суриков.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно (зима)
И. Бунин.
Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, стоит на солнечной поляне, заворожённый тишиной (осень)
С. Есенин.
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказкой сна (зима)
Ф. Тютчев.
Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна весну послышала она и ей невольно улыбнулась (весна)
Бальмонт.
Стаи птиц улетают прочь за синие море, все деревья блистают в разноцветном уборе
(осень)
Молодцы! Какой вывод можно сделать? Лес прекрасен в любое время года.
Физминутка.
На холме стоит рябинка, Держим прямо, ровно спинку. Ей не просто жить на свете Ветер крутит, вертит ветер. Но рябинка только гнётся, Не печалится, смеётся. Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
Однажды художник нарисовал ещё одну картину с изображением леса. А что такое лес? - подумал он. Лес-это деревья. Взял кисточки, краски и стал рисовать. Нарисовал он осины, берёзы, рябины. Очень хорошо у него получилось. Казалось, вот пробежит ветерок, и затрепещут листья осины, закачаются ветки берёз. Какой же это лес?- подумал художник. Тут одни только деревья. Ребята, давайте поможем художнику дорисовать эту картину. Оживим её, наполним образами, звуками и чувствами. (аудиозапись,, Голоса леса”)
После прослушивания дети помещают фигурки на картину. А теперь поиграем в игру,, Я вижу, я слышу, я чувствую”.
Ресурсный круг.
Деревья можно сравнить с человеком. Например, дуб. Опишите его, какой он. Дуб могучий, сильный, большой, похож на богатыря. А берёзка на девушку.
Многие поэты писали про лес стихи. В том числе и наши поэты-земляки. Это Сергей Орлов, Сергей Викулов и другие. Сейчас нам Оля прочитает стихотворение, а вы должны будете подумать и сказать какие строчки вас заставили задуматься. ( С.Викулов ,, Зелёный друг” ).
А теперь я вам каждому выдам карточки с качествами, а вы выберите те, которые проявите когда снова пойдёте в лес.
Таким образом, если вы будете проявлять те положительные качества, которые отметили, то лес станет с вами дружить и одарит вас своими богатствами.
Ресурсный круг.
А теперь снова сядем в круг, и пусть каждый из вас скажет, за что благодарен лесу. Начинать со слов:,, Я благодарен лесу за…”
Итог урока: Богатства леса не безграничны, а красота ранима. Лес может болеть, страдать.
От чего? От огня, шума, воды, злого человека. Поэтому мы с вами должны беречь и охранять лес.
Цени доверие природы!
Не обмани её.
И в тёмный лес входи,
Как в храм,
Под мраморные своды.
Благодарю за работу. Дома вы нарисуете своё любимое дерево. Оценки за урок.