Изучение проблемы воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально в наши дни, так как ежегодно всё большее число детей-сирот находят свои новые семьи, активно развивается профессиональное замещающее родительство – приемная семья, увеличивается число усыновленных детей, стабильны в своих высоких показателях опека и попечительство.
Из 32 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, больше половины воспитываются в семьях. И что? Нет проблем? Есть проблемы. К одной из таких проблем хотелось бы привлечь ваше внимание: проблема школьной жизни приемных детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудности в обучении приемных детей»
Трудности в обучении у приемных детей.
Изучение проблемы воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально в наши дни, так как ежегодно всё большее число детей-сирот находят свои новые семьи, активно развивается профессиональное замещающее родительство – приемная семья, увеличивается число усыновленных детей, стабильны в своих высоких показателях опека и попечительство.
Из 32 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, больше половины воспитываются в семьях. И что? Нет проблем? Есть проблемы. К одной из таких проблем хотелось бы привлечь ваше внимание: проблема школьной жизни приемных детей.
Давайте проанализируем, как в обществе представляют ребенка-сироту, принятого в новую семью? «Отягощенная наследственность», «социально-педагогическая запущенность», «трудный ребенок», «забитый сиротка» - вот малая толика определений, которые мы с вами можем дать, характеризуя такого ребенка. Давайте охарактеризуем его новую замещающую семью: «зачем им это было надо?», «мало своих проблем – так они ещё одну на себя взвалили!», «то же мне, макаренки нашлись!». Оптимизма маловато…
Поскольку школа – своеобразное общество в миниатюре, ей также свойственно настороженное отношение к приемным семьям и к ее ученикам - приемным детям.
Проблемы школьной жизни усыновленных детей, в принципе, немногочисленны и минимальны, поскольку усыновляют у нас маленьких детей, и у усыновителей есть возможность подготовить ребенка к школе, даже при наличии каких-либо трудностей в этой подготовке. Другое дело, когда речь заходит о воспитанниках приемных семей: приемный ребенок, как правило, имеет за плечами большой негативный семейный опыт и опыт неуспешного школьного обучения. Тем не менее, поступив в новую замещающую семью, ребенку полагается посещать школу. Готова ли к этому школа? Многие приемные родители с горечью говорят о трудных учебных буднях приемных детей, некоторые заявляли о нежелании учителей учитывать обстоятельства жизни приемного ребенка и других негативных проявлениях.
Исследование данной темы позволяет делать выводы, что основной причиной неуспеваемости таких детей является не столько недостаточная сформированность мотивов учения, сколько «социальное клеймо» неуспешности. И педагоги, и одноклассники зачастую больше ждут проблем, чем успехов от таких детей. Всё это приводит к нежеланию ребёнка участвовать в учебной деятельности и практически смиряет с неуспехом и неспособностью. Коллектив, видя неуспевающего ученика, из-за которого возникают трудности на уроке с дисциплиной, отказывается принимать его в свою деятельность, не желает общаться с ним, а так же не поручают и не доверяют никаких заданий. При всей сформированности у такого ученика познавательных процессов и способностей к обучению, такое стечение обстоятельств может привести к школьной дезадаптации, затем к потере всякого интереса, а затем и вовсе к нежеланию посещать школу.
Чтобы на начальном этапе исправить проблемы, не допустить дезадаптацию ребёнка, необходимо поддерживать позитивный контакт между школой и семьей ради достижения единой цели – помочь успешно адаптироваться к школе ребенку из приемной семьи!
Помните – «аффект тормозит интеллект». Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в вашей семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
«Не сравнивать с другими». Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности, главное их вовремя рассмотреть.
«Терпение», Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда значит «хорошо». Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым.
«Разумные нагрузки». Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Посоветуйтесь со специалистами (педагог, психолог), разработайте индивидуальную гибкую систему занятий с вашим ребенком. Приготовление уроков «до ночи» - не бывает продуктивным!
«Хвалить за усилия, а не за результат». В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этому – наверное, основная задача.
«Верить в ребенка». Вера родителей и педагогов в ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха.
Очень хочется, чтобы школа по-доброму относилась к приемным детям и их приемным родителям. Приемные дети не лучше и не хуже других, они чуточку особенные. И не известно, как бы сложилась жизнь самой взыскательной учительницы, пройди она примерно такой же недетский путь. Приемные родители готовы и конструктивно настроены на диалог с педагогами, вот только «сдавать экзамены» и оправдываться им совсем не хочется. Если мы начнем создавать условия для своеобразного «вычеркивания» приемных детей из школьной жизни, поверьте, ответная реакция не заставит себя долго ждать. И проявления реакции будут неуправляемы – рост преступности, семейного неблагополучия, социального сиротства. Один опытный социальный педагог как-то сказал: «Сегодня не поможем сироте стать на ноги, завтра он опустит нас на колени…»