kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы и структура уроков по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы и структура уроков по ФГОС»

Типы и структура урока по ФГОС


« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • -резко возросла информированность детей;

  • -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • - ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.


Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача;

- учебные действия;

- действия самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).

Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).


Таким образом одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков. Наиболее проработанными считаются типологии Т.И. Шамовой, и Л.Г. Петерсон.


Т.И. Шамова выделяет следующие типы уроков:

  1. Урок изучения новых знаний и способов действий;

  2. Урок закрепления знаний и способов действий;

  3. Урок комплексного применения знаний и способов действий;

  4. Урок обобщения и систематизации знаний;

  5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.


  1. Урок изучения новых знаний и способов действий

Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Организация начала урока:

  • Проверка домашнего задания

  • Подготовка учащихся к усвоению

  • Изучение нового материала

  • Первичная проверка усвоения знаний

  • Первичное закрепление знаний

  • Контроль и самопроверка знаний

  • Подведение итогов урока

  • Информация о домашнем задании

  1. Урок закрепления знаний и способов действий;

Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.

  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

  • Пробное применение знаний

  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.

  1. Урок комплексного применения знаний и способов действий;

Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.
Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

  • Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний;


Вид учебных занятий:

семинар, конференция, круглый стол.
Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

  • Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

  • Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

  • Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)

  • Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

  • Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

  • Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

  • Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

  1. Комбинированный урок

  • Организационный этап

  • Этап проверки домашнего задания

  • Этап всесторонней проверки знаний

  • Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

  • Этап усвоения новых знаний

  • Этап закрепления знаний

  • Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению



Типы уроков, предложенные педагогом-методистом Л.Г. Петерсон.

  1. Урок открытия «нового знания»

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

  1. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура технологических карт содержит этапы урока, составленные с учетом типа урока:

Организационный этап, предполагающий деятельность учителя по проверке готовности к уроку класса, учащихся и сообщение темы урока; учащиеся должны также проверить собственную готовность к уроку, настроиться на восприятие нового материала.

Целеполагание и мотивация, предполагающий деятельность учителя по формированию умения целеполагания: активизация учащихся с помощью вопросов, игровых заданий (загадки, пословицы), используя словарь темы, представленный в рабочей тетради учащегося.

Формируется осознанное целеполагание.

Актуализация. Учитель актуализирует знания учащихся по изучаемой теме, обращаясь к жизненному опыту учащихся, ранее усвоенному материалу. Задачи, стоящие перед учителем: подготовить мышление учащихся к усвоению нового материала, проанализировать совместно с учащимися учебную ситуацию, выявить умения, способы усвоения материала соответствующие теме изучаемого и смоделировать этапы изучения нового материала. Формируется умение анализа учебной ситуации и моделирования, рефлексия цели урока.

Организация познавательной деятельности предполагает деятельность учителя по обучению учащихся умениям структурировать, составлять план изучения темы.

Формируется планирование, рефлексия цели урока и моделирования.

Применение знаний и умений, предполагающий организацию деятельности учащихся по применению знаний в ходе практической работы, проектирования, составления инструкционных карт, эскизов и так далее.

Формируется деятельностный компонент самоорганизации учебной деятельности: волевая регуляция, самокоррекция, самооценка, рефлексия целеполагания, планирования, целеудержание.

Контроль усвоения знаний. Учитель на данном этапе проверяет усвоение знаний учащимися, используя разные формы (индивидуальная и групповая, в парах) и способы работы: тестирование, опрос, выполнение разноуровневых заданий.

Дифференцированное домашнее задание определяется учителем совместно с учащимися: учащиеся должны выявить собственные затруднения, возникшие при изучении темы и определить, какие пробелы в знаниях необходимо восполнить.

Рефлексия предполагает создание учителем условий для деятельности учащихся по выявлению собственных затруднений в изучении темы, причин затруднений и определению возможного решения проблемы (дифференцированное домашнее задние).

Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение проекта. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по применению знаний и умений.

Формируется и оценивается деятельностный компонент: результат выполненного (грамотность, владение терминологией, осознанность, качество) и процесс выполнения (самостоятельность, инициативность, творческий подход); волевая регуляция, самооценка, самокоррекция, рефлексия цели и плана выполнения проекта.

Консультирование. Учитель консультирует учащихся (по запросу) по вопросам реализации и защиты проекта. Формируется и оценивается самоорганизация учебной деятельности как интегративное регулятивное УУД.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Защита проекта. Учитель организует выступление учащихся по защите собственных проектов, оценивание проектов одноклассницами. Формируется и оценивается умение самооценки, рефлексии.

Таким образом, конструирование образовательного процесса в форме технологической карты позволяет сделать работу учителя педагогически технологичной: представить темы разделов в виде целостной системы уроков, взаимосвязанных по этапам обучения (целевому, планировочному, содержательному, деятельностному, контрольному, рефлексивному). Планирование конечных результатов позволяет выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что в целом дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.


Структура урока по ФГОС предполагает следующие этапы:

1. Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Первичное закрепление

    • в знакомой ситуации (типовые)

    • в изменённой ситуации (конструктивные)

  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Актуализация знаний.

    • с целью подготовки к контрольному уроку

    • с целью подготовки к изучению новой темы

  5. Применение знаний и умений в новой ситуации

  6. Обобщение и систематизация знаний

  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Обобщение и систематизация знаний

    • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

  5. Применение знаний и умений в новой ситуации

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление

  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  9. Рефлексия (подведение итогов занятия)




Педагогика начала с того, чтобы научить ребенка предупреждать ошибки, дав ему

определенные знания, умения и навыки для решения частных задач. Однако практически

невозможно дать уроки на все случаи жизни. Впрочем, это и не нужно, важнее научить

детей действовать в ситуации неопределенности, не пасовать, не паниковать, а

размышлять, анализировать ситуацию, планировать, осуществлять действия и3

контролировать, оценивать свой способ действия и его результат. Формирование

перечисленных учебных действий и является основным содержание урока в системе

развивающего образования











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы и структура уроков по ФГОС

Автор: Клементьева Наталья Анатольевна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Примерная структура урока каждого типа урока по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "primiernaia-struktura-uroka-kazhdogho-tipa-uroka-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "303481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457528340"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Типа уроков и их структура по ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(39) "tipa_urokov_i_ikh_struktura_po_fgos_noo"
    ["file_id"] => string(6) "412764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493730075"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Типы уроков ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(20) "tipy-urokov-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "183424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425877498"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карт с дидактической структурой урока по математике. "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-kart-s-didaktichieskoi-strukturoi-uroka-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "105314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402841034"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Типы уроков, проводимых в соответствии с системно-деятельностным подходом, их структура"
    ["seo_title"] => string(80) "tipy_urokov_provodimykh_v_sootvetstvii_s_sistemno_deiatelnostnym_podkhodom_ikh_1"
    ["file_id"] => string(6) "609044"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654543803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства