ПЛАН КОНСПЕКТ
для проведения занятий по НВП с уч-ся II-го курса (девушки группа № 13)
Дата: _________________ Урок № 25
Тема курса: Основы медицинских знаний.
Тема урока: Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов, и их осложнения. Понятие об ушибах, растяжениях, вывихах и оказание первой помощи при них. Травматический шок и его профилактика.
Тип урока: Комбинированный.
Цель занятия:
- развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой
доврачебной медицинской помощи.
- воспитательная: Воспитание у учащихся, правильного поведения и
оказания первой медицинской помощи, в
экстремальной ситуации.
- образовательная: Научить правильному оказанию первой медицинской
помощи при переломах, ушибах, растяжение, вывихах
и предотвращению травматического шока.
Межпредметные связи: Биология, анатомия.
Методы обучения: Словесно-наглядный, практический, лекция-беседа, моделирование ситуации,
проблемный метод.
Использование новых технологий: Технология активного обучения (проблемная лекция, анализ
конкретной ситуации, решение ситуационных проблем).
Материально - техническое оснащение: Плакаты, учебник «Медико-санитарная подготовка учащихся», учебник НВП, шины, аптечка.
Структура урока:
I. 1) Рапорт командира взвода.
2) Проверка личного состава взвода.
3) Ознакомления учащихся с новой темой и целями урока. (5 минут)
II. Проверка усвоения пройденного материала (10 минут).
III. Формирование новых знаний (50 минут):
- Мотивация обучения: постановка проблемы – как оказать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях.
- Изложения нового материала
- Закрепление нового материала (20 минут).
- Подведения итогов урока, задание на дом (5 минут).
I. Вводная часть.
- Принятия доклада от командира взвода.
- Приветствие, проверка наличия посещаемости.
- Объявление темы и цели занятий.
II. Проверка усвоения пройденного материала
III. Основная часть.
Учитель
Учащиеся
- Учитель ведет лекцию - беседу
- Воспринимают информацию
- Участвуют в беседе
-Составляют конспект
Вопросы рассматриваемые на уроке:
- Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.
- Понятие о переломах костей и их признаки.
- Виды переломов и их осложнения.
- Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.
- Травматический шок и его профилактика.
Понятие о ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.
Ушиб (контузия) – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа.
Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.
Помощь:
- создать покой повреждённой конечности;
- наложить давящую повязку;
- приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс.
Растяжение и разрыв связок – при резких движениях в области суставов происходит перерастяжение или разрыв связок, чаще в области голеностопного сустава, реже в других областях (коленный, лучезапястный и другие суставы).
Признаки: острая боль у места прикрепления связок, припухлость кровоподтеки, ограничение движений конечности, иногда кровоизлияние в полость сустава (гемартроз).
Помощь:
- создать покой повреждённой конечности;
- наложить давящую повязку;
- приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс примерно на 2часа;
- дать обезболивающее;
- растереть место растяжения согревающей мазью (апизатрон, фастум гель и т.д.);
- доставить в лечебное учреждение.
Вывих - повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.
Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.
Помощь:
- холод на область повреждённого сустава;
- обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);
- иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизируют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;
- пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.
Понятие о переломах костей и их признаки.
Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.
Переломы подразделяются на:
- закрытые и открытые;
- полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости).
Признаки переломов:
- боль на месте перелома;
- нарушение функции;
- укорочение конечности;
- изменение формы конечности;
- наличие ненормальной подвижности в области повреждения;
- иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);
- повышения температуры тела (до 38 градусов);
- при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения
головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д..
Травматический шок и его профилактика.
Шок – это реакция организма на травму. Он служит интегрирующим показателем тяжести поражения.
В результате травмы происходит прогрессирующее утяжеление состояния пострадавшего. Динамика утяжеления представлена цепью непрерывно, с различной, но нарастающей скоростью (в зависимости от тяжести травмы) развивающихся событий:
- Шок 1 ст. легкий (отмечается при легких в основном травмах);
- Шок 2 ст. средней тяжести;
- Шок 3 ст. тяжелый (ведущий к терминальному состоянию)
- Шок 4 ст. очень тяжелая (предагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, процесс завершается биологической смертью).
Диагностика шока в начальном периоде до госпитального этапа основывается только на комплексной оценке особенностей клинических проявлений: сознания, степени заторможенности, характеристик зрачков, взгляда, состояния кожных покровов, частоты и характера пульса на лучевых или сонных артериях, частоты и глубины дыхания, состояния мелких сосудов (капилляров) ногтевых лож, состояние скелетных мышц, температура тела и т.д.. Для мед. персонала одним из важнейших, во многом определяющих признаков служат показатели артериального давления.
При оказании ПМП в чрезвычайных ситуациях следует исходить из реальных возможностей.
- Обеспечить полный покой, тепло.
- Остановить кровотечение.
- Придать пострадавшему положение, лежа на спине, без подушки под головой (при переломе позвоночника - туловища фиксировать на щите или на досках), с приподнятыми ногами под углом 15 градусов.
- Утеплить, согреть (укрыть одеялом и т.д.).
- Дать обезболивающее средство 1 – 2 таблетки анальгина (раздавить максимально мелко), засыпать под язык (не давать запивать, но дать половину чайной ложки теплой воды под язык).
- Наложение давящей повязки, жгута при наружном кровотечение.
- Полный покой, холод на живот при внутренних кровотечениях. Наложение повязки при проникающим ранение живота и груди. Транспортная иммобилизация при переломах.
IV. Закрепление пройденного материала.(моделирование конкретного несчастного случая)
Для закрепления нового материала рассмотрим не стандартные ситуации.
- Наш «герой» моет окна на 4 этаже, при несоблюдении ТБ падает из окна, при этом он ударяется об рядом стоящее дерево, которое спасает ему жизнь. При этом он получает травму головы, закрытый перелом руки.
- Во втором случае: ранение глаза, открытый перелом бедра с повреждением бедренной артерии и перелом руки. Оказывают помощь пострадавшему два человека.
Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки.
V. Подведения итогов урока, задание на дом.
Выставляются оценки за урок. Учащиеся получают домашнее задание.
Преподаватель-организатор НВП л-т запаса_____________ Куршев В.Б.