Формирование коммуникативных УУД посредством подвижных игр.
Формирование коммуникативных УУД посредством подвижных игр.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, определяют в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия,
Выделяют четыре блока УУД: личностный, регулятивный, коммуникативный и познавательный. Предметом моего рассмотрения будут коммуникативные учебные действия.
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема.
Я работаю в начальной школе «Надежда» учителем физической культуры веду уроки и внеурочную деятельность по теме «Подвижные игры и забавы». На занятия по внеурочной деятельности приходят дети из тех классов, в которых я веду уроки, поэтому есть возможность наблюдать за ними в процессе обучения. На первых занятия по внеурочной деятельности, я заметила, что многие дети не умеют общаться друг с другом, возникают конфликты при распределении ролей в игре, при делении на команды, при обсуждении правил игры, не умеют адекватно реагировать на проигрыш.
Я поставила перед собой цель: выявить, какие условия необходимо создать для формирования коммуникативных учебных действий.
Объекты эксперимента: две группы детей одного возраста (8лет)- экспериментальная и контрольная.
Работа началась с выявления коммуникативных способностей детей этих двух групп.
Совместно с педагогом - психологом была проведена диагностика по следующим параметрам: доброжелательность, заинтересованность, инициативность, активность, умение договариваться и приходить к общему решению, гибкость и дифференцированность в общении.
Экспериментальная группа на начало года
№ п/п Имя ребёнка Доброжелательность Заинтересованность Инициативность Умение договариваться и приходить к общему решению
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе") Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
1 Лера К. С С С С В В С
2 Валера А. С С С В В С С
3 Миша С. С В С В В В С
4 Даня К. В В В С В С С
5 Даша Д. С С С С С С С
6 Лиза И. С Н С С В С С
7 Даня К. В В В В С С С
8 Соня В. С С С Н С С С
9 Артём З. С С В С С С С
10 Никита А. С С С С В С В
11 Наташа Г. В С С В В Н В
12 Света Г. В В В В В С В
Итого В %
С %
Н % 33
67
0 33
59
8 33
67
0 42
50
8 67
33
0 17
75
8 25
75
0
Обозначения: В- высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Контрольная группа на начало года
№п\п Имя ребёнка Доброжелательность Заинтересованность Инициативность Умение договариваться и приходить к общему решению Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе") Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
1 Даша Н. В С С С С С С
2 Серёжа М. С С С В С В С
3 София Р. С В В В С С В
4 Юлия З. С В В В В С С
5 Тимофей С. В С В С С В С
6 Даня Ф. В С С С В С В
7 Слава С. С В В С В С В
8 Соня Я. С С Н С В С С
9 Настя К. С С С С В С Н
10 Даша С. С С С В С В С
11 Саша Р. Н С С С В Н С
12 Катя Ф. В С С С В С В
Итого В %
С %
Н % 33
59
8 25
75
0 33
59
8 33
67
0 58
42
0 25
67
8 33
59
8
Обозначения: В- высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Проявления коммуникативных способностей в экспериментальной группе и контрольной было выявлено:
Экспериментальная группа: Контрольная группа:
Высокий – 33% Высокий – 33%
Средний – 63,6% Средний – 60,1%
Низкий – 3,4 % Низкий – 6,9 %
Продиагностировав детей я сделали вывод: уровень коммуникативных способностей детей в обеих группах примерно одинаков.
Для реализации эксперимента ввела критерии оценивания коммуникативных действий предложенные Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой из пособия «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Детей экспериментальной группы ознакомила с этими критериями, что буду учитывать (критерии звучат так.).
Игра
Критерий Описание критерия
Навыки самоорганизации и взаимодействия 0 – баллов – в игре отмечается более 10- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
1 – балл в игре отмечается не более 10- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
2 – балла в игре отмечается не более 6- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
3 – балла в игре отмечается не более 3- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
Критерии соревнований
Соревнование
Критерий Описание критерия
Взаимодействие участников команды 0 – баллов - отмечено более 10 случаев грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
1- балл–в игре отмечено не более 10 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
2 - балла –в игре отмечено не более 6 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
3 - балла – в игре отмечено не более 3 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
Проводя подвижные игры во внеурочной деятельности с детьми экспериментальной группы, систематически использовала данные критерии оценивания. А в контрольной группе оценивала только результаты игры без учёта критериев, которые использовала при оценивании детей экспериментальной группы.
В экспериментальной группе учила детей давать самооценку своих коммуникативных действий умение договорится, без конфликтов распределить роли в игре не обижаться на проигрыш.
Кроме того, использовала на занятиях игры, которые по содержанию позволяют формировать коммуникативные действия:
При этом каждая группа игр целенаправленно способствовала развитию одного из компонентов коммуникативных способностей.
Эмоциональный компонент Индивидуальные подвижные игры развивают эмоциональную отзывчивость, эмпатию, сопереживание «Менялки», «Шишки, жёлуди, орехи», «Травинка», «Цепочка слов», «Взаимное цитирование», «Водяной», «Каракатица», «Городки», «Совушка-сова», «Зайчики и лиса», «Пантомимические этюды», «Азбука настроений», «Отражение чувств».
Когнитивный компонент Парные подвижные игры развивают способность понять партнера по команде, предвидеть его действия, эффективно решать совместные задачи «Поводырь», «Отражение чувств», «Плохое настроение», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Два Мороза», «Мы веселые ребята», «Карусель», «Караси и щука», «Медведь и пчела», «Ловля обезьян», «Бабка Ёжка», «Мышеловка».
Поведенческий компонент Командные подвижные игры развивают способность к продуктивной совместной деятельности в малых группах (команде) «Перебежки», «Водяной», «Водонос», «Водяной», «Городки», «Каракатица», «Черепаха-путешественница», «Переправа», «Эстафета по кругу», «Кто быстрее», «Попади в обруч», «Пожарные на ученье», «Чье звено скорее соберется?».
Физическая и психическая составляющие в данных подвижных играх тесно связаны: в них дети не только совершенствуют двигательную сферу путем расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребенка, но и учатся владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
В течение всего года проводила эти игры в экспериментальной и контрольной группе, но только в экспериментальной группе велась работа по самооценке и оценке учителем навыков самоорганизации и взаимодействия по установленным критериям.
В конце первого года эксперимента провели повторную диагностику коммуникативных способностей. Диагностика показала, что дети
Экспериментальная группа: Контрольная группа:
Высокий – 45,2% Высокий – 34,2%
Средний – 54,8% Средний – 61,2%
Низкий – 0 % Низкий – 4,6 %
По наблюдениям психолога и по моим собственным наблюдениям
Сравнивая полученные результаты контрольной и экспериментальной группы выявлено, что у детей экспериментальной группы показатели выше, чем у детей контрольной группы.
Экспериментальная группа на конец года
№ п/п Имя ребёнка Доброжелательность Заинтересованность Инициативность Умение договариваться и приходить к общему решению
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе") Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
1 Лера К. В С С С В В С
2 Валера А. С С С В В С В
3 Миша С. С В В В В В С
4 Даня К. В В В С В В С
5 Даша Д. С С С С С С В
6 Лиза И. С С С С В С С
7 Даня К. В В В В С В С
8 Соня В. С С С С С С В
9 Артём З. С С В В С С С
10 Никита А. С С С В В С В
11 Наташа Г. В С В В В С В
12 Света Г. В В В В В С В
Итого В %
С %
Н % 42
58
0 33
67
0 50
50
0 42
58
0 67
33
0 33
67
0 50
50
0
Обозначения: В- высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Контрольная группа на конец года
№п\п Имя ребёнка Доброжелательность Заинтересованность Инициативность Умение договариваться и приходить к общему решению Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе") Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
1 Даша Н. В С С С С С С
2 Серёжа М. С С С В С В С
3 София Р. С В В В С С В
4 Юлия З. С В В В В С С
5 Тимофей С. В С В С С В С
6 Даня Ф. В С С С В С В
7 Слава С. С В В С В С В
8 Соня Я. С С Н С В С С
9 Настя К. С С С С В С Н
10 Даша С. С С С В С В С
11 Саша Р. Н С С С В Н С
12 Катя Ф. В С С С В С В
Итого В %
С %
Н % 33
59
8 25
75
0 33
59
8 33
67
0 58
42
0 25
67
8 33
59
8
Обозначения : В- высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Обучающиеся экспериментальной группы научились не только находить ошибки, и анализировать их и исправлять. Наряду с этим, дети стремятся оказывать товарищескую поддержку тем, кто не до конца усвоил правила или имеет низкий уровень физической подготовки;
Их средние результаты по окончании педагогического эксперимента выше, чем показатели детей контрольной группы. Наибольший прирост отмечался в тестах, где требовалось проявить понимание ребенком состояния сверстника и представление ребенка о способах выражения отношения к сверстнику.
Проведённый мною эксперимент позволяют сделать вывод, что направленное использование оценки коммуникативных действий детей сказалось на улучшение результатов и показателей характеризующих развитие коммуникативных способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД посредством подвижных игр. »
Формирование коммуникативных УУД посредством подвижных игр.
Работу выполнила:
Учитель физической культуры
Камышова Светлана Евгеньевна
Универсальные учебные действия
личностный
регулятивный
коммуникативный
познавательный
Цель:Выявить, какие условия необходимо создать для формирования коммуникативных учебных действий.
Доброжелательность
Заинтересованность
Инициативность
Умение договариваться и приходить к общему решению
Активность
Гибкость
Дифференцированность в общении
Экспериментальная группа на начало года
№п/п
Имя ребёнка
1
Доброжелательность
2
Лера К.
Заинтересованность
Валера А.
С
3
Инициативыность
4
С
С
Миша С.
Умение договариваться и приходить к общему решению
5
Даня К.
С
С
С
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе")
В
6
В
Даша Д.
С
С
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)
С
В
В
С
Лиза И.
7
В
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
8
В
С
С
Даня К.
В
В
В
С
9
С
С
Соня В.
Н
С
В
В
С
С
С
В
Артём З.
С
10
В
В
С
11
Никита А.
С
С
В
С
С
С
В
С
С
Наташа Г.
С
12
В
С
С
Света Г.
С
Н
С
С
В
В
С
Итого
В
С
В %
С
С
С
С
С
В
С
С
33
С
С %
С
С
67
В
33
Н %
В
С
В
С
В
33
59
В
С
С
0
67
8
42
В
В
Н
67
С
В
0
50
17
В
33
8
0
75
25
8
75
0
Контрольная группа на начало года
№п\п
1
Имя ребёнка
Доброжелательность
2
Даша Н.
Серёжа М.
3
В
Заинтересованность
4
С
Инициативность
С
София Р.
5
С
Юлия З.
С
С
Умение договариваться и приходить к общему решению
С
В
Тимофей С.
С
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе")
6
С
В
В
В
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)
7
С
Даня Ф.
В
В
С
С
Слава С.
В
В
8
С
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
В
С
С
9
В
Соня Я.
В
С
С
С
Настя К.
С
В
С
С
В
10
С
В
Даша С.
С
С
В
С
11
С
С
С
С
Н
С
В
Саша Р.
12
С
В
Итого
Н
С
С
С
Катя Ф.
В
С
С
С
В
С
В %
С
В
В
С
33
С %
С
С
С
В
В
В
С
25
59
Н %
С
С
С
С
8
33
75
В
В
Н
С
59
0
С
33
В
Н
8
67
58
С
С
В
0
42
25
0
67
33
8
59
8
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Диагностика на начало эксперимента
Игра
Критерий
Описание критерия
Навыки самоорганизации и взаимодействия
0 – баллов – в игре отмечается более 10- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
1 – балл - в игре отмечено не более 10- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
2 – балла - в игре отмечено не более 6- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
3 – балла - в игре отмечено не более 3- случаев нецелесообразного взаимодействия с товарищами по команде при решении игровых задач, или неоправданного проявления лидерства в возникающих игровых ситуациях, или неуважительного отношения к сопернику и игрокам своей команды, или неумения сдержанно реагировать на возникающие неудачи.
Соревнования
Критерий
Описание критерия
Взаимодействие участников команды
0 – баллов - отмечено более 10 случаев грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
1- балл - в игре отмечено не более 10 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
2 - балла - в игре отмечено не более 6 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
3 - балла - в игре отмечено не более 3 случаев или грубых ошибок при выполнении совместных игровых действий, или не соблюдение правил соревнований, или проявление грубости к товарищам по команде или вызывающего поведения во время соревнований, или отказ участников от продолжения соревнований
Эмоциональный компонент
Когнитивный компонент
Поведенческий компонент
Экспериментальная группа на конец года
№п/п
1
Имя ребёнка
Доброжелательность
2
Лера К.
Валера А.
3
В
Заинтересованность
4
С
Инициативыность
С
Миша С.
5
С
Даня К.
С
С
Умение договариваться и приходить к общему решению
В
В
Даша Д.
С
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе")
6
С
В
В
С
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)
7
В
Лиза И.
В
В
С
В
Даня К.
С
В
8
В
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении
С
С
В
9
С
Соня В.
С
В
С
С
Артём З.
В
В
С
С
В
10
В
В
Никита А.
С
В
С
С
11
С
С
С
С
С
С
С
Наташа Г.
12
В
В
Итого
В
В
В
С
Света Г.
С
С
С
С
В
С
В %
В
С
С
В
42
С %
В
В
С
С
В
С
В
33
58
Н %
В
В
В
С
0
50
67
С
В
С
В
50
0
В
42
В
С
0
58
67
С
В
В
0
33
33
0
67
50
0
50
0
Контрольная группа на конец года
№п\п
Имя ребёнка
1
Доброжелательность
2
Даша Н.
Заинтересованность
Серёжа М.
В
3
Инициативность
4
С
С
София Р.
Умение договариваться и приходить к общему решению
5
Юлия З.
С
С
С
Активность (все время в общении, держит слушателей "в тонусе")
С
6
В
Тимофей С.
С
С
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)
В
В
В
В
Даня Ф.
7
С
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении