kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы уроков, проводимых в соответствии с системно-деятельностным подходом, их структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль
теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы
предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как
синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности
учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое
действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре
ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения
выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
 Тип "урок усвоения новых знаний".
 Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
 Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
 Тип "урок обобщения и систематизации".
 Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
 Тип "урок коррекции ЗУН".
 Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов
уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
 Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
 Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение,
урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
 Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция,
семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама,
телемост, диспут.
 Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие,
ученый совет, суд.

 Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые
игры.
 Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
 Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по
ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от
поставленных целей для конкретного урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
 Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие
методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя
используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый
распространенный прием пассивных методов — лекция.
 Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные
участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель =
ученик.
 Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых
ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных
методов, как более действенных и эффективных.
 Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально
приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию,
предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных
решений.
 Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной
ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод
объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы
обучения по ФГОС.
 Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной
ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через
анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
 Метод развития критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического
(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике
предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов
вызова, осмысления и размышления.
 Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в
форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
 Исследовательский метод перекликается с проблемным методом
обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача

учеников — организовать исследовательскую работу по изучению
проблемы.
 Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в
дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется
темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их
выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
 цели обучения;
 уровня подготовленности учащихся;
 возраста учащихся;
 времени, отведенного на изучение материала;
 оснащенности школы;
 теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые
помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков, проводимых в соответствии с системно-деятельностным подходом, их структура»

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль

теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы

предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как

синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности

учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое

действие, шаг реализации метода.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре

ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения

выбираются свободно.

Типы уроков по ФГОС

 Тип "урок усвоения новых знаний".

 Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".

 Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).

 Тип "урок обобщения и систематизации".

 Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".

 Тип "урок коррекции ЗУН".

 Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов

уроков, соответственно — и форм проведения.

Классификация форм уроков

 Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

 Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение,

урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

 Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция,

семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама,

телемост, диспут.

 Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие,

ученый совет, суд.



 Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые

игры.

 Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

 Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по

ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от

поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

 Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие

методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя

используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый

распространенный прием пассивных методов — лекция.

 Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные

участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель =

ученик.

 Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых

ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных

методов, как более действенных и эффективных.

 Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально

приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию,

предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных

решений.

 Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной

ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод

объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы

обучения по ФГОС.

 Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной

ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через

анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

 Метод развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического

(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике

предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов

вызова, осмысления и размышления.

 Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в

форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

 Исследовательский метод перекликается с проблемным методом

обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача



учеников — организовать исследовательскую работу по изучению

проблемы.

 Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в

дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется

темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их

выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

 цели обучения;

 уровня подготовленности учащихся;

 возраста учащихся;

 времени, отведенного на изучение материала;

 оснащенности школы;

 теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые

помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Тонеев Михаил Анатольевич

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства