Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.
Существуют следующие группы педагогических приемов:
созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка;
4) «авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
5) обходное движение.
6) Прощение.
7) проявление огорчения;
8) проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
1. Убеждение и личный пример.
2. Доверие.
3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
4. Вовлеченность в интересную деятельность.
5. Пробуждение гуманных чувств.
6. Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:
1. Опосредование.
2. Фланговый подход.
3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы:
1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
5. Приказание.
6. Предупреждение.
7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
8. Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы:
1. Организация внешней опоры правильного поведения.
2. Отказ от фиксирования отдельных проступков.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.
• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
• проявление доверия к ученику;
• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер:
• учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
• обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
• стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
• проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
• подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.