Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Моральные основы"»
Конспект урока по обществознанию в 10 классе.
«Мораль – лестница, строящаяся на протяжении всей жизни…
Моральная оценка личности».
Цели урока: сформировать у учащихся представление, о морали, ее сущности и роли в жизни каждого человека, о моральной оценке личности.
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием моральная оценка и критериями, по которым ставится моральная оценка; рассмотреть основные задачи морали, определить общечеловеческие ценности.
2. Развивающая: продолжить формирование умений анализировать, оценивать конкретные ситуации с позиций норм морали; проводить сравнительный анализ сходных явлений; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
3. Воспитательная: сформировать умения и навыки моральной оценки личности, самооценки, выбора в сложных жизненных ситуациях; развивать культуру общения, нравственные качества; воспитывать уважение к окружающим людям, толерантность, милосердие.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Мотивационный момент (работа с эпиграфом или притчей).
Постановка цели и задач. Актуализация темы.
Изучение нового материала:
Мораль оценивает.
Мораль регулирует.
Мораль воспитывает.
Рефлексия
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Организация домашнего задания.
Эпиграф:
Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе. Гегель Г.Ф.
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Провокация.
Мотивационный момент: Обратите внимание на слайд (слайд 2), на нем мы видим эпиграф нашего сегодняшнего занятия, прочтите его внимательно:
Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе. Гегель Г.Ф.
Вопросы к эпиграфу:
1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами?
2. (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о моральной (нравственной) оценке, которой мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет).
Действительно, тема нашего урока «Мораль – лестница… или Моральная оценка личности»
(слайд 3).
С основными понятиями этой темы мы уже знакомы. Давайте вспомним, что такое мораль?
(слайд 4)
(ответы детей).
Исходя из темы, давайте попробуем определить цель урока
(ответы детей).
Итак, нам предстоит узнать:
Каковы особенности морали, что такое моральная оценка? Кто ее ставит? По каким критериям? Какую роль в жизни человека играют общечеловеческие ценности? (слайд 5)
Прежде чем разобраться с критериями, по которым ставится моральная оценка, вспомните основные задачи морали
1.Мораль оценивает. Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Для того чтобы регулировать процессы, происходящие в обществе, существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия.
(слайд 7)
Государство может одобрить, осудить и наказать человека за его деятельность. Это правовая или государственная оценка. А что такое моральная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что? В чем она выражается?
(ответы детей).
Работа в группах.
Именно общество решает, что есть добро, а что зло. Всегда ли верна такая оценка?
(ответы детей).
Чтобы ставить оценку кому-то, нужно самому быть человеком нравственным. Какого человека можно назвать нравственным?
(ответы детей).
А может ли человек оценивать сам себя? С помощью чего?
(ответы детей).
Какую роль в нашей жизни играют стыд, совесть и раскаянье(слайд 8)?
(ответы детей).
( Ролик: слайд 9)
Оценку самому себе поставить труднее всего. А по каким критериям ставится моральная оценка? Ведь то, по каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства. Вы согласны с этим? Приведите примеры
(ответы детей).
Работа в группах.
Как же дать правильную оценку? Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими (слайд 10).
Почему мы их называем общечеловеческими? Какие два вида нравственных категорий вы знаете? (ответы детей: положит. и отрицательные).
Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество.
Слайд 11
2.Мораль регулирует.
В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно.
Почему так происходит? От чего это зависит?
(ответы детей).
Работа в группах.
Таким образом, мораль регулирует поведение человека. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. А что это за правило такое? Как оно звучит?
(слайд 12 - 13).
Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему?
(ответы детей).
Это правило возникает независимо в разных культурах:
Как вы думаете, с чем это связано?
(ответы детей).
Понятия мораль и нравственность
(слайд 14).
3.Мораль воспитывает.
Как же стать человеком нравственным? Нужно воспитать эти качества, ведь моральные ценности не заложены в человеке с рождения. Кто же их формирует? Приведите примеры
(ответы детей).
Какую роль в этом играет самовоспитание и самоконтроль?
(ответы детей).
Таким образом, ценности, на которых строится жизнь общества, влияют и на воспитание отдельной личности.
До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. Обратимся к классике и истории. Давайте вспомним героев литературных произведений и исторических личностей, которые являют собой образцы высокой нравственности и наоборот
(ответы детей).
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, мы вспомнили основные понятия морали, познакомились с критериями, по которым ставится моральная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях
5.Рефлексия
Подведение итогов.
Подводя итог всему, что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого.
(слайд 15 ролик для выводов)
Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно
(слайд 16 Заповеди Лихачева).
Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. Закончить сегодняшний разговор мне хотелось бы словами В. Высоцкого
(слайд 17):
Я желаю вам никогда не терять чувство собственного достоинства. Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно. Урок окончен.