Просмотр содержимого документа
«Программа диагностики УУД»
Содержание
Пояснительная записка
2-5
Цели и задачи проведения диагностики
5
Структура программы
6-8
Ресурсы
9
Приложение
10-45
Пояснительная записка
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,в связи с этим возникла необходимостьпристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
С этого момента вопросов стало возникать еще больше, чем во время работы над созданием ООП,и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающаякультурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характерУУДпроявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания иформированияпсихологических способностей учащегося.
В составе основных видовуниверсальныхучебныхдействийвыделяют четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОСдиагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: «Как правильно организовать диагностикуформирования УУД?»
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме созданияпрограммы диагностики уровня сформированности УУД.
Цели и задачи проведения диагностики
Цель диагностики уровня сформированности УУД ‑получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализациифедеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи:
Изучить сформированность УУД учащихся в разных возрастных группах.
Определить уровни развития основных УУД.
Апробация технологических карт и методик оценки уровнясформированности УУД.
Выявить «группу риска» учащихся в разных возрастных группах.
Выявить условия, способствующие формированию и наилучшему развитию основных УУД учащихся на разных этапах обучения.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявленияиндивидуальной динамикикачества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществлениянеобходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состояниии проблемах,имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможностиребят,поступившихв школу.
Результаты диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты диагностики дают возможность учителю:
скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД);
увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Предложенныедиагностикиметапредметных результатов являютсяпедагогическими. Ими может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
В целях обеспечения преемственности результаты диагностики на выходе из начальной школы рекомендуется проводить и анализировать с учителями основной школы. Педагог и администрация школы могут выбирать разные варианты проведения диагностики универсальных учебных действий.Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, беседы, наблюдения, заполнения листов достижений и т.д.
Структура программы
Блоки
УУД
Виды
УУД
Исследуемый критерий
Диагностическая методика (автор и название)
Класс
Сроки диагностики
Кто проводит
Личностные УУД
Самоопределение
Внутренняя
позиция
школьника
Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой
1-4
Сентябрь, апрель
учитель
Самооценка
Методика «Какой Я?»,
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
1-4
3-4
сентябрь
январь
учитель
Смыслообразование
Мотивация к учебной деятельности
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
1-4
Сентябрь, апрель
учитель
Нравственно-этическая ориентация
Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм
«Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова
Методика « Что такое хорошо и что такое плохо»,
Методика «Незаконченные предложения»
Листы наблюдений
2-4
1-4
3-4
1-4
Октябрь
Iчетверть
Октябрь
В течение уч.года
Учитель
учитель
учитель
учитель
2. Регулятивные
1) Целеполагание
2) Планирование
3) Прогнозирование
4) Контроль
5) Коррекция
6) Оценка
Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого
Проба на внимание(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая),
Методика «Ковёр»
(Овчарова Р.),
Заполнение карт самооценки
1класс
2-4
1-4
2-4
Апрель
Сентябрь, апрель
Iчетверть
В течение уч.года
Учитель
учитель
Ученик
3. Познавательные
1) Общеучебные
2) Логические
3) Постановка и решение проблемы
Умение руководствоваться системой условий задачи
Э.Ф. Замбацявичене
Изучению состояния преподавания предметов
1 класс
2 класс
1-4
Январь
Сентябрь
В течение года
учитель
Зам. дир.по УВР
4. Коммуникативные
Уровень сформированности коммуникативных навыков
Методика «Рукавички»
(Г.А. Цукерман,),
Методика «Ковёр»(Овчарова Р.)
Модифицированная методика «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой;
Методика «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой
Методика «Готовность работать с информацией
и информационными источниками»
1-2
1-4
3-4
1-4
3-4
Iчетверть
2 четв.
ноябрь
Iчетверть
январь
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
учитель
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Данные способы диагностики позволят учителю определить, какими УУД большинство учащихся владеют на уровне
актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;
зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Предложенные методики могут быть использованы для диагностики УУД в 1-4 классах.
Ресурсы
Для проведения диагностики необходимо наличие следующих ресурсов:
Источниками формирования самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт его общения с другими людьми.
Существует два варианта нарушений развития самооценки:
заниженная самооценка – ее симптомами являются тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности»;
завышенная самооценка – проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
Умение ребенка фиксировать изменения в собственном самоопределении и понимать их является необходимой составляющей развития его способности управлять своей собственной деятельностью.
Инструкция: «Подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности».
Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, фиксируются учителем в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла.
Протокол (бланк) методики «Какой Я?»
№ п/п
Оцениваемые качества личности
Оценки
да
нет
иногда
не знаю
1
Хороший
2
Добрый
3
Умный
4
Аккуратный
5
Послушный
6
Внимательный
7
Вежливый
8
Умелый (способный)
9
Трудолюбивый
10
Честный
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний
2 – 3 балла – низкий
0 – 1 балл – очень низкий.
Согласно возрастной норме, самооценка ребенка должна быть средняя или высокая.
Важна и степень адекватности самооценки. Это можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды ты разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, чтонадоизвиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровень
Высокий
средний
низкий
А. О.
…
Вывод
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: 3-4
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных норм и нравственных качеств по схеме:
1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
Степень сформированности нравственных норм и нравственных качеств
Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Лусканова)
Цель:
Анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Инструкция для учащихся:
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждый вопрос и предложенные варианты ответов к нему. Выбери из предлагаемых ответов, самый справедливыйпо отношению к тебе. Выбранный ответподчеркни.
Анкета
1. Тебе нравится в школе?
Нравится
Не очень нравится
Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью
Бывает по-разному
Чаще всего хочется остаться дома
3. Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю точно
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4. Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
Доволен
Бывает по-разному
Не доволен
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
Часто
Иногда
Почти никогда не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9. Много ли у тебя друзей в классе?
Не очень много
Много
Почти нет
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
Большинство не нравится
Обработка результатов
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
Интерпретация
25–30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20–24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10–14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Время проведения: январь
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: ступень начальной школы (10 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:
Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?Назови качества хорошего ученика.
А можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?
Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
-адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 -называет только успеваемость,
2 -называет успеваемость + поведение,
3 – дает характеристику по нескольким сферам
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:
1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимостьсамоизменения и саморазвития.
Регулятивные универсальные учебные действия
Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД:регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
Возраст:6.5 – 8 лет
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:
- ознакомление с общей структурой анализа объекта;
-определение направления движения по объекту;
- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровень сформированности контроля (внимания):
Высокий
средний
низкий
А. О.
…
Вывод
Проба на внимание (1-2 классы)
(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимы внимание и самоконтроль.
Текст 1.
Текст должен быть знаком детям, но в устном варианте. Происходит проверка умения вчитываться в текст и соотносить устный его вариант с письменным. Типичная ошибка первоклассников: чтение «по памяти». Узнав отдельные слова или текст в целом, дети не всегда внимательно проверяют буквенный состав каждого слова. Текст содержит 7 ошибок, типичных для учащихся 1-2 кл.: пропуск, перестановка и замена букв, грамматические ошибки (на согласование).
Наша Тая громко плачут:
Уромила в речу мячик.
Тиже, Танечка, не пачь,
Не утонет речке мяч.
Текст 2.
Дети работают с незнакомым текстом. Ошибки, имеющиеся в тексте, типичны для учащихся 1-2 кл : замена, пропуск, дописывание букв, в том числе в сильной позиции, пропуск предлогов.
У кого, у коо кисточки на ушкух?
Ктоо живетсосне у леснай опушки?
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Учитель должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
Уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля:
1. 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень;
2. 3-4 - средний уровень;
3. Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровеньсформированности контроля и самоконтроля:
Высокий
средний
низкий
1
А. О.
…
Вывод
Проба на внимание(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД:регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания:фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция:«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними.уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Текст 2
В огороде выросли много моркови.Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек.Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли детиВ траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Учитель должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
0—2 — высший уровень внимания,
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровеньсформированности внимания:
Высокий
средний
низкий
А. О.
…
Вывод
Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
Задание«Рукавички» (Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилийв процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст:6,5 – 8 лет
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровень кооперации
Высокий
средний
низкий
1
А. О.
+
2
В.Е.
+
3
В.П
+
4
М.Б.
+
Вывод
Познавательные универсальные учебные действия
Тест Замбацявичене Э.Ф.
Методика состоит из 4 субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых умения анализировать и дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «Пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений, т. е. к классификации.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь сравнивать и установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выполнение умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили бы довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1 субтест
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).1,9
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)2,8
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)2,7
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)2,3
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)2,6
6. Отец старше своего сына ( часто, всегда, иногда, редко, никогда)2,2
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)2,8
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)3,4
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)2,8
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)2,6
1. Каждый ответ по субтестам оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов,
3 субтест-23 балла,
4 субтест-25 баллов.
3. По сумме набранныхбаллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития);
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития);
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).
Модифицированная методика«Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой
Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.
Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности тех или иных характеристик. При этом поясняется, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай пары характеристик и отметь на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.
Характеристики готовности к групповому взаимодействию
Оценочная шкала
Характеристики готовности к групповому взаимодействию
Легко принимаю ситуацию групповой работы
1
2
3
4
5
Избегаю совместной деятельности
В групповой работе ощущаю свободу, раскованность
1
2
3
4
5
В групповой работе ощущаю напряженность, скованность
Готов согласиться с доводами окружающих
1
2
3
4
5
Не меняю собственной точки зрения
Свободно высказываю мнения, предположения
1
2
3
4
5
В открытом обмене мнениями предпочитаю больше слушать, чем говорить
Делюсь информацией
1
2
3
4
5
Предпочитаю владеть информацией
С благодарностью откликаюсь на предложения взаимопомощи и сотрудничество
1
2
3
4
5
Избегаю ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения
Владею умениями и навыками работы в группе
1
2
3
4
5
Испытываю трудности, находя свое место в общей деятельности
Нацелен на решение групповых задач и оказание поддержки во время деятельности
1
2
3
4
5
Групповые цели и действия не являются приоритетными, предпочитаю реализовывать свои цели
Спокойно реагирую на смену ролей во время деятельности
1
2
3
4
5
Стараюсь выбирать одну и ту же роль в процессе совместной работы
Настроен на получение разнообразной информации во время подведения итогов
1
2
3
4
5
Негативно отношусь к этапу подведения итогов, опасаюсь критики
Покидаю группу в ожидании новой встречи
1
2
3
4
5
Часто преобладает настроение обманутых ожиданий
Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащихся к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке
Сумма баллов
Высокий уровень
От 11 до 15
Нормальный (средний) уровень
От 16 до32
Сниженный уровень
От 33 до 42
Низкий уровень
От 43 до 55
Сводный оценочный лист
Школа ________________________________________
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Сумма баллов
Уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке
высокий
средний
Сниженный
низкий
А. О.
14
+
…
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
количество учащихся с высоким уровнем готовности к групповому взаимодействию, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика «Готовность работать с информацией
и информационными источниками»
Цель: Выявить уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.
Ход проведения. Учителю предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности у ученика тех или иных характеристик. При этом важно учесть, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».
Инструкция для преподавателя.
Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценочной шкалеуровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.
Характеристики готовности ученика кработе с информацией и информационными источниками
Оценочная шкала
Характеристики затруднений ученика вработес информацией и информационными источниками
Легко концентрирует свое внимание на информационном объекте
5
4
3
2
1
С трудом концентрирует свое внимание на информационном объекте
Умеет сформулировать информационный запрос
5
4
3
2
1
Затрудняется в формулировании информационного запроса
Умеет оценить адекватность источника информации запросу
5
4
3
2
1
Затрудняется в оценке адекватности источника информации запросу
Умеет инициировать и эффективно вести беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника
5
4
3
2
1
Негативно относится к ситуациям, требующим поддержать беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника
Умеет получать недостающую информацию с помощью вопросов
5
4
3
2
1
Избегает ситуаций, требующих обращения к учителю или товарищамдля получения недостающей информации
Имеет хорошую технику чтения и письма
5
4
3
2
1
Слабая техника чтения и письма
Осознанно читает текст (выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)
5
4
3
2
1
У ученика в основном превалирует механическое чтение (с трудом выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)
Эффективно умеет пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации
5
4
3
2
1
Испытывает затруднения, когда пользуется домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации
Умеет определять тему, сюжет, ключевые слова информационного источника
5
4
3
2
1
Затрудняется в определении темы, сюжета, ключевых слов информационного источника
Легко включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации
5
4
3
2
1
С трудом включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации
Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке
Сумма баллов
Высокий уровень
От 39 до 50
Нормальный (средний) уровень
От 28 до38
Сниженный уровень
От 20 до 27
Низкий уровень
От 10 до 19
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Сумма баллов
Уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками
высокий
средний
Сниженный
низкий
1
А. О.
30
+
2
…
Вывод учащихся с высоким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками - …%
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
количество учащихся с высоким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников»
М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель:Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося.
Ход проведения.В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и)мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица обработки результатов
Варианты
ответов
Количество баллов по номерам предложений
1
2
3
4
а)
2
3
5
5
б)
3
3
3
2
в)
4
0
3
3
г)
4
4
3
3
д)
3
1
3
3
е)
3
3
0
3
ж)
3
5
0
4
з)
0
3
4
0
и)
0
—
—
0
к)
5
—
—
—
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни мотивации
Сумма баллов
итогового уровня мотивации
I
41—49
II
33-40
III
25—32
IV
15—24
V
5—14
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
— нормальный (средний) уровень мотивации учения;
— сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Сумма баллов
Уровень мотивации школьников
высокий
средний
Сниженный
низкий
1
А. О.
44
+
2
…
8
+
3
Вывод
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика«Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова
Цель:выявить уровень социализированности учащегося.
Ход проведения.Учащемуся в течение 20 минут предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое суждение и оцени степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
1.Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3.За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4.Я умею прощать людей.
5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8.Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка данных. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Среднююоценку социализированности учащегося получают при сложении всех оценок и делении этой суммы на 20 (количество утверждений). Если получаемая средняя оценка больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же она больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени социализированности ребенка. Если средняя оценка окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социализированности. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист.
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким уровнем социализированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:
количество учащихся со средним уровнем социальной адаптированности,выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким уровнем социальной адаптированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Уровеньсоциализированности
Высокий
средний
низкий
1
А. О.
+
2
3
4
Вывод
Методика«Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой
Цель:выявить позицию учащегося в общении в педагогическом процессе.
Ход проведения.Педагогу предлагается прочитать следующие суждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по шкале баллов.
Инструкция для педагога.
Оцените степень готовности к общению в педагогическом процессе ваших учащихся по предложенной матрице.
Сторона общения
Позиционные варианты
Баллы
1. Информационно-событийная
Не воспринимает информацию, не реагирует на события
1
Воспринимает и усваивает событийную информацию на уровне пассивного включения.
2
Принимает, усваивает информацию.
Действует сообразно с событиями
3
Усваивает и перерабатывает информацию; ищет новые каналы получения и обработки информации, прогнозирует развитие событий
4
2. Организационно-деятельностная
Не включается в общую деятельность
1
Принимает участие в общей работе под давлением внешних обстоятельств.
2
Активно сотрудничает с другими, исходя из внутренней мотивации к совместной работе
3
Принимает активное участие в сотрудничестве; организует ситуации совместной деятельности других людей
4
3. Эмоционально-эмпатийная
Игнорирует позиции окружающих
1
Учитывает позиции других, но не меняет стиля своего поведения
2
Корректирует свою позицию, учитывая поведения окружающих
3
Создает условия для гармонизации своей позиции с позициями окружающих
4
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитывается общая сумма:
3 балла – закрытая позиция, отчуждение;
4 – 6 баллов – позиция пассивного участия (вступает в контакт под давлением обстоятельств, из боязни наказания, дисциплинарных санкций);
7 – 9 баллов – позиция активного участия (вступает в контакт, поскольку происходящее вызывает интерес);
Таким образом, с помощью данной матрицы можно оценить позицию всего коллектива класса и сделать вывод о перспективах учебного сотрудничества. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист.
Сводный оценочный лист
Класс_________________________________________
№
ФИО учащегося
Сумма баллов
1
…
Вывод
Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с позицией, инициирующей позитивное общение с окружающими, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:
количество учащихся с позицией активного участия,выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с позицией пассивного участия, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Способы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД, применяемые в процессе речевого развития младших школьников
Речевые умения отражают весь комплекс метапредметных УУД, поэтому, изучая продвижение детей в речевом развитии, можно оценить уровень сформированности некоторых УУД.
Вот некоторые способы диагностики, позволяющие выявить стартовый уровень сформированности коммуникативных и регулятивных УУД в процессе изучения развития речи первоклассников.
Методика «Ковёр»
(Овчарова Р.)
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке художественного труда или на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.
Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики или технологии.)
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:
Группа
Наличие центрального рисунка
Одинаковое оформление углов
Симметричное расположение деталей
1 группа
+
-
-
2 группа
+
+
-
3 группа
+
+
+
4 группа
+
-
-
5 группа
+
+
+
6 группа
+
+
-
Всякий раз, предлагая учащимся работу в группах, можно заполнить лист наблюдения.
Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»(за один урок наблюдение ведётся за одним, двумя учениками, за неделю – всеми учениками одной группы (4-5 чел.), за месяц – за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Ученики
Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии
(«+/-» - логичные/ нет
Число вопросов ученика в ходе дискуссии
(«+ + +»)
Стиль поведения в обсуждении
(вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)
Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)
Миша М.
+ + - + -
++++
Вежлив, прислушивается к чужому мнению
Реакция на критику адекватная
Лена В.
Оценка результатов наблюдения:
Максимальный уровень-«Настоящий лидер»(Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату)
Программный уровень - «Отличный участник»(Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением)
Необходимый уровень -1. «Хороший участник» (Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы) 2. «Мне еще многому надо научиться» (Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.
Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным)
Недостаточный уровень -«Я в начале пути» (Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует)