МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОЛНЦЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1 класс
Окружающий мир
Тема: «Где зимуют птицы?»
Подготовила
учитель начальных классов
Прозорова Елена Алексеевна
п. Солнцево
2021г.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Задачи: закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами и с «зимними гостями»; развивать умение логически верно выражать свои мысли; воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам; пробуждать потребность заботливого отношения к птицам, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; воспитывать заботливое отношение к птицам; развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, связную грамотную речь.
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края,
Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.
Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.
Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы
Научиться приводить примеры птиц каждой группы
Оборудование.
Учитель: компьютер, медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров» птиц), глобус, опорные слова плана урока, опорные слова схемы нового материала, словарные слова, учебник.
Учащиеся: учебник, рабочая тетрадь, план описания птицы, набор карточек подведения итогов урока.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок окружающего мира. (1 слайд)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
(Интересным, хитрым, чтобы надо было подумать)
- А чтобы у нас получился такой урок, какими мы должны быть?
(Внимательными, думающими, добрыми)
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, что-то новое и интересное.
ІІ. Повторение.
Ученики отвечают на вопросы теста «Как живут животные?»
ІІІ. Изучение нового материала. (2 слайд)
(Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева.)
Какие птицы бывают
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много — около 9 тыс. видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие — только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные...
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.)
- Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. (Где зимуют птицы?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Отгадайте загадки. (После отгадки появляется изображение птицы)
1. Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Лесной «доктор». (3 слайд)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (4 слайд)
3. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей). (5 слайд)
4. Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит... (сорока). (6 слайд)
5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и... (совы). (7 слайд)
У. – Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей) (8 слайд)
У. – Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие) (9 слайд)
На доске схема:
ПТ ИЦЫ ЗИМУЮЩИЕ
(10 слайд)
У. – Назовите зимующих птиц? (ответы дети выбирают со слайда).
У. – Чем они питаются? (ответы детей)
У – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.
У. – Легко ли им зимой? (ответы детей)
У. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)
У. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)
У. – Какие птицы Вы видели в своей кормушке? (ответы детей)
У. – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.
У. – А как можно назвать остальных птиц, которых Вы не назвали?
У. –Почему их нет? (улетают)
У. – Как их можно назвать?
Почему Вы их назвали перелётными? (11 слайд)
З ИМУЮЩИЕ
ПТИЦЫ
ПЕРЕЛЁТНЫЕ
У. – Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
IV. Работа по теме урока
— Что вам уже известно о птицах? (Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями.)
(Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно их подкармливать.)
- Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют — зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галки, голуби и др.)
(Если есть таблица «Зимующие птицы», то учитель вывешивает ее.)
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
— Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.) (12 слайд)
— Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей. А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края.)
— Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.
1. Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (13 слайд)
2. Он прилетает каждый год Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) (14 слайд)
3. В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок) (15 слайд)
4. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.) (16 слайд)
5.Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) (17 слайд)
— Рассмотрите рисунок на с. 16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными — перелетных.
(Самопроверка по учебнику (с. 84-85).)
V. Физкультминутка
Птички прыгают, летают.
(Прыжки на месте, взмахи руками.)
Птички крошки собирают.
(Показать, как клюют птички.)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили.
(Погладить руки, носики.)
Птички летают, поют,
(Взмахи руками.)
Зёрнышки клюют.
(Показать, как клюют птички.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так
считаете.
(Работа в парах. Проверка. Учащиеся высказывают вслух свои предположения и доказывают их.)
— Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17.
(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с. 85.)
— Куда улетают ласточки? {В Африку.)
— А журавли? (В Индию.)
— Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик.)
— Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. (Птицам не хватает корма.)
2. Игра «Узнай птицу»
(Учитель читает описание птицы. Задача детей — как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца.)
1. Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа — днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты.) (22 слайд)
2. Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица — большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.) (23 слайд)
3. Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки.) (24 слайд)
4. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые. (Синицы.) (25 слайд)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 14).(Работа в группах.)
- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.
— Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя. №2 (с. 14—15).
(Работа в парах.)
- Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.
— Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим.)
— А весенних? (Красным.)
— Выполните задание.
(Проверка. Можно организовать работу со школьным словариком «Птицы России».)
VII. Рефлексия
Игра «Третий лишний»
(Учитель говорит названия трех птиц, учащиеся должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.)
• Галка, грач, воробей.
• Ласточка, зяблик, дятел.
• Ворона, сорока, кукушка.
• Сова, голубь, соловей.
• Скворец, поползень, журавль.
• Стриж, воробей, галка.
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого? (Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, — перелетными.) (26 слайд)
ІX. Рекомендации для занятий дома
1. Узнать дополнительные сведения о жизни птиц. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России» или другими источниками.
2. Познакомиться с информацией на страничках для любознательных в учебнике (с. 18-19).