Просмотр содержимого документа
«Выступление психолога на родительском собрании с докладом на тему: " Работа с родителями по профилактике суицида у подростков"»
Выступление на тему: «Работа с родителями по профилактике суицида у подростков»
Подготовила: психолог сш № 17 Кухарева Е.А
Костанай 2017г.
Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Одной из проблем современного общества является подростковый суицид. Отчаявшегося ребенка не могут удержать от непоправимого шага ни социальная среда, ни уровень благосостояния. В человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного фактора способно сломить этот инстинкт в юном возрасте.
Суицид или самоубийство – добровольное, целенаправленное лишение себя жизни. Психологический смысл подросткового суицида — стремление привлечь внимание к своему страданию и наказать обидчиков.
Подростковой суицид имеет две характерные особенности.
Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Подростки не могут четко объяснить причину, по которой они решили совершить самоубийство (причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой «Просто надоело жить».
Во-вторых, отсутствие умения делиться своими переживаниями, подробно рассказать о них, и как следствие этого - неспособность их отреагировать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, накапливаются и так уже в болезненной душе подростка, что только усиливает депрессивное состояние ребенка.
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации. Подростков, не получающих поддержки и понимания в семье и обществе, начинают одолевать одиночество, депрессия, чувство вины, стыд, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни. . Попытка самоубийства может помочь подросткам привлечь к себе максимум внимания, в котором они так нуждаются, особенно от значимых в их жизни близких людей. Даже любовь, которую не принимают и не понимают, подростки могут выражать - жертвуя собой. Общественная значимость проблемы детских суицидов столь велика, что в борьбу за жизнь детей должны включиться все: общественность, государство, школа, специалисты и т.д. Однако основную причину детских самоубийств нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от суицидов и от любого неблагополучия должны быть родители Работа с семьей - важнейшая составная часть профилактики суицида. В практике работы с родителями обычно широко используются традиционные формы работы:
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные конференции.
3. Индивидуальные консультации педагогов.
4. Посещение на дому.
Также активно применяются нетрадиционные формы работы, такие как
1. Тематические консультации.
2. Родительские чтения.
3. Родительские вечера.
4. Создание родительских сообществ.
К сожалению, покушения подростками на собственную жизнь периодически все же происходят. Поэтому технологическое обновление работы с родителями крайне необходимо.
В этой связи приоритетными направлениями являются:
обучение учителей, классных руководителей современным технологиям работы с родителями, (тренинги, дискуссии, игры психологические, ролевые, деловые);
активизация деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов;
объединение усилий и интеграция ресурсов всех заинтересованных лиц как внутри школы, так и вне ее; внедрение современных технологий работы с детьми «группы риска».
Среди новых технологий работы с родителями можно выделить «Сеть социальных контактов». Эта технология дает возможность нормализовать отношения в семье, сблизить членов семьи, создать условия, чтобы каждый был услышан, родители лучше узнали потребности и интересы детей. Это позволит им сблизиться для совместного эффективного решения проблем. После нормализации отношений уже не возникнут безвыходные, кризисные ситуации. Работа с социальной сетью – это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.
Важным направлением работы с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения является систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой семейного воспитания. На повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей может быть направлена программа психолого- педагогического просвещения «Родительская школа». Отличительной особенностью данной программы является компетентностный подход к родительству, включающий повышение уровня психологической, педагогической, коммуникативной, информационной, правовой компетентностей. В каждой школе есть свой сайт, где может быть оказана родителям консультативная помощь по вопросам воспитания детей.
В настоящее время в профилактике суицидального поведения эффективно может использоваться социальная реклама. Это выпуск и распространение буклетов, памяток, брошюр, листовок, предназначенных для родителей. Для повышения информированности в вопросах профилактики подросткового суицида необходимо использовать всевозможные стенды, но вместо открытой информации о проблеме самоубийства целесообразнее предлагать материалы, направленные на формирование здорового, позитивного мышления у детей и подростков.
Стоит обратить внимание родителей на организацию занятости детей и подростков, с посещением кружков, секций, клубов по интересам и увлечениям. Ребёнок и подросток также подвержен большому влиянию средств массовой информации: с телеэкранов и мониторов компьютеров на него льётся поток криминала, насилия, и «красивой» глянцевой жизни. Поэтому важно ограничение потока передач, посвящённых криминальной тематике с заменой их на позитивные программы об истинных семейных, культурных и духовных ценностях и формировании здорового образа жизни.
Необходимо донести до родителей, что если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, часто это проблемные подростки. Значимым психологическим фактором риска является и сам подростковый возраст, переход от опекаемого детства к самостоятельности, поиск своего «я» и смысла жизни, он обнажает и обостряет слабые стороны личности, делает ее особо уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Решение проблемы всегда начинается с серьезной работы самих родителей по решению проблем взаимопонимания с собственными детьми. Важно делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно! Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет и не закончится суицидом, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье. Родителям нужно научиться открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей.
Уважаемые коллеги, в заключение мне хотелось бы сказать следующее. Вся деятельность по предупреждению детских и подростковых самоубийств должна быть направлена на создание такого психологического климата, реабилитационного пространства, в котором дети не чувствовали бы себя одинокими, непризнанными и неполноценными. Это касается и семьи, и школы. Требуется чуткость и внимание не только родителей, но и всех тех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми и подростками. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.