Взаимодействие подростков и их родителей. Рекомендации для родителей
Взаимодействие подростков и их родителей. Рекомендации для родителей
Педагогическое исследование факторов, оказывающих влияние на формирование межличностных отношений между подростками и их родителями. В работе представлена авторская анкета, которую можно использовать для изучения уровня взаимопонимания между родителями и их детьми старшего школьного возраста. На основе полученных результатов в ходе имперического исследования разработаны рекомендации родителям, которые позволят оградить подростка от ранеего употребления психоактивных веществ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие подростков и их родителей. Рекомендации для родителей»
Взаимопонимание подростков и их родителей. Рекомендации родителям.
Актуальность. В основе любых человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним — сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику — целомудрие и преданность, любовь к детям — жертвенность и ответственность.
Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему физиологическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.
Можно любить ребенка, но не знать, что волнует его, не участвовать в его жизни. В таких условиях рождается недоверие между родителями и детьми, лицемерие, двойная жизнь.
Исследование взаимоотношений между родителями и их детьми особенно актуально в условиях обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, так как в образовательные учреждения данного типа приходят подростки из семей среднего достатка и не редко из группы «риска».
Цель данного исследования, изучить каковы взаимоотношения между подростками и их родителями.
Задачи:
выделить основные проблемы во взаимоотношениях между подростками и их родителями.
ознакомиться с другими исследованиями по этой тематике
составить рекомендации, которые помогут родителям взаимодействовать со своими взрослыми детьми.
Предмет исследования: обучающиеся первого курса Нижнекамского сварочно-монтажного колледжа. Всего было опрошено 30 человек из них 22 мальчиков и 8 девочек.
Объект исследования: взаимоотношения обучающихся первых курсов с родителями.
Было выдвинуто несколько гипотез:
1. У большинства учащихся старших классов отношения с родителями скорее нейтральные, чем теплые и доверительные.
2. Отношения с друзьями у них более тесные, чем с родителями.
3. Родители далеко не все знают о своем сыне (дочери).
Организация эксперимента
Подросток не меньше маленького ребенка (возможно даже больше) нуждается в участии родителей в его жизни. Слишком много соблазнов для неокрепшего сознания и при не вполне определенных жизненных ценностях. Для выработки правильного отношения к этим соблазнам старшеклассникам необходима поддержка родителей. Если родители не проявляют интереса к жизни своего повзрослевшего ребенка, то их нотации о том, что плохо, а что хорошо, он оставит без внимания.
Каковы же взаимоотношения подростков с родителями? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено социологическое исследование среди обучающихся первого курса в Нижнекамском сварочно-монтажном колледже.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
1.Общенаучные: сравнительно-типологический, логический, с помощью которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении, функциональный анализ, позволяющий определить взаимосвязь между уровнем участия родителей в жизни детей и степенью открытости взаимоотношений родителей и их взрослых детей; анализ литературы по изучаемой проблеме.
2.Социалогические: анкетирование обучающихся.
Подросткам было предложено ответить на 6 вопросов анкеты. Анкета содержала вопросы с вариантами ответов и с возможностью высказать свое мнение.
При обработке анкет ответы были суммированы и выведено процентное соотношение. На основании полученных данных была составлена сводная таблица и сделан письменный анализ.
Результатом всей аналитической работы стали рекомендации родителям, как развивать взаимоотношения между детьми и родителями.
Результаты эксперимента
После обработки данных получилась следующая картина.
Подростки оценивают свои взаимоотношения с родителями как хорошие, доверительные. Но, исходя из их ответов, можно в этом усомниться. Трудно назвать доверительными отношения, если ребята при принятии решения скорее посоветуются с друзьями или примут его самостоятельно (40,9% и 36,4% соответственно), нежели вместе с родителями (27,2%). Свои неприятности они переживут сами или обратятся за помощью к друзьям, но не к родителям. Не говоря уже о том, что с проблемами интимной жизни не обратится к родителям практически никто. Учитывая это, можно сделать вывод: подростки не совсем верно представляют себе, какие они — теплые и доверительные взаимоотношения с родителями. Ребята могут доверить друзьям что-то очень личное, совета спросят у них же, хотя родители со своим жизненным опытом могли бы дать более разумный и правильный совет, чем сверстники. И, кто знает, что могут насоветовать друзья, особенно если они асоциальные личности.
В ходе исследования были сделаны еще несколько выводов.
Учитывая, что просьбы и поручения родителей выполняют большинство обучающихся (86%), можно предположить, что существует авторитет родителей и уважение к той социальной роли, которую они играют. Тем не менее совсем немногие при невозможности пойти на вечеринку из-за запрета родителей послушаются их и останутся дома (9%), большая часть попробует договориться мирно (77,3%), но есть и такие, кто хлопнет дверью и уйдет (13,7%). Это говорит о том, что, заканчивая школу, ребята хотят быть независимыми, очень часто по-своему понимая, что, значит, быть таковыми.
Что касается участия родителей в жизни своих повзрослевших детей, тоего можно назвать формальным. Например, принято отмечать день рождения с родителями. Но многие из них уходят из дома на время вечеринки, чтобы не мешать веселиться детям (31,8%) или закрываются в отдельной комнате и не выходят (45,5%). В связи с этим возникает предположение, что поведение сына (дочери) с родителями и их поведение с друзьями слишком отличаются друг от друга, т. е. существует «двойная жизнь». Дома и в школе — это один человек, а в компании друзей — совсем другой. Бесспорно, такое двуличие негативно сказывается на развитии личности.
Рекомендации родителям
Исходя из результатов проведенного социологического исследования, можно дать несколько рекомендаций родителям.
Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, — вот условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе, как к личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям. Чтобы развиваться верно и творчески, он должен иметь в своей семье очаг любви, единомыслия и счастья. Если он не научится любви в семье своих родителей, то где же ему этому научиться? Если ребенок с детства не привыкнет искать счастье во взаимной любви, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Не случайно многие опрошенные старшеклассники хотели бы воспитать своих будущих детей таким образом, чтобы они их любили. Возможно, в этом есть немного эгоизма, однако желание быть нужным и любимым — естественное желание каждого нормального человека. Может, эта потребность у подростков диктуется недостатком теплых чувств, которые они недополучили от своих родителей.
Как можно чаше проявляйте живую заинтересованность делами своего сына (дочери), чтобы он (а) постоянно чувствовали поддержку и заботу.
Убедите ребенка, что он может доверять вам, что вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации и его проблемы не кажутся вам смешными.
Не подавляйте сына или дочь своим авторитетом. Пусть они почувствуют себя личностями. Не занижайте их самооценку
Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте метод убеждения.
Постарайтесь строить доверительные отношения со своим сыном или дочерью, просвещайте их по вопросам интимной жизни, во избежании извращенного, неправильного восприятия этой сферы человеческих отношений.
И в заключении хочется подчеркнуть, что воспитание подростка это совместный труд педагога и родителей. Только тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива даст хороший результат в воспитательной работе.