kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Малая Родина - жизни исток..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока: познакомить учащихся с буденновскими поэтами и их произведениями.  
Оборудование: 
1.    Выставка книг буденновских поэтов
2.    Фотовыставка о Буденносвке 
3.    Наглядный материал о Булавине Н.А.
4.    Презентация  «Памятные места города Будённовска»
Раиса Платоновна Райко 
Николай Андреевич Булавин 
Римма Алексеевна Каранова
Иван Андреевич Пасько 
Надежда Владимировна Хмелева.
Эпиграф к уроку: 
                                  Малая Родина – жизни исток,
                                  Крыша родная, отчий порог,
                                  То, что до смерти дает не упасть,
                                  То, без чего можно пропасть!
                                                  Н.Хмелева
                                Ход урока
1.Слово учителя.
Ребята, тема сегодняшнего разговора “ Малая Родина – жизни ис-ток…’’ (запишите в тетради). Эпиграфом к нашему занятию станут слова буденновской поэтессы Надежды Владимировны Хмелевой. (Зачитать эпи-граф.)
Сегодня мы только перевернем первую страничку  сборника произведений поэтов и писателей Прикумья и познакомимся со стихотворениями Булавина Николая Андреевича и Раисы Платоновны Райко, услышим, какие добрые, ласковые слова звучат в  их  стихотворениях о нашем родном Прикумье, о нашей Родине.
Отечество – единственная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как  известно, понятие ’’Родина’’ имеет для нас несколько значений: это великая страна с ее великой истории, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую Родину.
Для нас наша малая Родина – это родное Прикумье, степной край. Степь без конца и без края, взгорья, пустыри, поросшие седыми дикими травами, необъятные поля, волнующиеся урожаем.
Большинство из вас родились в этом степном крае, в городе Буденновске и, вероятно, проживете в нем еще долго. А если мы любим наш город, то должны знать его историю. Городок наш небольшой, но в нем много памятных и интересных мест. (Перед уроком вы познакомились с фотовыставкой). 
        Начнем урок с заочного путешествия по нашему городу.
Слайд №1 – памятник “Родина – мать’’.
- Что вы видите на экране?
- Где расположен памятник?
- Кому поставлен памятник? 
 В годы гражданской и ВО воин не вернулись с поля сражения тысячи наших земляков. В память о погибших прикумчанах 6 декабря 1967 года в центре города состоялось торжественное открытие памятника “Родина – мать”. Над ним работали скульпторы братья Роберман из Кисловодска.
Слайд №2 Здание ДДТ
- Что вы видите на экран?
- Где располагается это здание?  
Первоначально здесь размещался уездный съезд, затем долгое время в нем располагалась администрация г. Буденновска, теперь это здание Дома Детского Творчества.
 Слайд №3 Памятник погибших милиционерам.  
- Каким трагическим событием отмечен июнь 1995 года, который теперь называют « чёрным июнем»
146  жизней наших земляков унесла эта трагедия. Первый удар приняли на себя милиционеры, 18 из которых погибли, и спустя год после трагедии, в1996 году, был поставлен обелиск в память о них. 
Слайд №4  Здание городского музея 
- Что вы видите на экране?
- Где расположено это здание? По какой улице?
Это здание было построено более 100 лет. Его архитектор Шрейберг. Сначала в нем располагалось казначейство, затем Госбанк, а сейчас – это городской музей. 
Слайд №5 Памятник С.М. Буденного 
- Кому поставлен бюст?
- Как вы думаете, почему в нашем городе поставлен памятник маршалу, герою гражданской и Отечественной воин С.М.Буденному? (город носит его имя) 
- А кто знает, как раньше назывался наш город? (Маджары, Святой Крест, Прикумск, Буденновск) 
Прикумье… На всю Россию славится степной край янтарным зерном, солнечными виноградными гроздьями, золотым руном. Но главным богатством Буденновска  во все времена были люди. Наша земля славится талантливыми людьми. Среди них поэты и писатели, их не мало, вот некоторые из них (зачитать список поэтов на доске). 
Булавин Николай Андреевич. Многие в нашем городе знали этого замечательного человека, многим он помог в трудную минуту, поддержал словом и делом.
Николай Андреевич родился 20 января 1934 года в селе Урожайное Левокумского района. В 1951 году окончил 10 классов и поступил в Дагестанский медицинский институт, а 1957 году окончил его.
С 1957 по 1961 год работал на Чукотке в передвижном отряде медиков, начальником этого отряда. С 1961 года по 1965 год работал в Магаданской области в п. Ягодное районным фтизиатром. Фтизиатр – это врач, который лечит болезни легких.
С 1965 года работал в Буденновской туббольнице  фтизиатром и рентгенологом. Умер Николай Андреевич в 1985 году. Он был не только замечательным врачом, но и талантливым поэтом.
В  своих стихотворениях Николай Андреевич писал о прекрасных лю-дях, живших и работавших рядом с ним, о городе, где он прожил 20 лет, в родном Ставрополье.
Каждый человек оставляет свой след на земле. Кто-то построил город, кто-то вывел новые сорта пшеницы, кто-то исследовал морские глубины… Одно из своих стихотворений Николай Андреевич так и назвал «След на земле». Текст стихотворения перед вами, послушайте внимательно  и постарайтесь ответить на вопросы. (Чтение стихотворения  учителем, затем - детьми).
- Кому посвятил свое стихотворение поэт?
- Какой след на Земле оставили эти люди? (Дарят здоровье людям).
Каждого человека, любящего свою родину, трогает и волнует простая, безыскусная природа родного края, полная поэзии и прелести. Родные поля, безбрежные просторы, степная речка, поросшая камышом, прекрасны. А любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.
В творчестве Николая Андреевича немало задушевных стихотворений о родном Прикумье. Вот одно из них. Называется оно « Прикумье… Прикумье…» (Стихотворение читают дети).
Работа по стихотворению.
- Что говорит поэт о Прикумье в 1 строфе? (Прочитать 1 строфу).
        -Чем богата наша «малая Родина»? (Найдите ответ во 2 строфе). 
-О каких достопримечательностях нашего города говорится в последней строфе?
Ребята, я хочу рассказать вам ещё об одном человеке, замечательной женщине, участнице Великой Отечественной войны Райко Раисе Платонов-не. О ней можно сказать строками поэтессы Стюард:
                Мне в семьдесят писать стихи,
               Как перед смертью надышаться.
Да, Раиса Платоновна – старейший поэт, но душа её молода: такой запас энергии, жизнеутверждающей силы, что невольно думаешь: « Откуда это у неё?» И ответ один: она живёт творческой жизнью. Её творчество – призыв к миру, дружбе, взаимопониманию, доброте и счастью.
Тематика её стихотворений разнообразна, она воспевает красоту родного Прикумья, Ставрополья, её душа болит о будущем великой Отчизны. Немало в её творчестве и сатирических стихотворений, басен.
Послушаем поэтессу, она расскажет о себе. (Видеоклип. Райко Р.П. коротко рассказывает о себе, читает стихи, басни).
Самое доброе слово на свете - мама. И звучит оно приблизительно одинаково на всех языках мира. И сколько бы ни было нам лет, мы всегда остаёмся детьми для своих матерей. Мама-это огромное окно в мир. Мамины уроки-на всю жизнь. Мама с детства учит своих детей любить свой родной край, свою Родину, благословляет в путь, встречает и верно ждёт.
Самому родному и близкому человеку Раиса Платоновна посвятила эти строки. Стихотворение называется «Матери». (Чтение стихотворения учителем, затем читают дети).
Работа над стихотворением:
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
- Чему учит стихотворение «Матери»? Подтвердите свои ответы цита-тами из текста.
Ребята, никогда не ссорьтесь с самым близким человеком, а если это произошло, то смирите гордыню, подойдите к маме и попросите проще-ния.
Любовь к матери, к России немыслима без любви к родной природе. В стихотворениях, посвящённых природе, автор восхищается красотой родного края, любуется реками, лугами, необъятными просторами полей.
(Чтение стихотворения «Весна идёт» учеником).
Работа над стихотворением:
- С кем сравнивает поэтесса весну? (С красной девицей).
- Чем одаривает природу весна?
- Как автор описывает пробуждение природы? (Зачитать).
- Весна пробуждает природу, а что приносит весна человеку?
Ребята, вы только начинаете знакомство с творчеством будённовских поэтов, но я уверена, что вы продолжите это знакомство. А помогут вам в этом эти небольшие сборники произведений поэтов и писателей города Бу-дённовска. (Демонстрация сборников).
Дети, какие из услышанных стихотворений вам понравились больше всего? ( Чтение стихотворений).
На доске написаны вопросы:
- Кто автор стихотворения?
- О чём это стихотворение?
-Что в нём понравилось?
Попробуйте составить небольшой  связный текст по данным вопросам. (Чтение сочинений – миниатюр).
Домашнее задание будет таким: выучить наизусть понравившееся стихотворение. На столе у вас лежит цветной лист, на котором напечатан эпиграф урока и имена и фамилии будённовских  поэтов, вы возьмите его домой, вклейте в тетрадь этот лист и понравившееся стихотворение, и у вас получится поэтическая страничка.
Закончим урок стихотворением нашего земляка Ивана Андреевича Пасько «Отчие края». (Стихотворение читает учитель).
 Итог урока.
 Ребята, что вы узнали нового на уроке? Что такое «малая Родина»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Малая Родина - жизни исток..."»

Тема: «Малая Родина – жизни исток…»

Цель и задачи урока: познакомить учащихся с буденновскими поэтами и их произведениями.

Оборудование:

  1. Выставка книг буденновских поэтов

  2. Фотовыставка о Буденносвке

  3. Наглядный материал о Булавине Н.А.

  4. Презентация «Памятные места города Будённовска»

Раиса Платоновна Райко

Николай Андреевич Булавин

Римма Алексеевна Каранова

Иван Андреевич Пасько

Надежда Владимировна Хмелева.

Эпиграф к уроку:

Малая Родина – жизни исток,

Крыша родная, отчий порог,

То, что до смерти дает не упасть,

То, без чего можно пропасть!

Н.Хмелева

Ход урока

1.Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего разговора “ Малая Родина – жизни исток…’’ (запишите в тетради). Эпиграфом к нашему занятию станут слова буденновской поэтессы Надежды Владимировны Хмелевой. (Зачитать эпиграф.)

Сегодня мы только перевернем первую страничку сборника произведений поэтов и писателей Прикумья и познакомимся со стихотворениями Булавина Николая Андреевича и Раисы Платоновны Райко, услышим, какие добрые, ласковые слова звучат в их стихотворениях о нашем родном Прикумье, о нашей Родине.

Отечество – единственная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие ’’Родина’’ имеет для нас несколько значений: это великая страна с ее великой истории, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую Родину.

Для нас наша малая Родина – это родное Прикумье, степной край. Степь без конца и без края, взгорья, пустыри, поросшие седыми дикими травами, необъятные поля, волнующиеся урожаем.

Большинство из вас родились в этом степном крае, в городе Буденновске и, вероятно, проживете в нем еще долго. А если мы любим наш город, то должны знать его историю. Городок наш небольшой, но в нем много памятных и интересных мест. (Перед уроком вы познакомились с фотовыставкой).

Начнем урок с заочного путешествия по нашему городу.

Слайд №1 – памятник “Родина – мать’’.

- Что вы видите на экране?

- Где расположен памятник?

- Кому поставлен памятник?

В годы гражданской и ВО воин не вернулись с поля сражения тысячи наших земляков. В память о погибших прикумчанах 6 декабря 1967 года в центре города состоялось торжественное открытие памятника “Родина – мать”. Над ним работали скульпторы братья Роберман из Кисловодска.

Слайд №2 Здание ДДТ

- Что вы видите на экран?

- Где располагается это здание?

Первоначально здесь размещался уездный съезд, затем долгое время в нем располагалась администрация г. Буденновска, теперь это здание Дома Детского Творчества.

Слайд №3 Памятник погибших милиционерам.

- Каким трагическим событием отмечен июнь 1995 года, который теперь называют « чёрным июнем»

146 жизней наших земляков унесла эта трагедия. Первый удар приняли на себя милиционеры, 18 из которых погибли, и спустя год после трагедии, в1996 году, был поставлен обелиск в память о них.

Слайд №4 Здание городского музея

- Что вы видите на экране?

- Где расположено это здание? По какой улице?

Это здание было построено более 100 лет. Его архитектор Шрейберг. Сначала в нем располагалось казначейство, затем Госбанк, а сейчас – это городской музей.

Слайд №5 Памятник С.М. Буденного

- Кому поставлен бюст?

- Как вы думаете, почему в нашем городе поставлен памятник маршалу, герою гражданской и Отечественной воин С.М.Буденному? (город носит его имя)

- А кто знает, как раньше назывался наш город? (Маджары, Святой Крест, Прикумск, Буденновск)

Прикумье… На всю Россию славится степной край янтарным зерном, солнечными виноградными гроздьями, золотым руном. Но главным богатством Буденновска во все времена были люди. Наша земля славится талантливыми людьми. Среди них поэты и писатели, их не мало, вот некоторые из них (зачитать список поэтов на доске).

Булавин Николай Андреевич... Многие в нашем городе знали этого замечательного человека, многим он помог в трудную минуту, поддержал словом и делом.

Николай Андреевич родился 20 января 1934 года в селе Урожайное Левокумского района. В 1951 году окончил 10 классов и поступил в Дагестанский медицинский институт, а 1957 году окончил его.

С 1957 по 1961 год работал на Чукотке в передвижном отряде медиков, начальником этого отряда. С 1961 года по 1965 год работал в Магаданской области в п. Ягодное районным фтизиатром. Фтизиатр – это врач, который лечит болезни легких.

С 1965 года работал в Буденновской туббольнице фтизиатром и рентгенологом. Умер Николай Андреевич в 1985 году. Он был не только замечательным врачом, но и талантливым поэтом.

В своих стихотворениях Николай Андреевич писал о прекрасных людях, живших и работавших рядом с ним, о городе, где он прожил 20 лет, в родном Ставрополье.

Каждый человек оставляет свой след на земле. Кто-то построил город, кто-то вывел новые сорта пшеницы, кто-то исследовал морские глубины… Одно из своих стихотворений Николай Андреевич так и назвал «След на земле». Текст стихотворения перед вами, послушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопросы. (Чтение стихотворения учителем, затем - детьми).

- Кому посвятил свое стихотворение поэт?

- Какой след на Земле оставили эти люди? (Дарят здоровье людям).

Каждого человека, любящего свою родину, трогает и волнует простая, безыскусная природа родного края, полная поэзии и прелести. Родные поля, безбрежные просторы, степная речка, поросшая камышом, прекрасны. А любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

В творчестве Николая Андреевича немало задушевных стихотворений о родном Прикумье. Вот одно из них. Называется оно « Прикумье… Прикумье…» (Стихотворение читают дети).

Работа по стихотворению.

- Что говорит поэт о Прикумье в 1 строфе? (Прочитать 1 строфу).

-Чем богата наша «малая Родина»? (Найдите ответ во 2 строфе).

-О каких достопримечательностях нашего города говорится в последней строфе?

Ребята, я хочу рассказать вам ещё об одном человеке, замечательной женщине, участнице Великой Отечественной войны Райко Раисе Платоновне. О ней можно сказать строками поэтессы Стюард:

Мне в семьдесят писать стихи,

Как перед смертью надышаться.

Да, Раиса Платоновна – старейший поэт, но душа её молода: такой запас энергии, жизнеутверждающей силы, что невольно думаешь: « Откуда это у неё?» И ответ один: она живёт творческой жизнью. Её творчество – призыв к миру, дружбе, взаимопониманию, доброте и счастью.

Тематика её стихотворений разнообразна, она воспевает красоту родного Прикумья, Ставрополья, её душа болит о будущем великой Отчизны. Немало в её творчестве и сатирических стихотворений, басен.

Послушаем поэтессу, она расскажет о себе. (Видеоклип. Райко Р.П. коротко рассказывает о себе, читает стихи, басни).

Самое доброе слово на свете - мама. И звучит оно приблизительно одинаково на всех языках мира. И сколько бы ни было нам лет, мы всегда остаёмся детьми для своих матерей. Мама-это огромное окно в мир. Мамины уроки-на всю жизнь. Мама с детства учит своих детей любить свой родной край, свою Родину, благословляет в путь, встречает и верно ждёт.

Самому родному и близкому человеку Раиса Платоновна посвятила эти строки. Стихотворение называется «Матери». (Чтение стихотворения учителем, затем читают дети).

Работа над стихотворением:

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

- Чему учит стихотворение «Матери»? Подтвердите свои ответы цитатами из текста.

Ребята, никогда не ссорьтесь с самым близким человеком, а если это произошло, то смирите гордыню, подойдите к маме и попросите прощения.

Любовь к матери, к России немыслима без любви к родной природе. В стихотворениях, посвящённых природе, автор восхищается красотой родного края, любуется реками, лугами, необъятными просторами полей.

(Чтение стихотворения «Весна идёт» учеником).

Работа над стихотворением:

- С кем сравнивает поэтесса весну? (С красной девицей).

- Чем одаривает природу весна?

- Как автор описывает пробуждение природы? (Зачитать).

- Весна пробуждает природу, а что приносит весна человеку?

Ребята, вы только начинаете знакомство с творчеством будённовских поэтов, но я уверена, что вы продолжите это знакомство. А помогут вам в этом эти небольшие сборники произведений поэтов и писателей города Будённовска. (Демонстрация сборников).

Дети, какие из услышанных стихотворений вам понравились больше всего? ( Чтение стихотворений).

На доске написаны вопросы:

- Кто автор стихотворения?

- О чём это стихотворение?

-Что в нём понравилось?

Попробуйте составить небольшой связный текст по данным вопросам. (Чтение сочинений – миниатюр).

Домашнее задание будет таким: выучить наизусть понравившееся стихотворение. На столе у вас лежит цветной лист, на котором напечатан эпиграф урока и имена и фамилии будённовских поэтов, вы возьмите его домой, вклейте в тетрадь этот лист и понравившееся стихотворение, и у вас получится поэтическая страничка.

Закончим урок стихотворением нашего земляка Ивана Андреевича Пасько «Отчие края». (Стихотворение читает учитель).

Итог урока.

Ребята, что вы узнали нового на уроке? Что такое «малая Родина»?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по литературе "Малая Родина - жизни исток..."

Автор: Мадатова Наталья Павловна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект интегрированного урока  по изобразительному искусству и истории на тему: Хохлома. Истоки и современное развитие. "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-i-istorii-na-tiemu-khokhloma-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "200295"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428771042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства