Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ»
Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ
Выполнила
Педагог-психолог
Картошкина И.Ю.
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.
Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:
дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);
дети с нарушением речи;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
дети с умственной отсталостью;
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (включая детей с расстройствами аутистического спектра РАС);
дети со сложной структурой нарушения.
Какие дети – дети-инвалиды?
Детьми-инвалидами, в соответствии с законом о дискриминации инвалидов, считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». В соответствии с законом, человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья.
Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходима специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальным работником, психологом, детским коллективом. Если ребенок не обучается в школе – взаимодействие с социумом затруднено – общеизвестно отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. В лучшем случае это жалость, сострадание, в худшем – брезгливость, презрение.
В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но вместе с тем развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды также нуждаются в общении, как и здоровые дети. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, его будут обижать, у него не получится найти общий язык. В будущем это становится причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо полагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоставить всем равные возможности полноценного участия в различных сферах жизни и видах социальной активности.
Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, то есть школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.
Совместная учебно-воспитательная деятельность школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:
в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;
доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;
опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.
Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.
Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
В нашей школе, где я работаю педагогом-психологом, количество детей - инвалидов, обучающихся на разных ступенях образования 7 человек. Некоторые из них имеют выраженные нарушения здоровья и обучаются на дому. Однако, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общеобразовательные классы и обучаются по общеобразовательной программе. Для оказания таким детям своевременной помощи в отношении их организовано психолого-педагогическое сопровождение. В школе имеются для этого все необходимые кадровые условия. Свою деятельность осуществляют учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели групп продленного дня.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого подхода работников школы и родителей. Так как наша школа работает в режиме школы полного дня, специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с детьми и родителями большее количество времени. Задачи, которые стоят перед нашей школой в работе с семьей:
вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;
способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению социального пространства семей.
В нашей школе традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:
встречи, знакомства с родителями;
анкетирование;
индивидуальные и групповые консультации;
школа молодых родителей;
мастер-класс для родителей;
тематические папки с рекомендациями для родителей;
информационные стенды;
страничка логопеда, психолога для родителей на школьном интернет – сайте;
школа будущего первоклассника;
родительские собрания;
занятия – практикумы, тренинги;
совместные праздники детей и родителей.
Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения. В режиме группы продленного дня с детьми осуществляется совместная работа учителя – логопеда и воспитателя в отношении преодоления дисграфии и дислексии. Только через совместные усилия учителя – логопеда, воспитателя ГПД и родителей можно добиться положительной динамики в преодолении речевых нарушений.
В заключение хотелось подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, социолога, учителей, воспитателей ГПД и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.
Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.