kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Основы медицинских знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН КОНСПЕКТ

для проведения занятий по НВП с уч-ся II-го курса (девушки группа № 13)

 

Дата: _________________                                                                                              Урок № 25

                

Тема курса: Основы медицинских знаний.

Тема урока: Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов, и их осложнения. Понятие об ушибах, растяжениях, вывихах и оказание первой помощи при них. Травматический шок и его   профилактика.                                               

Тип урока: Комбинированный.

Цель занятия:

  1. развивающая:    Развитие у учащихся, навыков оказания первой    

                                        доврачебной медицинской помощи.

  1. воспитательная: Воспитание у учащихся, правильного поведения и       

                                   оказания первой медицинской помощи, в 

                                   экстремальной ситуации. 

  1. образовательная: Научить правильному оказанию первой медицинской   

                                          помощи при переломах, ушибах, растяжение, вывихах   

                                          и предотвращению травматического шока.

Межпредметные связи: Биология, анатомия.

Методы обучения: Словесно-наглядный, практический,  лекция-беседа, моделирование ситуации, 

                                 проблемный метод.

Использование новых технологий: Технология активного обучения (проблемная лекция, анализ

                                                             конкретной ситуации, решение ситуационных проблем).

Материально -  техническое оснащение: Плакаты, учебник «Медико-санитарная подготовка учащихся», учебник НВП, шины, аптечка.                                                     

Структура урока:

I.    1) Рапорт командира взвода.

2) Проверка личного состава взвода.

3) Ознакомления учащихся с новой темой и целями урока. (5 минут)

      II. Проверка усвоения пройденного материала (10 минут).

III. Формирование новых знаний (50 минут):

  • Мотивация обучения: постановка проблемы – как оказать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях.
  • Изложения нового материала
  1. Закрепление нового материала (20 минут).
  2. Подведения итогов урока, задание на дом (5 минут).

I. Вводная часть.

  • Принятия доклада от командира взвода.
  • Приветствие, проверка наличия посещаемости.
  • Объявление темы и цели занятий.

II. Проверка усвоения пройденного материала

III. Основная часть.

Учитель

Учащиеся

- Учитель ведет лекцию - беседу

- Воспринимают информацию

- Участвуют в беседе

-Составляют конспект

 

 

Вопросы рассматриваемые на уроке:

  • Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.
  • Понятие о переломах костей и их признаки.
  • Виды переломов и их осложнения.
  • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.
  • Травматический шок и его профилактика.



 

Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

        Ушиб (контузия) – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа.

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Помощь:

  1. создать покой повреждённой конечности;
  1. наложить давящую повязку;
  1. приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс.

Растяжение и разрыв связок – при резких движениях в области суставов происходит перерастяжение или разрыв связок, чаще в области голеностопного сустава, реже в других областях (коленный, лучезапястный и другие суставы).

Признаки: острая боль у места прикрепления связок, припухлость кровоподтеки, ограничение движений конечности, иногда кровоизлияние в полость сустава (гемартроз).

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;
  • наложить давящую повязку;
  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс примерно на 2часа;
  • дать обезболивающее;
  • растереть место растяжения согревающей мазью (апизатрон, фастум гель и т.д.);
  • доставить в лечебное учреждение.

       Вывих - повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

 Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;
  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);
  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизируют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;
  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

Понятие о переломах костей и их признаки.

       Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

        Переломы подразделяются на: 

  1. закрытые и открытые;
  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости).

Признаки переломов:

  •    боль на месте перелома;
  •    нарушение функции;
  •    укорочение конечности;
  •    изменение формы конечности;
  •    наличие ненормальной подвижности в области повреждения;
  •    иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);
  •    повышения температуры тела (до 38 градусов);
  •    при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения

      головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д..                                 

Травматический шок и его профилактика.

       Шок – это реакция организма на травму. Он служит интегрирующим показателем тяжести поражения.             

В результате травмы происходит прогрессирующее утяжеление состояния пострадавшего. Динамика утяжеления представлена цепью непрерывно, с различной, но нарастающей скоростью (в зависимости от тяжести травмы) развивающихся событий:

  1. Шок 1 ст. легкий (отмечается при легких в основном травмах);
  2. Шок 2 ст. средней тяжести;
  3. Шок 3 ст. тяжелый (ведущий к терминальному состоянию)
  4. Шок 4 ст. очень тяжелая (предагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, процесс завершается биологической смертью).

       Диагностика шока в начальном периоде до госпитального этапа основывается только на комплексной оценке особенностей клинических проявлений: сознания, степени заторможенности, характеристик зрачков, взгляда, состояния кожных покровов, частоты и характера пульса на лучевых или сонных артериях, частоты и глубины дыхания, состояния мелких сосудов (капилляров) ногтевых лож, состояние скелетных мышц, температура тела и т.д..  Для мед. персонала одним из важнейших, во многом определяющих признаков служат показатели артериального давления.

При оказании ПМП в чрезвычайных ситуациях следует исходить из реальных возможностей.

  1. Обеспечить полный покой, тепло.
  2. Остановить кровотечение.
  3. Придать пострадавшему положение, лежа на спине, без подушки под головой (при переломе позвоночника - туловища фиксировать на щите или на досках), с приподнятыми ногами под углом 15 градусов.
  4. Утеплить, согреть (укрыть одеялом и т.д.).
  5. Дать обезболивающее средство 1 – 2 таблетки анальгина (раздавить максимально мелко), засыпать под язык (не давать запивать, но дать половину чайной ложки теплой воды под язык).
  6. Наложение давящей повязки, жгута при наружном кровотечение.
  7. Полный покой, холод на живот при внутренних кровотечениях. Наложение повязки при проникающим ранение живота и груди. Транспортная иммобилизация при переломах.

IV. Закрепление пройденного материала.(моделирование конкретного несчастного случая)

      Для закрепления нового материала рассмотрим не стандартные ситуации.

- Наш «герой» моет окна на 4 этаже, при несоблюдении ТБ падает из окна, при этом он ударяется об рядом стоящее дерево, которое спасает ему жизнь. При этом он получает травму головы, закрытый перелом руки. 

- Во втором случае: ранение глаза, открытый перелом бедра с повреждением бедренной артерии  и перелом руки. Оказывают помощь пострадавшему два человека.

Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки.

V. Подведения итогов урока, задание на дом.

Выставляются оценки за урок. Учащиеся получают домашнее задание.

   Преподаватель-организатор НВП л-т запаса_____________ Куршев В.Б.              

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Основы медицинских знаний" »

ПЛАН КОНСПЕКТ

для проведения занятий по НВП с уч-ся II-го курса (девушки группа № 13)


Дата: _________________ Урок № 25

Тема курса: Основы медицинских знаний.

Тема урока: Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов, и их осложнения. Понятие об ушибах, растяжениях, вывихах и оказание первой помощи при них. Травматический шок и его профилактика.

Тип урока: Комбинированный.

Цель занятия:

  1. развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой

доврачебной медицинской помощи.

  1. воспитательная: Воспитание у учащихся, правильного поведения и

оказания первой медицинской помощи, в

экстремальной ситуации.

  1. образовательная: Научить правильному оказанию первой медицинской

помощи при переломах, ушибах, растяжение, вывихах

и предотвращению травматического шока.

Межпредметные связи: Биология, анатомия.

Методы обучения: Словесно-наглядный, практический, лекция-беседа, моделирование ситуации,

проблемный метод.

Использование новых технологий: Технология активного обучения (проблемная лекция, анализ

конкретной ситуации, решение ситуационных проблем).

Материально - техническое оснащение: Плакаты, учебник «Медико-санитарная подготовка учащихся», учебник НВП, шины, аптечка.

Структура урока:

I. 1) Рапорт командира взвода.

2) Проверка личного состава взвода.

3) Ознакомления учащихся с новой темой и целями урока. (5 минут)

II. Проверка усвоения пройденного материала (10 минут).

III. Формирование новых знаний (50 минут):

    • Мотивация обучения: постановка проблемы – как оказать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях.

    • Изложения нового материала

  1. Закрепление нового материала (20 минут).

  2. Подведения итогов урока, задание на дом (5 минут).

I. Вводная часть.

  • Принятия доклада от командира взвода.

  • Приветствие, проверка наличия посещаемости.

  • Объявление темы и цели занятий.

II. Проверка усвоения пройденного материала.

На прошлом занятие мы с вами прошли тему наложение стерильных повязок, давайте сейчас с вами проверим, как вы усвоили материал. Для этого нам понадобится один пострадавший, который по нашей легенде попал в ДТП и получил порез локтевого сустава, коленного сустава и головы. Выбираем пострадавшего. Вызываю трех учащихся, которые будут накладывать стерильные повязки. Проверяю правильность наложения повязок, выставляю оценки.

III. Основная часть.

Учитель

Учащиеся

- Учитель ведет лекцию - беседу

- Воспринимают информацию

- Участвуют в беседе

-Составляют конспект




Вопросы рассматриваемые на уроке:

      • Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

      • Понятие о переломах костей и их признаки.

      • Виды переломов и их осложнения.

      • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.

      • Травматический шок и его профилактика.


Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

Ушиб (контузия) – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа.

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс.

Растяжение и разрыв связок – при резких движениях в области суставов происходит перерастяжение или разрыв связок, чаще в области голеностопного сустава, реже в других областях (коленный, лучезапястный и другие суставы).

Признаки: острая боль у места прикрепления связок, припухлость кровоподтеки, ограничение движений конечности, иногда кровоизлияние в полость сустава (гемартроз).

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс примерно на 2часа;

  • дать обезболивающее;

  • растереть место растяжения согревающей мазью (апизатрон, фастум гель и т.д.);

  • доставить в лечебное учреждение.

Вывих - повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;

  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);

  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизируют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;

  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

Понятие о переломах костей и их признаки.

Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

Переломы подразделяются на:

  1. закрытые и открытые;

  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости).

Признаки переломов:

  • боль на месте перелома;

  • нарушение функции;

  • укорочение конечности;

  • изменение формы конечности;

  • наличие ненормальной подвижности в области повреждения;

  • иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);

  • повышения температуры тела (до 38 градусов);

  • при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения

головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д..

Виды переломов и их осложнения.

Виды переломов и их осложнения.

Виды полных переломов:

  1. поперечные – линия переломов поперечна к длиннику кости (на трубчатых костях, коротких костях – предплечья, голень, надколенник, пяточная кость).

  2. косые – линия перелома поперечна к длиннику кости ( встречаются часто – на длинных костях конечностей);

  3. продольные линия перелома параллельна длиннику кости (чаще на фалангах пальцев или суставных концах длинных костей конечности);

  4. винтообразные – линия перелома как винтовая нарезка (при скручивание длинных костей – чаще нижней конечности, плечевой кости);

  5. комбинированные – несколько линий переломов (Т – образные, Ш – образные, клиновидные – чаще при осколочных переломах);

  6. вколоченные – обломок кости внедряется («вколачивается») в другой.

Бывают еще одиночные и множественные (по количеству нарушений целостности кости), осколочные (чаще при огнестрельных ранениях).

Первая медицинская помощь при переломах костей. Наложение транспортной шины.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • дать обезболивающее;

  • транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела;

  • госпитализация в леч. учреждение.

Открытые переломы требуют особого внимание. Вправлять отломки, касаться раны нельзя. На рану следует наложить стерильную повязку. При кровотечение из артерий наложить жгут. Правила иммобилизации:

  • фиксировать не менее двух соседних суставов, при переломах плечевой бедренной костей фиксировать три сустава;

  • правильно готовить. Тщательно моделировать шины. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватной – марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью;

  • надёжно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками и т. д.;

  • при закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава;

  • в холодное время надо обеспечить надёжное утепление пострадавшего, повреждённой конечности;

  • при открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой медицинской помощи при проникающих ранах;

  • обезболивание (дать 1-2 таблетки анальгина, пенталгина или другого средства, предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками, полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды- 1\ 2 чайной ложки), при массивной кровопотере дать солевой раствор, горячий сладкий чай, кофе;

  • применять надёжные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации, учитывая особенности дорог.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её бинтом. Отмоделировать шины. Использовать вату, бинты, ватно-марлевые подкладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях - вату из подушек, матрацев.

Переломы костей верхних конечностей, плечевого пояса - транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 град. И придания кисти так называемого физиологического (то есть среднего) положения, при котором второй – пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь валике из мягкой ткани; сама ткань должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. Может использоваться шина Крамера.

Переломы костей нижней конечности – иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надёжной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения.

При переломах позвоночника – транспортировка и иммобилизация на щите.

При переломе рёбер – наложение тугой циркулярной повязки на грудную клетку.

Травматический шок и его профилактика.

Шок – это реакция организма на травму. Он служит интегрирующим показателем тяжести поражения.

В результате травмы происходит прогрессирующее утяжеление состояния пострадавшего. Динамика утяжеления представлена цепью непрерывно, с различной, но нарастающей скоростью (в зависимости от тяжести травмы) развивающихся событий:

  1. Шок 1 ст. легкий (отмечается при легких в основном травмах);

  2. Шок 2 ст. средней тяжести;

  3. Шок 3 ст. тяжелый (ведущий к терминальному состоянию)

  4. Шок 4 ст. очень тяжелая (предагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, процесс завершается биологической смертью).

Диагностика шока в начальном периоде до госпитального этапа основывается только на комплексной оценке особенностей клинических проявлений: сознания, степени заторможенности, характеристик зрачков, взгляда, состояния кожных покровов, частоты и характера пульса на лучевых или сонных артериях, частоты и глубины дыхания, состояния мелких сосудов (капилляров) ногтевых лож, состояние скелетных мышц, температура тела и т.д.. Для мед. персонала одним из важнейших, во многом определяющих признаков служат показатели артериального давления.

Шок 1 степени – сознание сохранено; умеренная заторможенность; кожа бледно-синюшная; пульс 90 – 100 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения; дыхание глубокое, ровное, несколько учащенное.

Шок 2 степени – сознание сохранено; заторможенность; взгляд фиксирован, неподвижный; реакция зрачков на цвет снижена; кожа бледная с синюшным оттенком, после нажатия на ноготь кровоток восстанавливается, замедлено; пульс 100 – 120 ударов в минуту, слабого наполнения; дыхание поверхностное учащенное; скелетные мышцы ослаблены, тонус их понижен; температура тела снижена.

Шок 3 степени – сознание часто затемнено; резкая заторможенность; зрачки на свет не реагируют; кожа бледно-серая, возможен как бы «мраморный» рисунок; ногтевое ложе синюшнее, после нажатия восстанавливается слабо, медленно; пульс в начале 130 ударов в минуту, слабого наполнения, аритмичный, позже становится замедленным до 44 – 46 ударов в минуту; дыхание поверхностное, учащенное; тонус мышц резко снижен; температура тела резка понижена; мочеиспускание уменьшено, возможно полное прекращение его.

Шок 4 степени - терминальные состояния – это крайние состояния, переходные от жизни к смерти.

Различают 4 вида терминальных состояний: преагональное состояние или преагония; терминальная пауза; агония; клиническая смерть.

  • Симптомы преагонии. Двигательное возбуждение. Нарушения сознания – заторможенность, спутанность; потеря сознания. Кожа бледная. Ногтевое ложе синюшное; после прекращения нажатия на ноготь кровоток длительное время не восстанавливается. Пульс частый, слабый, едва определяется на сонных и бедренных артериях, затем замедленный. Дыхания вначале учащенное, в дальнейшем медленное, редкое, аритмичное, судорожное. Температура тела резко снижена.

  • Симптомы терминальной паузы. Длится от нескольких секунд до 3-4 минут. Дыхание отсутствует. Пульс резко замедлен; определяется только на сонных и бедренных артериях. Реакция зрачков на свет исчезает, ширина зрачков возрастает.

  • Симптомы агонии. Короткая последняя вспышка жизнедеятельности. Возможно кратковременное восстановление сознания, некоторое учащение пульса. Тоны сердца глухие. Дыхание судорожное, значительной амплитуды, редкое – от 2 до 6 вдохов в минуту. Агония завершается последним вдохом и переходит в клиническую смерть.

  • Клиническая смерть. Пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти. Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни, однако даже в наиболее ранимых тканях (мозг) необратимые изменения к этому времени еще не наступили. Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 минут. В течение этих пяти минут человека можно вернуть к жизни.

ПМП при шоке 1 степени особой помощи не требуется, при шоке 2 – 3 степени первоочередными задачами являются: стабилизация состояния пострадавшего, предупреждение развития терминальных состояний, вывод из тяжелого шока.

Основные направления ПМП:

  • Прекращения кровотечения (если оно имеет место)

  • Устранение или снижение болей

  • Помощь при тяжелых травмах

  • Транспортная иммобилизация

При оказании ПМП в чрезвычайных ситуациях следует исходить из реальных возможностей.

  1. Обеспечить полный покой, тепло.

  2. Остановить кровотечение.

  3. Придать пострадавшему положение, лежа на спине, без подушки под головой (при переломе позвоночника - туловища фиксировать на щите или на досках), с приподнятыми ногами под углом 15 градусов.

  4. Утеплить, согреть (укрыть одеялом и т.д.).

  5. Дать обезболивающее средство 1 – 2 таблетки анальгина (раздавить максимально мелко), засыпать под язык (не давать запивать, но дать половину чайной ложки теплой воды под язык).

  6. Наложение давящей повязки, жгута при наружном кровотечение.

  7. Полный покой, холод на живот при внутренних кровотечениях. Наложение повязки при проникающим ранение живота и груди. Транспортная иммобилизация при переломах.

IV. Закрепление пройденного материала.(моделирование конкретного несчастного случая)

Для закрепления нового материала рассмотрим не стандартные ситуации.

- Наш «герой» моет окна на 4 этаже, при несоблюдении ТБ падает из окна, при этом он ударяется об рядом стоящее дерево, которое спасает ему жизнь. При этом он получает травму головы, закрытый перелом руки.

- Во втором случае: ранение глаза, открытый перелом бедра с повреждением бедренной артерии и перелом руки. Оказывают помощь пострадавшему два человека.


Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки.


V. Подведения итогов урока, задание на дом.

Выставляются оценки за урок. Учащиеся получают домашнее задание.


Преподаватель-организатор НВП

л-т запаса_____________ Куршев В.Б.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока "Основы медицинских знаний"

Автор: Куршев Владимир Борисович

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Первая медицинская помощь при остановке сердца "
    ["seo_title"] => string(56) "piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostanovkie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "129760"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415765824"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Конспект 3 урока элективного курса "Медицинская география" на тему: Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае. "
    ["seo_title"] => string(182) "konspiekt-3-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-na-tiemu-razvitiie-miediko-ghieoghrafichieskikh-priedstavlienii-v-drievniem-rimie-drievniem-iranie-drievniem-kitaie"
    ["file_id"] => string(6) "201762"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429113834"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Укусы змей"
    ["seo_title"] => string(11) "ukusy-zmiei"
    ["file_id"] => string(6) "320271"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461055737"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект, краткосрочный план и презентация 5 урока элективного курса "Медицинская география" . "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-5-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "211550"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431629526"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Это должен знать каждый!""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-eto-dolzhien-znat-kazhdyi"
    ["file_id"] => string(6) "279514"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453235872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства