Цели: 1)расширить знания детей о строении глаза; дать советы по уходу за глазами;
2)познакомить детей с правилами бережного отношению к зрению;
3)воспитывать гигиенические навыки.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Учитель: Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными и активными.
Постановка темы урока
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать органы чувств человека. Скажите, как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств).
Совершенно верно вы назвали органы чувств. А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят».
(Глаза)
Изучение нового материала:
Учитель показывает яблоко
У: Что помогает вам увидеть это красивое яблоко?
Д: Глаза
У: Органом какого чувства являются глаза?
Д: Зрения.
У: Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень – кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово «око», сохранившееся и поныне в русском языке и в поэтической речи. Главным образом в пословицах и поговорках: «Хоть видит око, да зуб неймет».
Учащиеся на модели рассматривают и рассказывают об устройстве глаза.
Ученик делает сообщение. Посредине расположен цветной кружочек. У одних он коричневый, у других серый. Голубой, а у некоторых зеленоватый. Это радужная оболочка. В центре радужной оболочки видна черная точка. Это маленькое отверстие – зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное изображение того, на что направлен взгляд. Свет попадает заднюю стенку глазного яблока, в котором спрятаны 130 млн. крохотных палочек, чувствительных к свету, и 7 млн. таких же микроскопических колбочек, воспринимающих цвета. Они-то и передают в мозг то, что увидел зрачок. Снаружи глазное яблоко покрыто твердой прозрачной оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Природа заботливо оберегает глаз. Потечет пот со лба – его остановит густая изгородь бровей. От пыли спасают ресницы. А если и попадет несколько пылинок, их слизнет мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные. Они работают, как дворники – стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Если рядом с глазом опасный предмет, веки захлопнутся.
Демонстрация опыта.
Опыт (дети наблюдают). Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
У: Как защищены глаза?
Д: Веки, ресницы защищают их.
У: Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза).
Д: Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты не достаточно.
У: А зачем человеку слезы?
Д: Тоже защищают глаза от пыли.
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Если глаза устали, выполните такие упражнения: зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево -вверх- направо -вниз- направо -вверх- налево -вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 3 раза.
Изучение нового материала (продолжение).
У: Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны, Эта информация передается в определенный участок мозга и тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
У: Почему люди носят очки?
Д: Для защиты глаз от солнца или для коррекции зрения.
У: Самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?
Составление правил бережного отношения к зрению:
Читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
При чтении и письме свет должен падать слева
Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.
Нельзя читать книги в транспорте
Не читать лежа.
Расстояние до телевизора 2-3 метра.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
Нельзя тереть глаза руками, т.к. можно занести микробы.
Глазам нужен отдых
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры).
Не стесняться носить очки!
Делать гимнастику для глаз.
Закрепление изученного материала:
Игра «Полезно - вредно»
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно (показ учителем рисунков)
- читать лежа;
- смотреть на яркий свет;
смотреть близко телевизор;
оберегать глаз от ударов;
промывать по утрам глаза;
тереть глаза грязными руками;
читать при хорошем освещении.
Игра «Глаза – зеркало души».
Итог урока:
У: Почему глаза считаются главным органом чувств?
Д: благодаря зрению мы получаем 80 % информации об окружающем мире.
У: Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Домашнее задание:
1) Нарисовать пиктограмму (что вредно для органа зрения).
2) прочитать текст в учебнике на стр 18 – 19.