Просмотр содержимого документа
«Взгляд со стороны. Учитель глазами учеников»
Школа - это, по сути дела, общество в миниатюре, и все существующие проблемы обязательно находят свое отражение в школьной жизни. Поэтому взаимоотношения учителя и ученика являются частью существующих общественных отношений, и какой тип взаимоотношений господствует в обществе, такой господствует и в школе. Учитель требует от ученика делать то, "что надо" и "как надо" (этого, в свою очередь, требуют педагогические инстанции от самого учителя). Но ученику, может быть, надо совсем другого, и он требует уважения своих интересов, потребностей, которые не вписываются в методические рекомендации и спущенные сверху установки. Значит, ученики всеми силами сопротивляются педагогическому воздействию, а учителя должны всеми силами подавлять это сопротивление. Вот так и возникает педагогика конфронтации.
Как-то я провела анонимный письменный опрос старшеклассников примерно на эту же тему. "Непонимание учащихся учителями – это вполне продуманное и "обоснованное" решение. Это как бы способ утверждения учителями своего авторитета". Как видите, ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали, иначе возникает неприятие учителя. И здесь они правы.
Ведь как мы привыкли относиться к ученикам? В основном как к "двоечникам", "троечникам", "хорошистам" и "отличникам". Причем автоматически считается, что "отличники" и "хорошисты" - ребята правильные, "троечники" - так себе, а уж "двоечники"... Ребята восстают против таких оценок их человеческих достоинств. Какой обидой наполнены строки на тетрадных листочках! (Я имею в виду опять же мой неофициальный опрос.) И они правы.
Учитель мудрее, старше, но он такой же человек, с жизненными удачами и неудачами, со своими горестями и радостями. Ребенок хочет быть с вами, быть вашим тогда, когда он вас любит, а любит тогда, когда верит вам. Как написал один мальчик: "Учителя не понимают своих учеников потому, что ученики не любят своих учителей".
Значит, учитель должен не играть роль честного, искреннего, умного человека, а быть и честным, и искренним, и умным.
Многие ребята склонны во всем винить только взрослых. Другие же серьезно задумываются над собственным отношением к учителю. Вот, например, что написала одна девочка: "Учитель и ученик должны быть на равных, должно быть взаимопонимание. Далеко не каждому это доступно. Ведь, скажем, если спросить старшеклассника, как он относится к младшим, уважает ли их, он посмотрит на вас большими круглыми глазами..." Или другое мнение: "В непонимании в равной степени виновны и ученики, их психология. Нам все время кажется, что правы только мы, а это далеко не всегда так. Бывает, что мы излишне горячимся, а учителя приписывают это невоспитанности. Просто у нас темперамент подростка, очень пылкий".
По-моему, главная беда, главная трудность в налаживании отношений между учителем и учеником в том, что их не объединяет любимая работа. Нам нужна настоящая трудовая школа, где бы соединение интересов учителя и ученика происходило в процессе общественно полезного труда. Только труд может объединить людей по-настоящему. У нас же сейчас воспитание, обучение исключительно словесное, абстрактное. И как бы ни называли учение настоящим трудом - это все же не так. Дело в том, что в труде создаются общественно полезные ценности, а в учебе ребенок направлен только на себя самого. То есть в современной школе создалось принципиальное противоречие: учитель на словах требует от ученика, так сказать, общегосударственного подхода к жизни, а в практике ежедневной учебы ученик имеет в основном индивидуалистические цели - получить лучшую оценку, не давать списывать и т. д. Иначе говоря, слишком многое в нашей системе образования направляет ребят только к одному - к личному успеху. Коллективистов вырастает мало потому, что нет в школе настоящих коллективов. А настоящий коллектив складывается только в общественно полезном и любимом, что немаловажно, труде. Вот такая цепочка.
Заключение
В результате проведенного опроса можно создать образ современного учителя глазами учеников:
-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.
-Современный учитель любит и понимает своих учеников.
- Современный учитель терпелив и владеет собой.
- Современный учитель всегда в хорошем настроении.
- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.
-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.
-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.
Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания:
Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя.
И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.
Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..
В нашей жизни все неповторимо, Так ведется издавна, в веках, Только лишь одно бесспорно, зримо: Кто учил – живет в учениках».