Организационный момент. Приветствие. Отметка отсутствующих. Эмоциональная настройка на урок. Мотивация. Озвучивание целей урока.
Проверка знаний по теме «Диагностика личности». 1 вариант: пишут все о проективных методиках
2 вариант: пишут все о тестах.
Проведение теста юмористических фраз ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Это простая и интересная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства классического измерительного теста и индивидуальной проективной методики. Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Методы диагностики мотивации" »
Конспект урока
Тема: Методы диагностики мотивации
Цель: изучить внутренние мотивы учащихся
Тип урока: комбинированный
План урока:
Организационный момент. Приветствие. Отметка отсутствующих. Эмоциональная настройка на урок. Мотивация. Озвучивание целей урока.
Проверка знаний по теме «Диагностика личности». 1 вариант: пишут все о проективных методиках
2 вариант: пишут все о тестах.
Проведение теста юмористических фраз ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев) . Это простая и интересная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства классического измерительного теста и индивидуальной проективной методики. Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности:
Инструкция:
Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них.
43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
44. «Душит — значит любит» (Дездемона).
45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
46. Нашел место в жизни — найди жене.
47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.
49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.
50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?
51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже.
52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.
53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», — признался он ей... за три дня до зарплаты.
54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.
55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.
56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.
57. «Пить — здоровью вредить», — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.
58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.
59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
61. «Удивительное — ядом!» — сказал Сальери.
62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.
63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.
64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.
65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая — с дерева жизни.
66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.
68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.
69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.
73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.
74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
76. В этой столовой можно не только червяка заморить.
77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.
79. Если все время мыслить, то на что же существовать?
80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» — тут, другая — там.
81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.
82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
83. Ломал голову, а сломал шею.
84. «А здесь я работаю для потомства», — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
87. Интеллигенты умирают сидя.
88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!
90. Забытый писатель искал забвение в вине.
91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.
93. Бывает осень и у людей.
94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
98. Не всякая кучка — могучая.
99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
100. Графомания — это потребность души или семейного бюджета.
Ключ к тесту ТЮФ.
№. № темы №. № темы
Однозначные Многозначные
фразы фразы
1 9 41 6, 9
2 6 42 2, 5
3 4 43 4, 5
4 5 44 1, 2
5 2 45 3, 10
6 1 46 6, 7
7 10 47 4, 9
8 3 48 3, 6
9 8 49 2, 10
10 7 50 8, 10
11 7 51 7, 1
12 8 52 4, 6
13 3 53 2, 4
14 9 54 6, 10, 8
15 1 55 1, 4, 8
16 2 56 5, 10
17 5 57 1, 2, 3
18 4 58 9, 10
19 6 59 4, 7
20 9 60 3, 8
21 6 61 1, 9
22 10 62 5, 6, 8
23 3 63 3, 5
24 1 64 2, 6, 7
25 5 65 2, 10
26 4 66 2, 8
27 2 67 5, 7
28 10 68 3, 4
29 8 69 2, 6
30 7 70 7, 9
31 3 71 4, 8
32 1 72 2, 7
33 7 73 3, 9
34 8 74 1, 4, 6
35 10 75 3, 7
36 2 76 2, 3
37 9 77 2, 3
38 5 78 5, 8
39 4 79 4, 10
40 6 80 6, 8
81 1, 5, 4
82 8, 9
83 1, 10, 8
84 2, 9
85 5, 9, 10
86 1, 2, 5
87 1, 8, 10
88 4, 5, 10
89 1, 6, 9
90 3, 9
91 4, 7
92 2, 4, 5
93 3, 8
94 1, 2, 7, 9
95 2, 7
96 8, 10
97 5, 8
98 8, 9, 10
99 2, 9, 10
100 4, 9
Интерпретация, обработка результатов теста ТЮФ.
При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.
При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение. Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:
Tема: "Садизм".
Мотив: самосохранение.
Преграда: разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности индивида.
Tема: "Межполовые отношения".
Мотив: вступление в межполовые отношения, разрядка напряжения от неудовлетворенности.
Преграда: внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление близости вне специальных ситуаций супружеской интимности.
Tема: "Пагубные пристрастия".
Мотив: употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психо-фармакологических средств.
Преграда: интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.).
Tема: "Деньги".
Мотив: личное материальное благосостояние.
Преграда: недостаток денег, высокие цены и т.п.
Tема: "Мода".
Мотив: самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха.
Преграда: скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров.
Tема: "Карьера".
Мотив: достижение высокого положения в обществе, получение
Широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.
Преграда: конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.
Tема: "Семейные неурядицы".
Мотив: семейное благополучие.
Преграда: несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).
Tема: "Социальные неурядицы".
Мотив: социальное благополучие.
Преграда: асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.
Преграда: эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.
Tема: "Человеческая глупость".
Мотив: познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием.
Преграда: невежество, ограниченность окружающих.
Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом).
Примечание.
1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле нужно учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция).
2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).
3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.
4. Различные темы имеют неодноплановый теоретико-психологический статус:
потребности организма - темы 1, 2, возможно, 3;
потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;
потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.