Целью диалогового обучения является не только усвоение знаний, умений, навыков, но и развитие психических процессов: память, речь, воображение, рассуждение.
Настоящий диалог всегда сложен, несмотря на его повседневность. В диалоге ученик и учитель являются равноправными партнёрами. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель умело управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики или могут сказать. Cовместная беседа в классе приносит большую пользу, так как:
- позволяет ученикам выражать свое понимание темы
- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи
- содействует аргументированию учениками своих идей
- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Процесс обучения невозможно представить без диалога. Диалог и раньше был неотъемлимой частью моих уроков, но после обучения на курсах я стала по другому смотреть на диалог. Взаимодействие, общение его участников- одно из важнейших условий для успешности. Особое внимание уделяется мною при использовании постановки вопросов, так как здесь я являюсь инициатором контролирующей весь процесс.
Дифференцирование вопросов в соответствии с разными возможностями и разными учениками от низкого до высокого уровня, использование вопросов низкого и высокого порядка. Начинать с вопросов низкого порядка. Преимущество должно отдаваться вопросам высокого уровня. Потому что эти вопросы позволяют получить развёрнутый ответ; узнать мнения и оценки обучающихся; проверить степень понимания материала. Такие вопросы начинаются со слов: «Почему?», «Зачем?», «Каким образом?», «Как ты думаешь?», «Что бы ты сделал и почему?». На мой взгляд, дети легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, в роли которых могут выступать одноклассники. Разные виды деятельности беседа, работа в парах, группе, составление вопросов «толстых» и «тонких», тренинги и т. д способствуют хорошему развитию диалогического обучения.
Когда обучающиеся работают в группе, каждый предлагает свою идею, задают друг другу вопросы, обосновывают сказанное и стремятся достичь согласия в группе.
В этом убеждаюсь ежедневно на практике. Дети не только способны выслущать и обсудить мнения всех участников группы, спорить, соглашаться, отвергать, но прийдти к совместному единому решению. Прелесть диалога в том, что даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться, особенно если их слушают друзьм детям в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - мы часто произносим на уроке эту пословицу, которая одних заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается. А другим придает уверенность в том, что если он и допустил ошибку на уроке, - это не страшно, страшнее бездействие. Я уверена этот прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Совместная работа ученик-учитель, ученик-ученик, помогает ребятам раскрыть свои возможности. Создавая группы, мы вырабатываем правила работы и общения в них:
1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2.Выслушать мнение каждого.
3.Найти общее решение.
4.Выбрать выступающего.
Для обеспечения полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка. На своих уроках стараюсь, чтобы в диалоге участвовало как можно больше учащихся.
Не маловажное значение играет создание коллаборативной среды для успешного общения. Здесь дети в свободной форме ведут диалог, находят друзей по цвету глаз, по играм и даже по тому кто как приветствует друг друга. В диалогическом обучении важно и красивое произношение ( выдержанная интонация, правильно расставленное ударение в словах).
Самое важное – это правильно подобрать содержание диалога. Если тема захватывает, то и работа будет проходить намного живее и интереснее.
Ребята с интересом работают в парах, задают вопросы друг другу. Более сложное задание, вызывает неподдельный интерес у ребят и массу вопросов.
Очень важно, чтобы ученики в дальнейшем могли не только понять собеседника, поддержать разговор, ответить, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения, понимая.
Особое внимание уделяю применению информационно-компьютерных технологий на своих уроках.
Уроки становятся не просто красочными и запоминающимися, но и позволяют использовать при обучении как можно больше возможностей человеческого организма: зрение, слух, пространственное воображение.
Правила ведения диалога формируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы Они могут быть вывешаны в классе, оформлены в виде памятки:
не говорить всем сразу,
во время диалога смотреть на говорящего,
возражая или соглашаясь с человеком обращаться к нему лично,
быть толерантным,
не допускать насмешек, обидных комментариев
Только в диалогической речи может родиться само- и взаимообучение, атмосфера сотрудничества.
Не могла бы не остановиться на стратегиях развития критического мышления. Оно переплетается во всех уроках своими стратегиями.
Любое обучение немыслимо без оценивания. В своей практике использую формативное и суммативное оценивание. Учащиеся дают оценку работе группы аргументируя и подтверждая её. Работа с одаренными и талантливыми учащимися должна быть продумана поэтапно. Каждый из них рассказывает о своих достижениях, «минусах и плюсах», определяет, как достиг цели урока.
Вывод - диалоговое обучение очень эффективно, но при подготовке каждого урока нужно продумывать проблемные вопросы, вопросы для опроса и составления различных срезов, корректировать, задаваемые вопросы обучающимися и советовать им, как сделать правильно
Диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний по некоторым предметам. Выработав у ученика, способность размышлять, образование выполнит одну из важнейших задач и подготовит высокоразвитую личность, конкурентно способную и адаптированную к жизни в современных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему " Диалоговое обучение "»
Целью диалогового обучения является не только усвоение знаний, умений, навыков, но и развитие психических процессов: память, речь, воображение, рассуждение.
Настоящий диалог всегда сложен, несмотря на его повседневность. В диалоге ученик и учитель являются равноправными партнёрами. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель умело управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики или могут сказать. Cовместная беседа в классе приносит большую пользу, так как:
- позволяет ученикам выражать свое понимание темы
- помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи
- содействует аргументированию учениками своих идей
- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Процесс обучения невозможно представить без диалога. Диалог и раньше был неотъемлимой частью моих уроков, но после обучения на курсах я стала по другому смотреть на диалог. Взаимодействие, общение его участников- одно из важнейших условий для успешности. Особое внимание уделяется мною при использовании постановки вопросов, так как здесь я являюсь инициатором контролирующей весь процесс.
Дифференцирование вопросов в соответствии с разными возможностями и разными учениками от низкого до высокого уровня, использование вопросов низкого и высокого порядка. Начинать с вопросов низкого порядка. Преимущество должно отдаваться вопросам высокого уровня. Потому что эти вопросы позволяют получить развёрнутый ответ; узнать мнения и оценки обучающихся; проверить степень понимания материала. Такие вопросы начинаются со слов: «Почему?», «Зачем?», «Каким образом?», «Как ты думаешь?», «Что бы ты сделал и почему?». На мой взгляд, дети легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, в роли которых могут выступать одноклассники. Разные виды деятельности беседа, работа в парах, группе, составление вопросов «толстых» и «тонких», тренинги и т. д способствуют хорошему развитию диалогического обучения.
Когда обучающиеся работают в группе, каждый предлагает свою идею, задают друг другу вопросы, обосновывают сказанное и стремятся достичь согласия в группе.
В этом убеждаюсь ежедневно на практике. Дети не только способны выслущать и обсудить мнения всех участников группы, спорить, соглашаться, отвергать, но прийдти к совместному единому решению. Прелесть диалога в том, что даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться, особенно если их слушают друзьм детям в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - мы часто произносим на уроке эту пословицу, которая одних заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается. А другим придает уверенность в том, что если он и допустил ошибку на уроке, - это не страшно, страшнее бездействие. Я уверена этот прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Совместная работа ученик-учитель, ученик-ученик, помогает ребятам раскрыть свои возможности. Создавая группы, мы вырабатываем правила работы и общения в них:
1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2.Выслушать мнение каждого.
3.Найти общее решение.
4.Выбрать выступающего.
Для обеспечения полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка. На своих уроках стараюсь, чтобы в диалоге участвовало как можно больше учащихся.
Не маловажное значение играет создание коллаборативной среды для успешного общения. Здесь дети в свободной форме ведут диалог, находят друзей по цвету глаз, по играм и даже по тому кто как приветствует друг друга. В диалогическом обучении важно и красивое произношение ( выдержанная интонация, правильно расставленное ударение в словах).
Самое важное – это правильно подобрать содержание диалога. Если тема захватывает, то и работа будет проходить намного живее и интереснее.
Ребята с интересом работают в парах, задают вопросы друг другу. Более сложное задание, вызывает неподдельный интерес у ребят и массу вопросов.
Очень важно, чтобы ученики в дальнейшем могли не только понять собеседника, поддержать разговор, ответить, но и развернуть диалог до хорошего полноценного общения, понимая.
Особое внимание уделяю применению информационно-компьютерных технологий на своих уроках.
Уроки становятся не просто красочными и запоминающимися, но и позволяют использовать при обучении как можно больше возможностей человеческого организма: зрение, слух, пространственное воображение.
Правила ведения диалога формируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы Они могут быть вывешаны в классе, оформлены в виде памятки:
не говорить всем сразу,
во время диалога смотреть на говорящего,
возражая или соглашаясь с человеком обращаться к нему лично,
быть толерантным,
не допускать насмешек, обидных комментариев
Только в диалогической речи может родиться само- и взаимообучение, атмосфера сотрудничества.
Не могла бы не остановиться на стратегиях развития критического мышления. Оно переплетается во всех уроках своими стратегиями.
Любое обучение немыслимо без оценивания. В своей практике использую формативное и суммативное оценивание. Учащиеся дают оценку работе группы аргументируя и подтверждая её. Работа с одаренными и талантливыми учащимися должна быть продумана поэтапно. Каждый из них рассказывает о своих достижениях, «минусах и плюсах», определяет, как достиг цели урока.
Вывод - диалоговое обучение очень эффективно, но при подготовке каждого урока нужно продумывать проблемные вопросы, вопросы для опроса и составления различных срезов, корректировать, задаваемые вопросы обучающимися и советовать им, как сделать правильно
Диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний по некоторым предметам. Выработав у ученика, способность размышлять, образование выполнит одну из важнейших задач и подготовит высокоразвитую личность, конкурентно способную и адаптированную к жизни в современных условиях.