;Основными показателями качества процесса обучения являются оценка и отметка. Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учету достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические сведения об оценивании знаний уч-ся»
Теоретические сведения об оценивании знаний уч-ся.
Основными показателями качества процесса обучения являются оценка и отметка. Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учету достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки.
Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Под оценкой понимают характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – это значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Оценка основывается на данных информации, имеющейся в наличии, и результатах проведенного контроля. Понятия «оценки» и «отметки» достаточно близки, но не идентичны. Оценка – понятие более широкое и более емкое, так как оно выражает качественное состояние подготовленности ученика, в то время как отметка дает лишь условную количественную его характеристику.
Отметка – это результат оценочного рассуждения, выраженная баллом. Школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования.
Оценка знаний, как показатель качества обучения, является одним из самих опорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Данный вопрос вызывает в практике работы учителей-предметников много затруднений, хотя и является сильным стимулирующим средством для учащихся и имеет большое воспитательное значение при условии, если она имеет правильное применение в условиях педагогического процесса. В действительности оценка в образовательной системе должна характеризовать только знания учеников. Она не должна представляться наградой или средством наказания. Кроме того, оценки должны выставляться по возможности объективно. Неприемлемым считается как завышение оценок, так и чрезмерная строгость. Общие критерии при оценивании знаний учащихся содержатся в программах, устанавливающих объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащихся по данному предмету в каждом конкретном классе. Нормативы оценок должны носить четко-определенный характер, так как соотносятся с конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам. При выставлении оценок за четверть важнейшую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учеником. Оценку нельзя выставлять как некое среднее арифметическое, учителем непременно должны учитываться следующие требования к знаниям учащихся:
1) самостоятельность мышления;
2) систематичность знаний;
3) активность;
4) степень раскрытия материала;
5) требовательность;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Оценки и отметки – неотъемлемая составная часть учебного процесса.
Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.
Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.
Оценка учителя оказывает большое влияние на взаимоотношение между учителем и учеником.
Контроль и оценка служат делу подготовки к жизни.
Оценивание знаний уч-ся влечет за собой учет успеваемости. Учет успеваемости – это неотъемлемая сторона учебного процесса. Формой мониторинга успеваемости служит классный журнал. Мониторинг выставления отметок в классный журнал позволяет определить степень личностного отношения педагога к достижениям учащихся
Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, т. е. умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносит в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служит средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности, преодоления второгодничества.
Проверяя усвоение материала школьниками, учитель заботится о прочности его запоминания, о развитии памяти, воспитании у них привычки к работе. Учет успеваемости, следовательно, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Учет помогает ученикам заставить себя выполнять определенные действия, что содействует тем самым воспитанию воли.
В педагогике существует мнение, что желание получить высокие баллы обязательно порождает погоню лишь за отметками и безразличие к самим знаниям. Это имеет место лишь при неправильной постановке учета успеваемости, в условиях преувеличенного внимания к оценкам со стороны родителей, учителей, когда оценки используются в качестве приманки или угрозы для ученика. Если же оценка будет естественным следствием нормально протекающего процесса обучения, учет успеваемости не может вызвать такого неправильного к нему отношения детей.
Учет успеваемости организует также и работу учителя. По мере совершенствования методов и форм обучения отметки все более становились показателями педагогического мастерства учителя и стали играть все большую роль в повышении учителем качества своей работы.
В результате, при надлежащем проведении процесса учета успеваемости учитель наиболее правильно оценивает успехи учащихся, создает у них стремление к совершенствованию знаний, способствует их умственному и нравственному развитию.
Существуют следующие виды учета успеваемости учащихся
Текущий учет – это вид учета, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание. Учитель непрерывно ведет учет результатов, опираясь на регулярные текущие свои наблюдения за работой учащихся.
Тематический учет. Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других тем, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.
Периодический учет. Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки.
Заключительный учет. Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.
Методы проверки знаний, умений и навыков – это когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчета в освоении изучаемого материала и оценивать уровень усвоенного у каждого ученика.
Различают несколько проверок знаний: устная, письменная и практическая.
Устная проверка. Еще не так давно в школе преобладающим методом проверки знаний был индивидуальный опрос, занимавший до 40 % времени на каждом уроке.
Письменная проверка. Главное назначение письменной (и графической) проверки – это выявление степени овладения учащимися умениями и навыками по данному предмету. Также она позволяет судить и о качестве знаний – их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике, дает возможность в короткий период одновременно проверить всех учащихся класса.
Практическая проверка. Здесь проверяется умение учащихся применять теоретические знания на практике. Проверочные задания практического характера – это задания, требующие проведения опыта, измерения, трудовых операций.
Оценка результатов деятельности играет большую роль в различных сферах общественной и личной жизни людей.
Основными принципами оценивания знаний учащихся явл
Принцип объективности;
Принцип конкретности;
Принцип систематичности;
Принцип стабильности
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»?
Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся. Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости. В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.
Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся.
Приведем некоторые из них.
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.
При проверке качества освоения темы или его отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны. Все эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо опирается на методическую литературу, которой на данный момент появляется достаточно много.
2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.
3. Игнорирование учителем условий работы в классе.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто, ведя уроки в нескольких классах на параллели, учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.
4. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:
Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»). Достаточно часто, если ученик попал у учителя в так называемую группу «слабых», ему сложно переместиться в группу «средних», и уж тем более «сильных».
Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.
Избегание педагогами «крайних отметок» (например, 2 и 5).
Личные качества учителя, его отношение к конкретному ребенку.
Можно предлагать разные пути решения проблемы объективизации процесса оценивания, обозначим два из них.
Первый путь — это переход на проведение оценки качества знаний с помощью тестов. Лучше, если это будет происходить с использованием средств ИКТ.
Второй путь — вынесение оценивания за рамки отношений «учитель-ученик». Достаточно сложно добиться полностью объективного оценивания учителю, который преподает это предмет. Поэтому предлагается предоставить право оценивать качество знаний учащихся на каждом уроке специальными структурами, которые должны быть созданы в школе.
Оба варианта достаточно сложны для исполнения. Справиться со всеми этими проблемами силами отдельно взятого учителя, даже одного учебного учреждения, достаточно сложно. Что же может сделать конкретный учитель? Наверное, начать с себя.
Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок – в этом и состоит одна из основных проблем, которая определяет актуальность изучения процесса оценивания
Учебные достижения учеников это не только знания, полученные ими в процессе изучения той или иной дисциплины, но и умения и навыки, которые не отделены от носителя и не обобществлены в информационной среде. Их контроль является важной проблемой теории и практики обучения. Собственные знания человека - результат процессов его индивидуального познания, включая обучение. Поэтому так важно помимо текущих оценок создать условия для итогового становления учебных достижений школьников.
Однако, стоит отметить, что проблема оценки знаний учащихся не утратила своей актуальности и сегодня. Изменение содержания, форм и методов обучения, увеличение роли самостоятельной работы воспитанников, возможность их широкого доступа к источникам информации не могли не изменить отношение к особенностям контроля результатов учебной деятельности и учащихся так и учителей.
С целью выявления оценивания знаний администрацией посещались уроки учителей. Следует отметить, что не всегда учителя оценивают знания учащихся. Выставив отметку ученику учитель считает, что он оценил знания учащихся. Хотя зачастую уч-ся не знает, за что он получил отметку. Учитель и уч-ся на уроке преследуют 2 разные цели. Цель учителя: развивать интерес к своему предмету и показать необходимость его изучения, цель ученика: получить положительную отметку, во-вторых, когда ребенок приходит домой, ведь у родителей один вопрос: "Какую отметку получил?", они не спрашивают, понял ли он новую тему, тем самым показывая ему значимость того, что стоит у него в дневнике. Для решения данных проблем, нужно изменить отношение к образовательному процессу не только ученикам, но и родителям, в этом им может помочь только учитель
Вопросы к анкетированию (анализ)
Где вы любите отвечать во время урока: у доски , с места?
Что вы испытываете, когда получаете положительную оценку?
( радость, гордость, удовлетворение, чувство уверенности в себе и др)
Что вы испытываете, когда получаете отрицательную оценку?
( злость, меняется настроение, расстраиваюсь, грусть, все равно, обида на себя, как исправить и др)
Что для вас важнее : оценки или знания?
Справедливо ли учителя выставляют отметки? (да, нет, когда-как, не совсем)
Кого чаще спрашивают на уроке? ( отл, хор, троеш, двоеш)
Совпадает ли самооценка твоих знаний с оценкой учителя? (выше оценки учителя, ниже оценки учителя, совпадает)
Мне нравится, когда меня хвалят за отметки, за успехи в учебе, за способности и др
Моя цель на уроке: усвоить что-то новое, получить хорошую оценку, слушать и понимать учителя и др
Предложите, как бы вы хотели, чтобы оценивались ваши знания.
Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных
представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок – в этом и состоит одна из основных проблем, которая определяет актуальность изучения процесса оценивания.
В завершении каждый учитель должен ответить себе на вопрос: Какие дети учатся успешнее – у которых есть способности к моему предмету или от которых я жду проявления способностей?
Постановление:
Администрации школы
при посещении уроков отслеживать качество и объективность оценивание знаний учащихся (постоянно)
Провести повторный административный контроль по оцениванию знаний учащихся (февраль)
Заслушать на совещании при директоре отчеты учителей 1 и высшей категории по оцениванию знаний учащихся (март)
в целях объективного оценивания знаний учащихся провести контрольные срезы в 5-11 кл (февраль), в 1-4 кл (март)
отметить положительную работу по оцениванию знаний учащихся Жеребцовой Т.В, Шинкиной Н.В., Карпухиной Н.И, Жумабековой К.Б, Бяковой Е.В.
Учителям-предметникам
при оценивании знаний учащихся на уроках использовать разнообразные формы и виды контроля
использовать при оценивании знаний развернутую содержательную оценку
включать уч-ся в оценочную деятельность, обучать их умению оценивать свою работу, работу одноклассников
провести мастер-класс по оцениванию знаний уч-ся Жеребцовой Т.В
.( февраль)
Психологу
провести диагностику по ШТУР во всех классах
по итогам диагностики подготовить рекомендации для кл рук
Кл рук
взять на особый контроль выставление учителями-предметниками оценок в дневниках уч-ся
постоянно доводить до сведения родителей информацию об успеваемости уч-ся
посещать консультации психолога с целью ознакомления с результатами диагностического исследования и рекомендациями по устранению западающих моментов в развитии уч-ся