kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для педагогов на тему: "Индивидуальный подход к учащимся (психологический аспект)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Глава 1. Позиция учителя по отношению к ученику

Самое первое, что хотелось бы отметить в индивидуальном подходе к учащимся, это позиция учителя, то есть, на какое место вы ставите себя в процессе общения с учеником? Здесь могут быть такие случаи. Первая позиция: «Я учитель, ты - ученик». С данной точки зрения, учитель выступает в роли главного.- Учитель всегда прав;- Я так сказал, значит тебе строго необходимо это выполнить;- Есть мое мнение и только мое и так далее.В этом случае, наладить хоть какой-нибудь подход к ученику будет достаточно сложно, поскольку ребенок даже «не имеет права» выразить то, что думает и поступить так, как считает нужным. Подобным поведением, учитель рискует «выдрессировать» класс однотипных, без личностных игрушек. Необходимо понимать, что каждый человек имеет свое восприятие и для дальнейшего развития (не только в плане обучения) ему необходимо проявлять свои мысли и качества.

Вторая позиция: «Ты + Я = Друзья». В этом случае, учитель выступает для ученика в роли друга. Конечно, не всегда это понятие дружбы носит одинаковый характер для обеих сторон. Ученик может воспринимать это так: «она добрая - не наругает», в свою очередь учитель будет думать - «они же меня любят, поэтому будут слушаться». Но и в данной позиции, есть свои недостатки. Не всегда учитель может дружить с учеником, при этом не позволяя ему «сесть на голову». Ученик, в свою очередь, может просто «пользоваться» дружбой учителя и продолжать поступать в соответствии своим убеждениям.

Третья позиция – «Ты и я – одно целое». На мой взгляд, эта позиция достаточно выигрышная по сравнению с остальными. Суть её заключается в следующем. Учитель, не просто ставит себя на одну ступень с учеником, но и дает понять, что любые поступки могут вызвать как положительную реакцию со стороны учителя, так и конфликт, в случае неправильного поведения ученика. Естественно, данная позиция может быть занята далеко не для каждого ученика класса, но на то он и индивидуальный подход. Пути нужно искать к каждому (!) ребенку. В любом случае, третяя позиция существенно облегчает работу учителю. Как говорится «не нужно слов, достаточно взгляда» и ситуация меняет свою сторону на положительную.Хотелось бы привести несколько правил о которых должен помнить учитель, в ситуации, когда конфликт с ребенком всё таки произошел.

  • критически оценивать ребенка;
  • приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • демонстрировать знаки превосходства;
  • обвинять и приписывать ответственность за конфликт только ученику;
  • игнорировать его интересы;
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать вклад и заслуги ребенка;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • раздражать, кричать, нападать;
  • задевать «болевые точки» ученика;
  • обрушивать на ребенка множество претензий.

           Глава 2. Что же ты за личность?Вся работа в школе построена на определенных требованиях к дисциплине учащихся. Поддержание дисциплины – процесс сложный и постоянный. Идеальный вариант, когда высокий уровень дисциплины поддерживается самими учениками. Но сейчас это не характерно для большинства учащихся. Недопустимое поведение может быть следствием неинтересного объяснения  или непонимания, бездеятельности, утомления, невоспитанности, личным отношением к учителю, а также возникшими раннее проблемами ученика. Однако, устанавливая необходимый уровень дисциплины, учитель не должен угнетать подростка психологически. Необходимо стремится к разумному равновесию и находить подход лично к каждому ученику. Но для этого нужно понять, что именно за подход вы ищете и в какую сторону  необходимо направить свою коррекцию.Для того, чтобы иметь возможность что-то корректировать, для начала,  вам необходимо изучить, того с кем вы собираетесь работать. Для  этого, можно воспользоваться стандартной программой по изучению личности и выяснить, что же перед вами за человек? Достаточно выделить ученика из толпы и уловить его индивидуальность, характерные черты поведения, попытаться  его понять.

Глава 3. Возможные проблемы учащихсяЧтобы проявлять индивидуальный подход к учащимся, необходимо понимать, с какой именно проблемой мог столкнуться ученик.  Я считаю, что все неприятные ситуации на уроке (невнимательность, разговоры, плохая успеваемость, нарушение дисциплины), это не проблема, а лишь последствия от какой то более серьезной трудности в жизни ребенка. Я предлагаю рассмотреть наиболее важные проблемы учащихся с моей точки зрения.

Первая проблема – это «Травля» со стороны одноклассников

Многие считают, что пройти через травлю - это укрепить характер, подготовиться ко взрослой жизни. Да, в этих словах есть доля справедливости. Однако, все дети разные, у каждого свое восприятие мира. Кто-то и правда перешагнет травлю, кто-то победит и станет лидером, а кому-то такая школьная жизнь может всё испортить, и даже довести до суицида. Мы всегда и все меряем по себе, но в каких-то случаях стоит послушать ребенка.Причины травли могут быть самыми различными.Решений для этих проблем несколько. Иногда имеет смысл перевести ребенка в другую школу, иногда просто помочь человеку понять, чего он на самом деле стоит.Окажите вы ему помощь, проявите понимание, создадите ситуации в классе для ослабления такой травли на учащегося, или проявите себя в роли одного из таких одноклассников – зависит только от вас.

Вторая проблема – это медлительность ученика

 Часто дети отстают в учебе из-за своей медлительности. Учителя продолжают ставить "двойки", а родители постоянно ругают и упрекают в лени. Но не стоит спешить с выводами. Медлительность – это особенность психики таких детей. "Быстрыми" они не могут стать, как бы вы этого ни добивались.Медлительные дети особенные, также как и их нервная система.В основном, таких детей либо стараются не замечать, либо требуют от них невозможного: "Быстрее!".Как же вести себя с медлительными детьми? Основные свойства вы видите на слайде. Хотелось бы отметить последний совет. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или медлительных. Ярлык прикрепляется тогда, когда вы делаете такие заявления: "Ты никогда не бываешь готов" или "Ты всегда опаздываешь". Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

Третья проблема – это застенчивость  ученика

Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные и робкие?Прежде всего, надо понимать, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют.Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности.Данное качество определяется одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случаев связаны с низкой самооценкой.На формирование застенчивости могут влиять следующие факторы.- излишняя принципиальность и строгость родителей;

- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку.Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с неуверенными в себе детьми. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

- не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах.

- не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому.

- не заставляйте ученика "быть смелым".

- нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

- если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

- Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.

- старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.

- застенчивые дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких учеников.

Четвертая  проблема – это тревожность

Вы видите основные поведенческие признаки тревожности:

- ребенок грызет ногти;

- ерзание, покачивание на стуле;

- ребенок теребит волосы, барабанит пальцами, крутит разные предметы.

  Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей.   Тревожные дети болезненно воспринимают критику от окружающих, обвиняют себя во многих неудачах. Они бояться браться за сложные задания. Чтобы вырасти в собственных глазах иногда любят покритиковать других.  Вопрос о причинах в настоящее время открыт. Но в основном, это - нарушение детско-родительских отношений:

- завышенные требования взрослых;

- отсутствие единой системы требований;

- наличие тревожности у самих взрослых.

Главные направления в помощи тревожным детям, это:

- повышение самооценки ребенка;

- обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

На слайде вы видите основные методы и приемы, и пусть не все приемы можно применить конкретно на уроке, но достаточно усвоить модель общения с такими детьми и использовать её.

И последняя проблема которую хотелось бы отметить-  это гиперактивность

Работа по сопровождению ученика с гиперактивностью должна проводиться комплексно. На первый план здесь выступает выработка единого подхода.Необходимыми условиями успешности сопровождения являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе.

   Вот некоторые рекомендации при работе с такими детьми:

1) Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребенок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности

2) Во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

3) Быть экспрессивным, театральным педагогом: необычность в поведении учителя может помочь ребенку сконцентрировать внимание.

4) Не требовать от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

5) Ребенка лучше посадить ближе к учителю: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.

6) Гиперактивным детям сложно переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы.

7) Инструкции, которые даются ребенку, должны быть очень конкретными. Говорить недолго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения.

8) Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять.

9) По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько  секунд и просто посмотрите на ученика с вопросом.

10)  Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое-либо задание.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов на тему: "Индивидуальный подход к учащимся (психологический аспект)"»

1) Учитель всегда прав! 2) Я так сказал! 3) Есть моё мнение и  ошибочное! Позиция 1 Позиция 2 «Она добрая – не наругает!» «Сели на голову» Позиция 3 Поступок Ты ошибся… Молодец!

1) Учитель всегда прав!

2) Я так сказал!

3) Есть моё мнение и

ошибочное!

Позиция 1

Позиция 2

«Она добрая – не наругает!»

«Сели на голову»

Позиция 3

Поступок

Ты ошибся…

Молодец!

критически оценивать ребенка; приписывать ему низменные или плохие намерения; демонстрировать знаки превосходства; обвинять и приписывать ответственность за конфликт только ученику; игнорировать его интересы; видеть все только со своей позиции; уменьшать вклад и заслуги ребенка; преувеличивать свои заслуги; раздражать, кричать, нападать; задевать «болевые точки» ученика; обрушивать на ребенка множество претензий
  • критически оценивать ребенка;
  • приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • демонстрировать знаки превосходства;
  • обвинять и приписывать ответственность за конфликт только ученику;
  • игнорировать его интересы;
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать вклад и заслуги ребенка;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • раздражать, кричать, нападать;
  • задевать «болевые точки» ученика;
  • обрушивать на ребенка множество претензий
НЕ УГНЕТАТЬ ПОДРОСТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИ!!!

НЕ УГНЕТАТЬ ПОДРОСТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИ!!!

  • Какое отношение к обучению?
  • К каким предметам наиболее проявляет интерес?
  • Что вызывает затруднения?
  • Каков уровень внимания? Способен ли его удерживать?
  • Темп запоминания материала
  • Каков уровень развития мышления?
  • Выполнение учебных обязанностей
  • Реакция на неудачи и замечания?
  • Как относится к труду? (Увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)
  • На сколько выражен фактор избирательности в труде?
  • Характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником
  • Социально-психологические условия;
  • Криминогенные условия (аморальный образ жизни родителей, злоупотребление наркотиками, жестокое обращение с детьми)
  • Формы участия членов семьи в жизни класса/школы

Личность ученика:

1) Как часто вступает в конфликтные отношения?

2) Какова характеристика общительности?

3) Какую роль выполняет в труде, играх, учебе?

4) Как часто проявляет положительные качества и формы поведения?

5) Как часто проявляет отрицательные качества поведения?

6) Способен ли выбрать себе самостоятельное занятие? На долго?

7) Каковы его интересы и увлечения?

  • Социальный статус в коллективе;

2) Линия поведения (лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный);

3) Отношение к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей;

4) Как и какие общественные поручения выполняет?

5) Наличие близких друзей. Кто они? Какое место занимает по отношению к друзьям?

Положение в коллективе:

Обучение:

Труд:

Общие сведения о семье:

Финансовое положение; Физическая слабость; Умственная заторможенность; Дефекты речи; Наличие брекетов; Отношение семьи ребенка к другой религии;
  • Финансовое положение;
  • Физическая слабость;
  • Умственная заторможенность;
  • Дефекты речи;
  • Наличие брекетов;
  • Отношение семьи ребенка к другой религии;
ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Медленная речь и письмо;
  • Длительное «включение» в работу;
  • Трудность переключения на новый вид деятельности;
ЧТО ДЕЛАТЬ 1. Не сравнивайте с другими; 2. Не акцентируйте внимание  на неудачах; 3. Не торопите; 4. Не заставляйте «быть  смелым»; 5. Не кричите; 6. Установите контакт глаз; 7. Избавьтесь от излишней требовательности и строгости; 8. Не будьте слишком критичны; Излишняя принципиальность и строгость родителей;  2) Завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку;

ЧТО ДЕЛАТЬ

1. Не сравнивайте с другими;

2. Не акцентируйте внимание на неудачах;

3. Не торопите;

4. Не заставляйте «быть смелым»;

5. Не кричите;

6. Установите контакт глаз;

7. Избавьтесь от излишней требовательности и строгости;

8. Не будьте слишком критичны;

  • Излишняя принципиальность и строгость родителей;

2) Завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку;

ЧТО ДЕЛАТЬ?  ребёнок грызет ногти;  ёрзает, покачивается на стуле;  теребит волосы;  барабанит пальцами, крутит разные предметы Методы и приёмы:

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • ребёнок грызет ногти;
  • ёрзает, покачивается на стуле;
  • теребит волосы;
  • барабанит пальцами, крутит разные предметы

Методы и приёмы:

  • Чаще называть ребенка по имени и хвалить в присутствии других;
  • Поощрять; поручать выполнение престижных заданий;
  • Избегать заданий, которые выполняются на время;
  • Использовать релаксационные упражнения и игры; (возможно ролевые игры, на обыгрывание ситуаций)
РЕКОМЕНДАЦИИ:

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Посадить ближе к учителю (тактильные ощущения помогают сконцентрироваться )
  • Выработать конкретные правила поведения и работу;
  • Давать конкретные и четкие инструкции; чаще поощрять;
  • Игнорировать вызывающие поступки
  • Не следует заставлять заниматься больше, чем может;
  • Ограничивать до минимума отвлекающие факторы;
  • Быть экспрессивным, театральным педагогом;
  • Не требовать большой аккуратности в начале коррекционного пути;
Ученик: - Не буду больше водиться с Сашей! Ученик (с мрачным видом): - Не буду больше водиться с Сашей! Позиция - лицом к лицу; Учитель: - Не хочешь с ним больше дружить. (повторение услышанного) 2) Не задавать вопросов; Ответ – в утвердительной форме! Учитель: Ты на него обиделся. (или) - Что-то случилось… НАПРИМЕР: Ученик: - Да, не хочу… 3) «Держите паузу»! Учитель: Ты на него обиделся… (обозначение чувств)  4) Повторить услышанное и обозначить чувства; НАПРИМЕР:

Ученик:

- Не буду больше водиться с Сашей!

Ученик (с мрачным видом):

- Не буду больше водиться с Сашей!

  • Позиция - лицом к лицу;

Учитель:

- Не хочешь с ним больше дружить. (повторение услышанного)

2) Не задавать вопросов;

Ответ – в утвердительной форме!

Учитель:

  • Ты на него обиделся.

(или)

- Что-то случилось…

НАПРИМЕР:

Ученик:

- Да, не хочу…

3) «Держите паузу»!

Учитель:

  • Ты на него обиделся…

(обозначение чувств)

4) Повторить услышанное и обозначить чувства;

НАПРИМЕР:

ПРИЧИНЫ: Борьба за внимание; Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки; Желание отомстить; Потеря веры в собственный успех; РАЗДРАЖЕНИЕ Оказать положительное внимание; Уменьшить включенность в работу ученика; Понять причину и исправить; «Сбросить на ноль» ожидания и претензии; ГНЕВ Гнев ДЕЙСТВИЯ: ОБИДА БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

ПРИЧИНЫ:

  • Борьба за внимание;
  • Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки;
  • Желание отомстить;
  • Потеря веры в собственный успех;

РАЗДРАЖЕНИЕ

  • Оказать положительное внимание;
  • Уменьшить включенность в работу ученика;
  • Понять причину и исправить;
  • «Сбросить на ноль» ожидания и претензии;

ГНЕВ

Гнев

ДЕЙСТВИЯ:

ОБИДА

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Григорьянц Анна Сергеевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Анализ МО предметников"
    ["seo_title"] => string(24) "analiz-mo-priedmietnikov"
    ["file_id"] => string(6) "262513"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449342430"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Открытый урок физики по теме "Работа силы, действующей в направлении движения тела" "
    ["seo_title"] => string(93) "otkrytyi-urok-fiziki-po-tiemie-rabota-sily-dieistvuiushchiei-v-napravlienii-dvizhieniia-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "125677"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415030148"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Моя педагогическая компетенция "
    ["seo_title"] => string(41) "moia-piedaghoghichieskaia-kompietientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "152470"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420861240"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства