Девиз: Лес не школа, а всех учит.
Цели:
Обучающие:
- Расширять и углублять природоведческие знания учащихся.
- Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: деревьями, растениями, грибами, птицами, животными, цепью питания;
- Дать понятие об экологии - как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
- Развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
- Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
- Воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
- Учить детей видеть красоту леса.
Оборудование: картины леса в разное время года, картинки растений, грибов, зверей, птиц; карточки с буквами; «лесовичок», карточки красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
Л Е С О В И Ч О К
-Что такое заповедник?
-Как называется книга с редкими растениями и животными?
-Почему она называется Красной книгой?
- Кто отгадал, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.
Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе, потому что каждый житель нашей страны должен знать и помнить, что лес очищает воздух, которым мы дышим, значит, укрепляет наше здоровье. Не зря лес называют лёгкими нашей планеты. Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. А теперь послушайте одну историю.
Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал художник. - Лес - это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья. Очень хорошие получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.
- Как вы думаете, какие деревья нарисовал художник? (Берёзу, дуб, липу, тополь, ель, сосну, пихту, лиственницу, клён)
- Посмотрите, вот здесь на доске прикреплены стволы деревьев. У вас на столе лежит поднос с листьями, вы должны угадать и правильно прикрепить листья к деревьям. А теперь посмотрите на картины и скажите, как называются эти леса? (Берёзовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор)
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то.
А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось?- удивился художник.- Почему засох мой лес?
- Какой же это лес?- вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок - лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесовик.
- Не может, согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше. Потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зелёной травы - множество ярких цветов.
- Посмотрите, сколько красивых, лесных цветов нарисовал художник. Но все они растут в разное время. Попробуйте из них составить три букета: весенний, летний и осенний. Голубой кружочек означает весну (первоцвет, подснежник, голубая пролеска, сон-трава, ландыш, медуница, мать-и-мачеха), красный - лето (лесная гвоздика, колокольчик, зверобой, ромашка, мышиный горошек), жёлтый – осень (бессмертник, вереск).
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, – вот теперь-то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок художнику. Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
- Почему, как вы думаете? (Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!)
И художник нарисовал в своём лесу грибы.
- Ребята, вам задание, поместить правильно грибы. Знайте, каждый гриб дружит со своим деревом. (С дубом - дубовики и белые грибы, с осиной- подосиновики, с берёзой – подберёзовики, сыроежки, белые грибы, с сосной и елью - лисички, маслята, рыжики, на пнях и вокруг них растут опята)
- Давайте вспомним, какие грибы собирать нельзя? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички) Молодцы, справились с заданием. Но этими грибами любят полакомиться звери.
Но лес продолжал чахнуть.
- Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?
- Сейчас я вам загадаю загадки и вы узнаете, кого же забыл нарисовать художник.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)
Сам всех обижает,
А летает на всех жалуется. (Комар)
С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица. (Жук)
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон! (Муравейник)
Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
-Ну, теперь всё в порядке!- решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой, даже ели и сосны потеряли свои иголки.
Художник подошёл к картине…и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев - всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины - казалось вот упадёт, - вид у него был грустный - прегрустный.
- Это ты виноват!- закричал художник. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?
- Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
- Ребята, а вы как думаете, нужны ли в лесу птицы?(Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут»)
Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы.
- Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. (Звучат голоса птиц)
Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб…
- Как вы думаете, что посоветует Лесовичок художнику? (Нарисовать зверей)
- Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу. И не забудьте, что у каждого зверя в лесу свой дом (картинки «Звери»).
Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев.
Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные.… Это ЛЕС!
Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС!
Физкультминутка.
Создание проблемной ситуации.
Дидактическая игра «Экологический светофор».
Итак, лес – это природное сообщество.
Вывод: Все живут дружно, помогают друг другу.
- Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками).
• Лес – это наше богатство!
• Дом для растений и животных.
• Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
• Это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
• Защитник воздуха, водоёмов, почвы.
• Место отдыха человека.
• Это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. лекарственные растения.
• Источник древесины. Строительный материал.
• Имеет оздоравливающее значение.
• Источник вдохновения для писателей, художников. ЛЕС – это наше богатство!
. . .
Организационный конец занятия.
- Что такое лес?
- Как связаны животные, растения, грибы леса?
- Почему лес называют природным сообществом?
- Что вам понравилось на занятии?
- О чём заставил вас задуматься материал занятия?
- Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы вырастете настоящими друзьями и защитниками природы!