kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

           Дружба и любовь в жизни Печорина.

Эпиграф: « Герой  Нашего  Времени…это портрет,  составленный из             

           пороков  всего нашего поколения»

Цели:

?осмыслить сюжетно-композиционную  роль  романа «Герой нашего времени»;

?способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей  для понимания личности  Печорина;

?провести социально-психологические  параллели  образа  Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером,  Вуличем;

? провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;

?содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

?воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Тип: урок-закрепление

 Наглядности:  портрет  М.Ю. Лермонтова,

                            роман «Герой нашего времени»,

                            интерактивная доска.

Ход урока:

Страница 2 ↓

 использование прожектора

Любая книга - умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.                    

I. Вступительное  слово учителя 

Русское общество  познакомилось  с  «длинной цепью повестей»  Лермонтова под общим названием  «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах.

– Как же  приняли роман читатели  XIX века?

Страница 7 ↓

Портреты, иллюстрация Москвы XIX века

Николай I находил роман « отвратительным», « показывающим  большую испорченность автора».

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нём клевету на русскую действительность.

Профессор  С.П. Шевырёв  стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г. Белинский, отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

А что же автор? Ко второму  изданию «Героя нашего времени»  М.Ю. Лермонтова пишет « Предисловие», в котором настаивал на том, что  « Герой  Нашего  Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет,  составленный из пороков  всего нашего поколения, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе. 

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Моё отношение к роману (как читателя XX века)

-А как же вы, читатели XXI века, восприняли это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какой эпизод вам больше всего запомнился?

 II. Кто рассказывает историю Печорина?

Страница 7

использование пера

1. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался

в « странностях » своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.

2.Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максим Максимыча. Печорина  «…видел…только…раз…в жизни на большой дороге». Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, хотя оно не является исчерпывающим.

3. И наконец, повествование переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного.

III. Задания по группам (для анализа ключевых эпизодов класс разделить на 4 группы)

IV. Дружба в жизни Печорина.

Страница 9, 10, 11, 12 ↓

1-ая группа.  Печорин и  Максим Максимыч.

1.Перечитайте монолог  Печорина из главы «Бэла»  со слов « у меня      несчастный характер». Почему исповедь  Печорина удивила Максим Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

2. Перечитайте сцену встречи  Печорина с Максимом  Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передаётся взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3.Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч  относятся друг к другу?  Как образ  Максим  Максимыча оттеняет образ Печорина? 

2-ая группа.  Печорин и  Грушницкий.

1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным  и  Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен  Печорину и почему этого не замечали окружающие?

 2. Дайте оценку поведению Печорина  и  Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

 3. Какова  композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа.  Печорин и  Вернер.

1.Перечитайте диалог Печорина  и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

 2. Перечитайте записку Веры к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-ая группа.  Печорин и  Вулич.

1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным  и  Вуличем. Почему  Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? 2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич  всё-таки погибает, а Печорин остаётся жив? В чём художественный смысл такой авторской позиции?

3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

V. Заполнение  схемы.

Страница 13 ↓

-Умеет ли Печорин дружить?

VI. Любовь в жизни Печорина.

Страница 14, 15, 16, 17 ↓

1-ая группа.  Печорин и  Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину?  В чём своеобразие её чувства? Почему она вначале отвергает любовь  Печорина?

2. Какими способами  Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он её на самом деле?

3.Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-ая группа.  Печорин и  девушка-ундина.

1.Как  Печорин рассуждает о внешности  девушки-ундины и как это характеризует его самого?

 2. Перечитайте сцену схватки  Печорина с девушкой в лодке. В чём девушка-ундина превосходила  Печорина  и  в чём ему уступала?

3. Какова  композиционная роль  её образа?

3-я группа.  Печорин и  Мери.

1. Перечитайте  сцену переправы Печорина  и  Мери через горную речку. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным?  Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену  объяснения Печорина  и  Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он всё-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков  композиционный смысл  образа Мери?

4-ая группа.  Печорин и  Вера.

1. Проанализируйте сцену  встречи Печорина и  Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

 2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод  погони за Верой.  Каким мы видим Печорина в оценке Веры?

3.Как  образ  Веры помогает понять характер  Печорина?

VII. Заполнение  схемы.

Страница 18 ↓

-Умеет ли Печорин любить?

VIII. Дайте характеристику Печорина. 

         В чём трагизм судьбы Печорина?

IX. Выводы.

 Трагическая обречённость в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои способности для пользы и вянет без борьбы. Там, где он появляется, он несёт смерть, разрушение. Это была не история одного Печорина, всего поколения Николаевской России.

 X.Рефлексия.

Стихотворение «Дума» (отрывок)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

 В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов  и  поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

XI.Тестирование (20-27 страницы)

XII. Домашнее  задание:

1.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

2.Восстановите фабулу.

3. Почему автор нарушает  хронологию событий?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio) »













Буралкина Раш Абаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ № 41





Средняя школа №41











«Что за прелесть эти сказки!»

«Иван - царевич и Серый волк»

5 класс









Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.













Караганда









Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

«Иван - царевич и Серый волк»



Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»



Цели:

●рассказать об одном из видов устного народного творчества;

● показать ребятам (на примере народной сказки) прелесть чтения;

● формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование чтения учащихся;

● развивать речь, мышление, внимание, память;

●обогащать словарный запас;

●воспитывать усидчивость, трудолюбие.



Тип: изучение нового материала



Наглядности: интерактивная доска, выставка книг, сказка «Иван – царевич и Серый волк», аудиозапись.







Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

III. Вступительное слово учителя

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.

Страница 3

IV. Опережающее задание:

1.Какие жанры сказок вы знаете?

Страница 4 ↓

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов. Действуют реальные герои. Бытовые сказки кратки. Основными героями бытовых сказок являются бедные люди, солдаты.

В волшебных сказках перед читателем возникает особый таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. В ней обыкновенный ковер превращается в ковер-самолет, Баба-Яга летает на ступе. Сказки о животных считаются самым древними. Действующими героями являются дикие звери или домашние животные: лиса, волк, медведь, собака и даже насекомые. В сказках они обладают такими же качествами, что и люди.

Страница 5

Схема с закрытыми окнами

2. В чем сходство и различие народных и литературных сказок?

Страница 6 ↓

Вендиаграмма

V. Чтение первой главы сказки

Страницы 7,8,9

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы к I главе:

1. Как стерегли сад старший и средний сыновья?
2. Что удалось сделать Ивану-царевичу?

3.Какую характеристику можно дать всем сыновьям по первой части сказки?

Страница 10

использование пера

VI. Чтение второй главы сказки

Страницы 11, 12 ↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы ко II главе:

1. Прочитайте разговор Серого волка и Ивана-царевича в лицах

2.Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

3. Почему Иван-царевич не смог забрать коня златогривого?

VII. Чтение третьей главы сказки

Страницы 14, 15, 16↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы к III главе:

1.Что случилось с Иваном-царевичем на пути домой?

2.Как вы относитесь к поступку братьев Ивана?

Страница 17 ↓

использование пера

VIII. Чтение четвертой главы

Страница 18↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»



IX. Сказочные слова и выражения:

Страница 19 ↓

использование пера

Долго ли, коротко ли – …

Откуда ни возьмись – …

Мамушки-нянюшки – …

Живая и мертвая вода – …

Жить-поживать да горя не знать - …



X. Работа по картине (опережающее задание):

Страница 20 ↓

Картина И. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Картина написана по сюжету русской народной сказки «Иван – царевич и Серый волк». На картине изображен побег Иван – царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Берендею. Васнецов использовал темные цвета, так как всадники мчались по темному ночному лесу, их преследуют. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.



XI. Решение кроссворда

Страница 21 ↓

вопросы кроссворда и ответы с закрытыми окнами








XII. Домашнее задание:

1.Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки. Попробуйте сделать рисунки к сказке.

2.Озаглавьте каждую часть сказки. Подготовьте пересказ, используя сказочные слова и выражения.



XIII. Рефлексия

1.Какую роль хотелось бы вам сыграть, если бы участвовали в школьном спектакле?

2.Понравился ли вам урок?

3.Что вам больше всего запомнилось?





Средняя школа №41











М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.









Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.







Караганда





Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.



Эпиграф: « Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из

пороков всего нашего поколения»



Цели:

●осмыслить сюжетно-композиционную роль романа «Герой нашего времени»;

●способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

●провести социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем;

● провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;

●содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

●воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Тип: урок-закрепление

Наглядности: портрет М.Ю. Лермонтова,

роман «Герой нашего времени»,

интерактивная доска.













Ход урока:

Страница 2 ↓

использование прожектора

Любая книга - умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

I. Вступительное слово учителя

Русское общество познакомилось с «длинной цепью повестей» Лермонтова под общим названием «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах.

– Как же приняли роман читатели XIX века?

Страница 7 ↓

Портреты, иллюстрация Москвы XIX века

Николай I находил роман « отвратительным», « показывающим большую испорченность автора».

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нём клевету на русскую действительность.

Профессор С.П. Шевырёв стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г. Белинский, отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

А что же автор? Ко второму изданию «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова пишет « Предисловие», в котором настаивал на том, что « Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Моё отношение к роману (как читателя XX века)

-А как же вы, читатели XXI века, восприняли это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какой эпизод вам больше всего запомнился?

II. Кто рассказывает историю Печорина?

Страница 7

использование пера

1. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался

в « странностях » своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.

2.Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максим Максимыча. Печорина «…видел…только…раз…в жизни на большой дороге». Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, хотя оно не является исчерпывающим.

3. И наконец, повествование переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного.

III. Задания по группам (для анализа ключевых эпизодов класс разделить на 4 группы)









IV. Дружба в жизни Печорина.

Страница 9, 10, 11, 12 ↓

1-ая группа. Печорин и Максим Максимыч.

1.Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов « у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максим Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передаётся взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3.Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максим Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-ая группа. Печорин и Грушницкий.

1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер.

1.Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

2. Перечитайте записку Веры к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-ая группа. Печорин и Вулич.

1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? 2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич всё-таки погибает, а Печорин остаётся жив? В чём художественный смысл такой авторской позиции?

3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

V. Заполнение схемы.

Страница 13 ↓

-Умеет ли Печорин дружить?

VI. Любовь в жизни Печорина.

Страница 14, 15, 16, 17 ↓

1-ая группа. Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чём своеобразие её чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он её на самом деле?

3.Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-ая группа. Печорин и девушка-ундина.

1.Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чём девушка-ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала?

3. Какова композиционная роль её образа?

3-я группа. Печорин и Мери.

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он всё-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-ая группа. Печорин и Вера.

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры?

3.Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

VII. Заполнение схемы.

Страница 18 ↓

-Умеет ли Печорин любить?



VIII. Дайте характеристику Печорина.

В чём трагизм судьбы Печорина?

IX. Выводы.

Трагическая обречённость в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои способности для пользы и вянет без борьбы. Там, где он появляется, он несёт смерть, разрушение. Это была не история одного Печорина, всего поколения Николаевской России.

X.Рефлексия.

Стихотворение «Дума» (отрывок)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

XI.Тестирование (20-27 страницы)



XII. Домашнее задание:

1.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

2.Восстановите фабулу.

3. Почему автор нарушает хронологию событий?









Средняя школа №41











И.С. Тургенев «Записки охотника»

Рассказ «Бирюк»

( Комплексный анализ прозаического произведения)













Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.









Караганда







Тема: И.С. Тургенев «Записки охотника»

Рассказ «Бирюк»

( Комплексный анализ прозаического произведения)


Эпиграф: « В крепостном крестьянине И.С. Тургенев показал человека,

который так же, как и все люди имеет человеческие права».

Цели:

●научиться делать комплексный анализ прозаического произведения;

●помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором;

●показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура; уделить внимание формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно - следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать;

●способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией и развитию творческого мышления.



Проблема урока:

●как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.













Ход урока

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов IX века, коим является И.С. Тургенев, и его рассказом «Хорь и Калиныч», который входит в сборник «Записки охотника».

Проверка домашнего задания:

Страница 4-6 ↓

1. Почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

2. Что вы узнали о людях и их жизни в Орловской и Калужской губерниях?

3. Что общего и в чём различие между Хорем и Калинычем?

Страница 7 ↓

Вендиаграмма

4. Какой художественный приём использует автор?

Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим ещё один рассказ И.С. Тургенева. Это рассказ « Бирюк». А начнём мы с истории создания рассказа «Бирюк». (сообщение ученика)

Чтобы вспомнить содержание текста, прослушаем запись отдельных моментов.

Страница 8↓

Аудиозапись

Обратимся к сюжету этого рассказа. Для этого вспомним литературные термины: сюжет и фабула.

Страница 9↓

инструмент шторки.

- Совпадают ли сюжет и фабула в этом произведении?

- Определите основную тему рассказа.

Как же проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям?

Бирюк - главный герой рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор даёт нам портрет героя.

1 группа. Портрет.

Кто такой бирюк? (по Далю)

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его себе представляете.

(используйте свои рисунки)

3. Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

Портрет. Описание Бирюка по тексту.

Страница 11↓

инструмент шторки, использование пера.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения.

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к тексту.

2 группа. Интерьер.

1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Страница 13↓

инструмент шторки, использование пера.

3 группа. Пейзаж.1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С. Тургенев через описание природы?

Страница 15, 16↓

Чтение отрывков «Перед грозой» и «Гроза»

Аудиозапись

Изобразительно-выразительные средства: олицетворения и эпитеты

Страница 17↓

использование пера

Речь и поведение героя:

1. Что говорят в деревне о Бирюке?

2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник-охотник, лесник – мужик - «вор».

3. Что вы узнали о герое по его речи?

4. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Вопросы:

Ожидали вы такой развязки?

Почему Бирюк всё-таки отпускает мужика?

Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт. Конфликт может внешним и внутренним.

Страница 18↓

использование пера

Что вас удивило? Почему вдруг хороший человек назван таким «злым» словом?

Выводы: И.С. Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. В.Г. Белинский писал, что Тургенев « зашёл к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил».

Домашнее задание:

1.Какая мысль звучит во всех произведениях сборника « Записки охотника»? 2. Подготовьте выразительное чтение «Стихотворений в прозе».

3.Попытайтесь перевести одно из них на казахский язык.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Буралкина Раш Абаевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства