Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Увидим, кто живет зимой в лесу. Какие животные впадают в спячку в зимнее время года. Чтобы добраться до лесных жителей вам предстоит выполнить различные задания. Мы с вами разгадаем загадки о животных. Выполним упражнения, поиграем, сделаем аппликацию.
Приветствие учителя.
Готовность класса. Быстрое включение учащихся в работу.
Организация работы.
(слайд 1,2)
Упражнение
Упражнение "ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!"
Правой ладошкой, левым кулачком, правым коленом, левым локтем.
Учащиеся стоят напротив друг друга, образуя пары. Они здороваются теми частями тела, на которые указывает учитель.
Создание положительного настроя в группе, ориентация в пространстве (право - лево).
Введение в тему занятия
В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о ком идёт речь.
(см. Приложение)
Учащиеся отгадывают загадки о животных.
(слайд 3,4,5,6)
Настрой на работу.
Упражнение "ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО".
Стоял ученик на развилке дорог, Где право, где лево? Понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал.
Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал. "Победа!" - раздался ликующий крик. Где право, где лево, узнал ученик.
Выполняют движения соответственно тексту.
(слайд 7,8)
Графический диктант
Упражнение «Змейка».
Поставьте точку, просчитав 9 клеток вниз. А теперь начинаем выполнять графическую работу (см. Приложение).
2 клетки вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вниз. 1 клетка вправо. 4 клетки вверх. 3 клетки вправо. 4 клетки вниз. 1 клетка вправо. 7 клеток вверх. 2 клетки вправо. 2 клетки вниз. 1 клетка влево. 6 клеток вниз. 3 клетки влево. 4 клетки вверх. 1 клетка влево. 4 клетки вниз
3 клетки влево.
Выполняют графическую работу
Развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Правильно воспроизводить заданное направление линии, ориентироваться в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.
(слайд 9,10)
Дыхательная гимнастика
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. «ШАРИК» .
И. П. - сидя. Кладём руку на грудь или живот. Акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. Затем в такт с дыханием одной рукой показывает, как дышит (вдох - рука поднимается, задержка дыхания, выдох – опускается, задержка дыхания). Далее выполнять эти действия обеими руками.
Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.
Ребёнок кладёт руку на грудь или живот. На вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. Затем ребёнок должен выполнять эти действия с одной рукой и с обеими руками.
Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
(слайд 11,12)
Самомассаж
Упражнение"ЛИСОНЬКА".
Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала. Ручки, ножки и бока, Вот такая красота. А потом ладошкой, Пошлёпала немножко, Стала гладить ручки, ножки, И бока совсем немножко, Ну, красавица - лиса, До чего же хороша!!!
Выполнять движения соответственно тексту.
Развитие общей моторики, разучивание основных массажных движений.
(слайд 13,14)
Что нарисовано на картинке
Упражнение "СОСЧИТАЙ СКОЛЬКО?".
Смотрите на карточки с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Вам надо назвать и сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке.
Ученики смотрят на карточки с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Учащимся надо назвать и сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке.
Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний
(слайд 20,22)
Работа с рисунком.
Упражнение "ДОРИСУЙ МИШКУ".
Вам необходимо соединить все пунктирные линии и цифры по порядку. Получится картинка.
Кто выполнит задание быстрее, предлагаю раскрасить мишку, чтобы остальные успели соединить все цифры и линии.
(см. Приложение)
Соединяют все пунктирные линии и цифры по порядку.
Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.
(слайд 23,24)
Физкультминутка.
Упражнение "ВЕСЁЛЫЕ МАРТЫШКИ".
Мы - весёлые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках. И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесём к виску, Оттопырим ушки, хвостик - на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру "ТРИ" - Все с гримасами замри! "Раз-два-три!"
Дети, я вам буду показывать предметы, а вы будете рисовать, какой они формы,
Например: мяч - круг, пирамида - треугольник и т.д.
А теперь проверим - кто нарисовал правильно.
(см. Приложение)
Рисуют эталоны в тетрадях.
Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.
(слайд 27)
Работа с рисунком
Игра "ЛАБИРИНТ".. Ход игры: Дети вам нужно провести ёжика до гриба по лабиринту. Кто выполнит задание быстрее, предлагаю раскрасить гриб.(см. Приложение)
Дети проводят ёжика до гриба по лабиринту
Развитие мелкой моторики, внимания.
(слайд 28,29)
Пальчиковая гимнастика
Упражнение"ЁЖИК".
Ход игры: По сухой лесной дорожке, Топ-топ - топ топочут ножки. Ходит - бродит вдоль дорожек, Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки, Для сыночка и для дочки. Если подкрадётся волк, Превратится ёж в клубок.
А теперь посмотрим на экран и выполним упражнения для пальцев рук.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Смотрят на экран и повторяют упражнения.
Развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания.
(слайд 30,31)
Практическая работа
Аппликация «ЁЖ»
Ход работы: Дети вам нужно дорисовать по точкам ежа, размазать пластилин, выложить семечки вместо иголок. Кто выполнит задание быстрее, предлагаю дорисовать картину. (Например: дорисовать траву, гриб, солнышко и т.д.)
Дети прорисовывают по точкам ежа, размазывают пластилин, выкладывают семечки вместо иголок.
Встаем в круг беремся за руки. Смотрим соседу в глаза и дарим ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).
Вы сегодня молодцы!
До новых встреч!
Стоящие в кругу дети берутся за руки. Смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку..
До свидания!
Закрепление положительных эмоций.
(слайд 34,35,36)
Характеристика учащихся специального (коррекционного) класса
В 2009-2010 учебном году в комплект вошли три класса – 2,3,4. Дети обучаются по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Все ученики имеют отклонения в физическом и умственном развитии.
В классе обучаются 6 человек: 2 мальчика и 4 девочки. Четверо из них дети - инвалиды.
Учащиеся 2 класса: Михайлов Данила и Саргсян Артур.
Учащиеся 3 класса: Беленова Юлия и Шибарева Екатерина. Катя
находится на домашнем обучении (инвалид по зрению).
Учащиеся 4 класса: Круглова Мария и Махоткина Ольга.
В прошлом году девочки часто конфликтовали друг с другом.
В начале этого года заметны изменения во взаимоотношениях между девочками в лучшую сторону. Они стали хвалить друг друга за успешное выполнение задания, помогают друг другу на уроках труда и рисования, делятся играми. По сравнению с прошлым учебным годом, конфликтов и ссор между девочками стало меньше.
Маша Круглова более спокойная, старательная и общительная девочка. У нее были и остаются проблемы с чтением (в связи с заиканием). Это отразилось на успеваемости. Прошлый учебный год закончила с тройками по основным предметам. В этом учебном году 1 и 2 четверть закончила с одной тройкой.
Махоткина Оля прошлый учебный год окончила на «4» и «5». В этом учебном году 1 четверть закончила с одной тройкой, а 2 четверть на четыре и пять. На уроках она старательна, выполняет все требования учителя. Хотя иногда бывает, упряма, вспыльчива по отношению к одноклассникам.
Беленова Юля очень вспыльчивая, несдержанная, конфликтная девочка. Совсем не воспринимает критику со стороны, в ответ замыкается, не выполняет требования учителя, не умеет работать самостоятельно. У неё плохо развита речь, память, произвольное внимание. Навыков самостоятельной работы недостаточно. Учится удовлетворительно. По итогам четверти имеет две тройки.
Михайлов Данил по итогам 1 и 2 четверти является хорошистом. У него появляются навыки самостоятельной работы. На уроках старается, хотя не все всегда получается. Обидчив, но быстро отходит.
Саргсян Артур учится удовлетворительно. На уроках быстро устает. Не сдержан, может выкрикивать с места.
В связи с психологическими особенностями развития эти дети нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Необходимо и дальше приучать их терпимому отношению, восприятию друг друга, учить чувству сопереживания.
Список литературы
Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии» - М., 1990г.
Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1998г., ст. 240. ил.
Вильшанская А.Д. «Планирование работы учителя-дефектолога общеобразовательной школы с учащимися классов коррекционно-развивающего обучения»// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- №2. 2004г.с.48
Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. и др. «Настольная книга педагога – дефектолога.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.- с.576
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе./под ред.Ж.М.Глозман .-М.: Творческий центр, 2006г.
Мамайчук И.М. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». С-П .: Речь. 2004г. с.400
Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция». М.: Просвещение. 1992г. с.95.ил.
«О новом направлении оказания коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии»// Коррекционная педагогика.-№1(7). 2005г.
«Психотерапия в дефектологии» Кн. Для учителя/ Б.М. Айзенберг, Л.З.Арутюнян, Н.А.Барышникова и др. Сост. Н.П. Вайзман. М.: Просвещение. 1992г. с.128
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/ Под ред. В.В.Вороновой.- 2001г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ Под ред. В.В.Вороновой.- 2008г.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога./ под ред. Л.М.Шипициной.- М.: Владос, 2003г.
Романова Е.С., Усанова О.Н.Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии.- Н. Новгород, 1993г.
Региональный базисный учебный план образовательных учреждений Нижегородской области .- Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр. 2005г. с.245
Шевченко С.Т. «Тенденции развития коррекционно-развивающего обучения на современном этапе»// Коррекционная педагогика.-№1.2003г.
В.В.Шмидт, В.Р.Шмидт Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: Творческий центр ,2005г
Самоанализ коррекционно – развивающего занятия.
Тема: Лесное путешествие.
Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.
Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка. Профилактика глазных заболеваний.
Продолжить развивать навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
Закрепить и углубить знания о животных.
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз.
Повторить упражнения с элементами самомассажа.
Воспитательные:
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.
Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, графическая работа под диктовку, аппликация, просмотр презентации.
Форма коррекции: групповая, индивидуальная.
Материалы для занятия:
Наглядный раздаточный материал для аппликации
Эталоны
Карточки для упражнений
Листы для выполнения графического задания
Карандаши, ручки, листы бумаги
Презентация
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран
Магнитофон
Доска
Для достижения выше поставленных целей использовались разнообразные упражнения и игры с учащимися специального (коррекционного) класса 8 вида.
Упражнение "ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!"
Цель: Создание положительного настроя в группе, ориентация в пространстве (право - лево).
Введение в тему занятия. В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о ком идёт речь. (см. Приложение)
Настрой на работу.
Упражнение "ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО".
Упражнение: Графический диктант. «Змейка» .
Цели: развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Правильно воспроизводить заданное направление линии, ориентироваться в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. «ШАРИК» .
Цель: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. Обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
Самомассаж "ЛИСОНЬКА".
Цель: Развитие общей моторики, разучивание основных массажных движений.
Упражнение "СОСЧИТАЙ СКОЛЬКО?". Что нарисовано на картинке.