Просмотр содержимого документа
«Выступление. Диалоговое обучение»
Диалогическое обучение
В настоящее время, в Казахстане, система образования меняется и совершенствуется. В школе сейчас нельзя работать по-старому, так как учили нас. Возможно, когда мы были школьниками, в то время та система образования нас устраивала. Со временем мы изменились, у нас появились дети, изменилось общество. С появлением компьютера, возможностью выхода в интернет, меняется и система образования. Когда мне сообщили, что я поеду на курсы я обрадовалась. Обрадовалась, что по окончанию курсов я смогу работать по-другому. В то же время не могу сказать, что я никогда не применяла следующие идеи модулей:новые подходы в преподавании и обучение; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование ИКТ в преподавание и обучении;обучение талантливых и одаренных учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении. Я их использовала, но не в полной мере и не системно. Когда проводишь интересно урок, видишь атмосферу творчества у учеников, тогда чувствуешь удовлетворение от такого урока.По окончании первого этапа «Лицом к лицу», приехав в свою школу, у моих коллег было ко мне много вопросов. Я провела педсовет, на котором мы беседовали по теме «Модель современного учителя», учителя работали в двух группах, составляли кластер, защищали свои презентации. Мои коллеги активно спорили, доказывали, обсуждали.В итоге многие изъявили желание поехать на такие курсы. Изучив идеи семи модулей, я сначала сомневалась, смогу ли я их применить у себя на уроках. Первую неделю педагогической практики я тщательно изучала теорию, перечитывала ресурсы, лекции. Собрала своих пятиклассников, провела беседу, провела тренинги для коллаборативной среды. Во время уроков теперь я говорила меньше, теперь пусть сначало робко, но потом увереннее заговорили дети. Я увидела живой интерес, ученики проявляли творчество, фантазию.Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности. Действительно, при прохождении темы «Лето.Словосочетания», ученики добились цели урока. Целью урока была развитие диалогической речи. Учащиеся выполняли такие задания как прочитать и перевести текст в паре, составить и проиграть диалог по теме «Летние работы», составляли группой кластер, защищали и оценивали друг друга по критериям. Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Мнение Л.Выготского о важности диалога , о главной роли речи вобучении было поддержано Барнсом. Он подтвердил, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и посредством говорения, обсуждения.Сегодня очень много доказательств того, совместная беседа, диалог приносят большую пользу. Беседа позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать , что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. Анализ исследований показал, что когда учитель контролирует беседу, задает вопросы, повторяет ответы учеников, уровень мышления у учеников не повышается и речевые навыки не развиваются.
Александер в своей работе утверждает,что беседа является взаимным процессом , в ходе которого обучение ученика продвигается вперед. Я на уроках казахского языка увидела как ученики изменились, повысилась мотивация, появился блеск в глазах. Ученик, с диагнозом ЗПР, стал выполнять посильные для него задания, сначала с помощью сильного ученика, затем самостоятельно. Так, при прохождении темы «Летние работы», ученики решали кроссворд (найти фрукты и овощи по теме), слабому ученику было дано задание-нарисовать 3 фрукта, 3 овоща и подписать название на казахском языке. После этого к нему подходил сильный ученик и спрашивал на казахском языке, показывая на изображение «Что это?» , другой отвечал на поставленный вопрос. Во время практики в школе, я использовала вопросы низкогопорядка и вопросы высокого порядка.
В начале урока, во время организационного момента задаю обычно вопросы высокого порядка.( о погоде,о временах года и т.д.)
Подводя итог, хочу сказать, что диалогическое обучение, помогает развитию самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.