Цель:
Создание условий для формирования у учащихся знаний о выдающихся мыслителях Востока – Аль-Фараби,Юсуф Баласагуни,Махмуд Кашгари.
- Дать знания о развитии науки в 9 – 11 веках, об ученых из казахских земель, об их вкладе в развитие науки.
- Научить делать характеристики историческим личностям, оценивать их деятельность; правильно изъясняться научным языком.
- Воспитывать учащихся на примере и лучших качествах выдающихся ученых.
Наглядности:
- Портреты « Выдающие ученые Казахстана в древности», карта Казахстана
Ход урока.
- Орг. момент
- Опрос домашнего задания
Тест
- Кто основал Тюрский каганат?
А) Аттила Б) Бумын В) Моде Г) Туман
- К какому году относится возникновение Тюркского каганата ?
А) 44 г. н.э. Б) 715 г.н.э. В) 552 г.н.э. Г) 714 г.н.э.
3. Дополните предложение « Среди тюрков бытовало религиозное поклонение ……»
А) В Персеполе В) В Монголии, на берегу реки Орхон В) В Сибири, в долине реки Енисей
Г) в Греции.
Ключ: 1. Б, 2. В, 3священным горам, озерам, рекам, пещерам, а также змее и синему волку.
Соотнесите понятия
- ТАТ А) « Крепкий, сильный»
- Ашина Б)» Подвластный, обязанный платить дань»
- Тюрк В) Волк
2 правды и одна ложь по теме « Тюркский каганат»
1.Впервые этноним « тюрк» встречается в персидских источниках ( китайских)
2. До середины 6 века тюрки находились под властью жуан – жуаней.
3. Древниетюрские надписи выбивались, в основном, на могильных камнях.
- Изучение новой темы: решите Анаграмму и мы узнаем новую тему
ДУРМЫЕЦ АТОВСОК- МУДРЕЦЫ ВОСТОКА
Класс делится на три группы
Ученый, год и место рождения
Главный труд
Что раскрыто в труде?
- Закрепление темы: Заполнение схемы « Аль – Фараби»
- Рефлексия
П- позиция «Я считаю, что…».
0 – объяснение «Потому что …».
П- пример «Я могу это доказать это на примере …».
С- следствие ( или суждения)
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Домашнее задание с. 51 заполнить таблицу пар№9 чит. и пересказ
Творческое задание (по желанию) – Написать свое имя на манер арабского языка. Твое имя ибн имя отца ибн имя деда ибн имя прадеда аль место рождения.
Самоанализ открытого урока.
Класс: 5
Предмет: История Казахстана
Тема: Мудрецы Востока
Тип урока: открытие новых знаний.
УМК: Рассказы по истории Казахстана 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. /Ж.О. Артыкбаева, А.А. сабданбекова. – Алматы « Атамұра»,2015.
Цель урока:
Создание условий для формирования у учащихся знаний о выдающихся мыслителях Востока – Аль-Фараби,Юсуф Баласагуни,Махмуд Кашгари.
- Дать знания о развитии науки в 9 – 11 веках, об ученых из казахских земель, об их вкладе в развитие науки.
- Научить делать характеристики историческим личностям, оценивать их деятельность; правильно изъясняться научным языком.
- Воспитывать учащихся на примере и лучших качествах выдающихся ученых.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: самостоятельно заполнять таблицу, составлять кластер, работать в группе, строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное.
Получат возможность научиться: анализировать исторические источники, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Цели определяют тип урока –открытие новых знаний(история).
Урок в нетрадиционной форме – урок-исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо. В соответствии с возрастной доминантой исследовательская деятельность проходит в игровой форме.
В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования: государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса.
Структура урока включала в себя следующие этапы:
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории знакомство « Имя и историческое понятие», проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний:
Приёмы: тест, соотнесите понятия, 2 правды одна ложь.
Постановка учебной задачи
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение темы урока « Решите анаграмму»
Усвоение новых знаний и первичное закрепление
Класс делится на три группы
Ученый, год и место рождения
Главный труд
Что раскрыто в труде?
- Закрепление изученного материала Заполнение схемы « Аль – Фараби»
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки (заполнения листа личных достижений) «ПОПС».
Итог урока. Информация о домашнем задании Творческое задание – Написать свое имя на манер арабского языка. Твое имя ибн имя отца ибн имя деда ибн имя прадеда аль место рождения.
Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением игровых технологий, что позволило формированию интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции.
Активизация мыслительной деятельности и эмоционального настроя проходило в форме « Знакомство» ( имя и историческое понятие), которое помогло мотивировать учащихся.
Выявление знаний учащихся по пройденному материалу проходило в форме заданий : тест, соотнесите понятия, 2 правды и дна ложь., по группам, в режиме диалога «учитель-ученик».
Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного заполнения таблицы по теме « Мудрецы Востока»
.
При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы.
Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь полученных знаний учащиеся выполнили постер, « Аль – Фараби» с последующей защитой постера. Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам - учу другого».
Рефлексия проходила в форме «ПОПС» с определением оценки всего урока, так и самооценки. При подведении итогов урока контрольно-оценочная функция была передана учащимся: им необходимо было заполнить оценочные карты и дать оценку своей деятельность на уроке. На этом отрезке занятия школьники осмысливали собственную деятельность и давали самооценку.
В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история,), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;
* Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке);
* Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Применение мультимедийного оборудования в ходе урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при диагностике своих возможностей.
Считаю, что поставленные цели на уроке были реализованы.