Просмотр содержимого документа
«Учитель - герой нашего времени?»
УЧИТЕЛЬ – ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?
Медведева К.Н., учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа № 13 города Донецка», Донецкая Народная Республика
Аннотация
Каким надо быть учителю, в разное время регламентировалось разным мировоззрением, историческими событиями, задачами педагогики. Образ современного педагога — тема, которую обсуждают на государственном уровне, поднимают в художественной литературе, в произведениях искусства, обсуждают на научных конференциях.
Автор статьи ставит своей целью обозначить те компетенции, которые должны быть присущи современному учителю.
В ходе рассмотрения данного вопроса применялись такие методы исследования как наблюдение, систематизация, описание, сравнение.
В результате исследования автор статьи приходит к выводу о том, что современный педагог обязан исполнять свой гражданский и профессиональный долг, не забывая об исторической миссии — воспитать нового гражданина, который будет жить после исторических преобразований, после ухода нескольких поколений учителей, родных и близких, после смены социально-исторического, культурного фона.
Выводы, полученные в ходе исследования, являются следующими. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них. Он должен как выявлять лучшие качества, которые есть в душе каждого ребенка, так и прививать положительные качества детям, ценить своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознавали свое место в обществе, свое предназначение. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, воспитывать в нем способность принимать самостоятельные решения, прививать ребенку способность к творчеству, вырабатывать умение работать в коллективе.
Ключевые слова: образ современного педагога, задачи педагогики, компетенции, воспитание гражданина.
В каждую эпоху у общества складывалось свое представление о том, каким должен быть учитель.
Автор данной статьи делает попытку обозначить основные черты образа современного учителя, который является не схемой, не идеализированным персонажем (игры, художественного произведения, приключенческого фильма и т.д.), не типизированной личностью со множеством недостатков и стандартным, часто минимальным набором профессиональных качеств (таким учитель предстает на форумах и в соцсетях, где педагогическую деятельность обсуждают непрофессионалы).
Автор статьи обращает внимание на то, что современный педагог — это не личность с определенными, указанными в исследованиях, качествами. Это, прежде всего, личность развивающаяся, развивающая других, чувствующая изменения в мировоззрении общества, понимающая исторические реалии, во многом способная предвидеть развитие истории родного народа, интересующаяся взглядами на будущее Родины лучших её представителей во всех сферах жизнедеятельности.
Современный педагог понимает, что важно не только самому быть высококвалифицированным специалистом — важно передать опыт следующим поколениям педагогов. Ведь чтобы выработать в себе хотя бы одну компетенцию из тех, которые перечисляются в исследованиях, необходимы годы практики, регулярной работы над собой.
Обозначить компетенции, которые при правильном планировании профессиональной деятельности, передаче профессионального опыта закономерно должны появиться в образе современных учителей, — такова практическая задача данной статьи.
Поднять проблему формирования плеяды учителей, которые бы создавали семейные династии педагогов, школьные династии специалистов с преемственностью, которую бы называли легендарной традицией — вот небольшой вклад в круг современных научных проблем, на который автор статьи надеется.
В ходе рассмотрения данного вопроса применялись такие методы исследования как наблюдение, систематизация, описание, сравнение.
Ученые и педагоги говорят о том, что в современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения 1. В настоящее время мы живем в быстро меняющимся мире, в котором есть масса сложностей и неопределённостей. Такой хаотичный мир стали называть VUCA - мир. По своей аббревиатуре это означает: V – Volatility (нестабильность), U - Uncertainty (неопределенность), C - Complexity (сложность), A - Ambiguity (неясность, двусмысленность). VUCA – мир затрагивает все социальные институты общества. В связи с этим сфера образования, которая всегда считалась стабильной и ясной, также находится под этим влиянием. Поэтому сегодня необходимо пересмотреть подготовку педагогических кадров, так как именно учитель является организатором познавательной деятельности учеников2.
В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:
научную увлеченность,
любовь к своему профессиональному труду,
эрудицию,
владение предметом преподавания,
знание методики преподавания предмета,
психологическую подготовку,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение технологиями педагогического труда,
организаторские умения и навыки,
педагогический такт,
владение технологиями общения,
ораторское искусство и другие качества3.
От современного педагога ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом4.
Попробуем определить компетенции, которые должны быть присущи современному учителю.
Быстро меняющаяся геополитическая ситуация в мире, которая влечет за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, влияет на требования, которые предъявляет общество к индивиду. Это отражается на том, каким видят современного учителя:
- целеустремленным в реализации педагогических задач и чутким к обучающимся,
- настойчивым и требовательным в ходе образовательного процесса к себе и обучающимся и ненавязчивым в проявлении внимания и заботы к детям,
- наблюдательным стратегом и дипломатичным наставником,
- трудолюбивым творцом и неспешным аналитиком,
- артистичным интеллигентом и креативным выдумщиком,
- талантливым оратором и благодарным слушателем,
- эмпатичной личностью с твердыми убеждениями.
На сегодняшний день обучение во многих школах нашего региона дистанционное. Это влияет на характер образовательного процесса и на специфику общения учителей и обучающихся в образовательном пространстве. Возрастает роль дисциплины и организованности в учебном процессе, обеспечении должной мотивации к обучению со стороны педагога. «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», — говорил В. А. Сухомлинский5.
Учителю важно создать соответствующий микроклимат в классе при проведении онлайн-уроков. Это особенно актуально при дистанционном обучении в 1-х и 5-х классах. Важно сформировать у детей чувство уверенности в том, что учитель всегда откликнется, поддержит вовремя сказанным добрым словом, советом. Наставления со стороны учителя не должны быть категорическими.
Современный учитель и в дистанционном формате воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу, стремление к творчеству, силу духа. Педагогу необходимо способствовать осознанию обучающимися значения школы в их жизни и жизни общества в целом, роли знаний, ценности каждого жизненного мгновения, неповторимости личности на Земле.
Современный педагог обязан исполнять свой гражданский и профессиональный долг, не забывая об исторической миссии — воспитать нового гражданина, который будет жить после исторических преобразований, после ухода нескольких поколений учителей, родных и близких, после смены социально-исторического, культурного фона.
Учителя были героями всегда, ведь им приходилось решать современные педагогические задачи и прогнозировать результат образования на несколько поколений вперед. И сегодня историческая преемственность актуальна.
Сегодня педагог стремится воспитать такого обучающегося, который способен быть участником поликультурного диалога не только современности, но и в историческом развитии, обучающегося, понимающего связь и одновременную равнозначность временных пластов такого диалога. Однако иногда современные юные граждане в погоне за модными веяниями, эталонами перестают интересоваться историей, культурой родного народа, теряя со временем веру в себя, теряя себя как личность.
И здесь современному педагогу необходимо вовремя решить следующие задачи:
донести идею единства и сплоченности русского народа, которые являются одной из составляющих сильной страны;
доказать, что единство народного духа и вера в историческое предопределение — залог сохранения культуры народа и веры в себя каждого его индивида;
способствовать осознанию обучающимися содержательности наследия предков, ответственности предков перед потомками;
способствовать формированию личности юного современного создателя культурного пространства, участника поликультурного диалога истории, который верит в себя, свой народ, свою национальную культуру.
«Культура оказывается той формой исторического бытия, которая не исчезает одновременно с исчезновением цивилизации, а продолжает воплощать в себе смысловой универсум опыта общения, культурных контактов»6, в том числе педагогов и их воспитанников в разные исторические времена.
Профессионализм современного учителя играет важную роль в образовательном процессе. Помимо знаний по предмету, который преподаешь, методики преподавания данного предмета, знаний по психологии, любви к своей профессии педагог должен уметь научить детей самостоятельно находить необходимую информацию, приходить к научным открытиям, творить. Кроме того, «педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень»7.
Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них. Он должен как выявлять лучшие качества, которые есть в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества детям, ценить своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознавали свое место в обществе, свое предназначение. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира8.
Если быть учителем, то только таким: развивающим и развивающимся, создающим и созидающим, организованным и организующим, убеждённым и убеждающим. В наше время учитель должен быть совершенным. Л. Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»9.
Вот неполный перечень качеств, присущих современному учителю. Конечно, какие-то качества будут появляться в этом перечне со временем, какие-то компетенции, возможно, станут неактуальными. Не стоит забывать также о социальном окружении педагога. Если общество не настроено на развитие себя самого, всех сфер жизнедеятельности страны, даже самые выдающиеся педагоги не воспитают поколения достойных граждан.
1 Кириллова О.А. Современный педагог: каким его видит общество// Образовательный сайт. «Открытый урок. Первое сентября» [Электронный ресурс]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/686888; дата публикации: 19.03.2021г.
2 Оренбурова Л.В., Валеева Р.А. Образ современного педагога в контексте навыков XXI века // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6 (часть 2) [Электронный ресурс]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316
3 Кириллова О.А. Современный педагог: каким его видит общество// Образовательный сайт. «Открытый урок. Первое сентября» [Электронный ресурс]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/686888; дата публикации: 19.03.2021г.
5 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. (Глава «Как мы учились читать и писать».) [Электронный ресурс]. — URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-27.shtml
6 Паксина Е.Б. Концепция диалога в работах М. Бахтина и В. Библера / Е. Б. Паксина // Современные проблемы науки и образования. ФГБОУВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». – 2015. – №1 (часть 2) [Электронный ресурс]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19949
7 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/
8 Кириллова О.А. Современный педагог: каким его видит общество// Образовательный сайт. «Открытый урок. Первое сентября» [Электронный ресурс]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/686888; дата публикации: 19.03.2021г.
9 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. (Глава «Как мы учились читать и писать».) [Электронный ресурс]. — URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-27.shtml