конспект урока по предмету самопознание "Выбор пути"
Конспект урока по предмету самопознание "Выбор пути"
План урока по предмету самопознание 9 класс Урок 7
Тема: Выбор пути
Ценность: Истина
Качества: жизненный путь, предназначение, целеустремленность.
Цель: расширять представления учащихся о выборе своего жизненного пути через общечеловеческую ценность истину.
Задачи:
• раскрыть значение понятия о важности выбора жизненного пути;
• развивать потребность своего истинного предназначения;
• воспитывать целеустремленность в достижении поставленной цели.
Ресурсы:
музыка «Хрустальная грусть», мультфильм «Злостный разбиватель яиц», музыка Шаинского «Вместе весело шагать», листы формата А 4, цветные карандаши.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Позитивный настрой
Концентрация на лес (музыка «Хрустальная грусть»)
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко.
С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.
Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, что вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо.
Начинайте идти в сторону леса, будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь к нему и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдыхаем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботиться о ней, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время.
А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
3. Позитивное высказывание – цитата урока
Не существует единой тропы для всего живого.
В мире множество троп и у каждого – своя.
Тот путь, что принес тебе счастье,
для другого может оказаться губительным.
Не тяни за собой,
но если кто вызымеет желание идти одной тропою,
будь добрым попутчиком.
Аму Мом
• Как вы понимаете это изречение?
• Почему необходимо быть добрым попутчиком?
4. Рассказывание истории (беседа).
Притча о выборе пути. У каждого своя дорога
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Вопросы:
• Что объединяло мудрецов?
• Как вы понимаете выражение свое предназначение?
5. Просмотр мультфильма: «Злостный разбиватель яиц» о выборе жизненного пути.
Вопросы:
• Какой жизненный путь открылся перед цыпленком?
• Объясните выражение из мультфильма: почему орел может стать мокрой курицей?
• Была ли целеустремленность у персонажа мультфильма?
• Какой смысл вложил автор этого мультфильма?
6. Творческая деятельность
Давайте посмотрим на картины некоторых художников и вспомним сказки, где есть развилина путей-дорог и лежит Вещий камень. Кто-нибудь знает, что точно было написано на камне у развилки дорог?
Художник Виктор Васнецов, картина «Витязь на распутье»
На камне написано:
«Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному.
Направу ехати - женату бытии.
Налеву ехати - богату быти»
Иллюстрация Ивана Билибина к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке"
В сказках есть варианты, но чаще говорится так:
На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь;
налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь;
прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»
Индивидуальная творческая деятельность «Вещий камень моего жизненного пути»
С помощью цветных карандашей на листе формата А 4 изобразите распутье дороги и камень. После выполнения рисунка, работы учащихся собираются (творческая деятельность учащихся будет продолжена на втором уроке, с применением домашнего задания).
7. Групповое пение: музыка Шаинского «Вместе весело шагать»
8. Домашнее задание: подобрать цитаты, афоризмы или высказывания великих философов и мыслителей о жизненном пути (не менее 10 высказываний)
9. Заключительная минутка тишины:
Вопросы:
Что осознал на сегодняшнем уроке?
С чем ушел с урока?
Спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: расширять представления учащихся о выборе своего жизненного пути через общечеловеческую ценность истину.
Задачи:
раскрыть значение понятия о важности выбора жизненного пути;
развивать потребность своего истинного предназначения;
воспитывать целеустремленность в достижении поставленной цели.
Ресурсы:
музыка «Хрустальная грусть», мультфильм «Злостный разбиватель яиц», музыка Шаинского «Вместе весело шагать», листы формата А 4, цветные карандаши.
Ход урока:
Организационный момент
Позитивный настрой
Концентрация на лес (музыка «Хрустальная грусть»)
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко.
С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.
Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, что вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо.
Начинайте идти в сторону леса, будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь к нему и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдыхаем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботиться о ней, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время.
А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
Позитивное высказывание – цитата урока
Не существует единой тропы для всего живого.
В мире множество троп и у каждого – своя.
Тот путь, что принес тебе счастье,
для другого может оказаться губительным.
Не тяни за собой,
но если кто вызымеет желание идти одной тропою,
будь добрым попутчиком.
Аму Мом
Как вы понимаете это изречение?
Почему необходимо быть добрым попутчиком?
Рассказывание истории (беседа).
Притча о выборе пути. У каждого своя дорога
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал: - Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.
Второй сказал: - Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал: - Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал: - Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал: - Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Вопросы:
Что объединяло мудрецов?
Как вы понимаете выражение свое предназначение?
Просмотр мультфильма: «Злостный разбиватель яиц» о выборе жизненного пути.
Вопросы:
Какой жизненный путь открылся перед цыпленком?
Объясните выражение из мультфильма: почему орел может стать мокрой курицей?
Была ли целеустремленность у персонажа мультфильма?
Какой смысл вложил автор этого мультфильма?
Творческая деятельность
Давайте посмотрим на картины некоторых художников и вспомним сказки, где есть развилина путей-дорог и лежит Вещий камень. Кто-нибудь знает, что точно было написано на камне у развилки дорог?
Художник Виктор Васнецов, картина «Витязь на распутье»
На камне написано:
«Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному.
Направу ехати - женату бытии.
Налеву ехати - богату быти»
Иллюстрация Ивана Билибина к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке"
В сказках есть варианты, но чаще говорится так:
На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь;
налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь;
прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»
Индивидуальная творческая деятельность «Вещий камень моего жизненного пути»
С помощью цветных карандашей на листе формата А 4 изобразите распутье дороги и камень. После выполнения рисунка, работы учащихся собираются (творческая деятельность учащихся будет продолжена на втором уроке, с применением домашнего задания).
Групповое пение: музыка Шаинского «Вместе весело шагать»
Домашнее задание:подобрать цитаты, афоризмы или высказывания великих философов и мыслителей о жизненном пути (не менее 10 высказываний)