ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ
Интерактивность средств информатизации образования – это активное взаимодействие учителей и учеников с этими средствами. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ»
Ковалев Сергей Алексеевич,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района Волгограда»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ШКОЛЕ
Понятие «интерактивная доска». Особенности использования интерактивной доски в школе
На современном этапе большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.
Рассмотрим подробно свойство «интерактивности» средств мультимедиа.
Интерактивность средств информатизации образования – это активное взаимодействие учителей и учеников с этими средствами. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска» - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге.
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь».
Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART BoardSoftware) включает следующие инструменты:
записную книжку (SMART Notebook);
средство видеозаписи (SMART Recorder);
видеоплеер (SMART VideoPlayer);
дополнительные (маркерные) инструменты (FloatingTools);
виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).
Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.
Записная книжка представляет собой графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.
Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.
Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации PowerPoint, могут быть сохранены.
На современном этапе образовательного процесса деятельность учителя направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Интерактивная доска способствует решению одной из главных задач, а именно формированию у обучающихся прочных знаний, умений и навыков и позволяет сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски. К компьютеру и к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать на уроке.
Интерактивная доска предоставляет новые возможности, с помощью которых решается множество возникающих проблем, таких как обобщение и систематизирование объемного материала за один урок или же привлечение и активизирование внимания и мышления на уроках повторения той или иной темы.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.
Интерактивная доска позволяет применить и другие различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, «мгновенная проверка» выполненного задания.
На уроке можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники - герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания. При выполнении какого-либо задания учащиеся могут услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще».
Также могут быть применены и игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.
С помощью интерактивной доски можно работать с заранее подготовленными учениками упражнениями к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик» или «умное перо», с помощью которого можно делать отметки поверх любого документа.
В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти различные наглядные материалы и обучающие ресурсы по любой теме и использовать их многократно. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой презентационной формы подачи материала [Туманов 2005: 39].
Так интерактивная доска помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.
Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «флэшки», картинки, видеофрагменты, музыку [Носкова 2004: 75].
При работе с интерактивной доской учащийся не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Находящаяся перед глазами наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции [Комарова 2004: 57].
Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках широк. Это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе. Она заинтересовывает учащихся, следовательно, активизируются их внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения.
Классификация интерактивных досок, их характеристики и принципы работы
Интерактивная доска в настоящее время перешла из разряда редкого инструмента в разряд обычного средства. И сейчас преподаватель и директорам школ необходимо знать основные типы досок, их основные характеристики для правильного выбора при закупках данного оборудования.
По способу отражения информации интерактивные доски делятся на доски прямой проекции и доски обратной проекции и копи-доски [Голодов 2009: 6].
Интерактивные доски с прямой (фронтальной) проекцией распространены наиболее широко. Они имеют проектор, расположенный перед доской – на подставке или на потолке. Недостатком таких досок является то, человек проводящий презентацию, должен стоять перед экраном, создавая, таким образом, препятствие для проецируемого изображения. Кроме того, некий дискомфорт выступающему перед аудиторией может создавать свет проектора, бьющий прямо в глаза.
У интерактивных досок с обратной проекцией проектор располагается позади доски. Благодаря этому человек, проводящий презентацию, не стоит на пути светового потока проектора. Недостатком данных досок является большая по сравнению с досками прямой проекции цена, невозможность закрепления доски на стене, а также возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
Однако такая конструкция имеет и преимущества: доску можно свободно передвигать по помещению, не перенастраивая проектор после каждого перемещения.
Копи-доска представляет собой стандартную доску для записей, оснащенную сканирующим устройством. Для записей на такой доске используются обычные маркеры. Изображение с такой доски можно распечатать на встроенном принтере или передать на компьютер [Голодов 2009: 7].
По способу технологии определения местоположения маркера на доске. Существуют шесть различных технологий определения местоположения маркера на доске.
Резистивная – используются две электропроводящие сетки, разделенные тонким воздушным шаром. Когда происходит прикосновение к экрану, поверхность верхней сетки прогибается и приходит в контакт с нижней сектой. По изменению проводимости в точке касания вычисляется координата касания. Эта технология позволяет использовать в качестве маркера любые предметы – стилус, обычный маркер, палец [Голодов 2009: 7-8].
Электромагнитная – массив проводов позади доски взаимодействует с с магнитной катушкой встроенный в электронный маркер. Как правило, в этом случае в маркере используются батарейки или же маркер является проводным.
Емкостная – аналогично электромагнитной технологии позади доски располагается массив проводов. Однако в данном случае он взаимодействует с пальцем, касающимся доски. Преимуществом такой технологии является отсутствие необходимости в специальном маркере и то, что вся электроника находится позади экрана и не может быть повреждена пользователем.
Лазерная – инфракрасные лазеры размещаются в верхних углах доски. Лазерные лучи сканируют доску с помощью вращающегося зеркала. Отражатели, расположенные на маркере отражают лазерный луч, обеспечивая возможность определения точки касания. В данном случае маркер является пассивным, но должен иметь отражающую поверхность.
Ультразвуковая и инфракрасная – при нажатии на поверхность маркер излучает ультразвук и инфракрасный свет. Два ультразвуковых микрофона принимают звук, а программное обеспечения, сравнивая время прибытия звука и получая дополнительные данные от инфракрасных сенсоров, вычисляет точку касания.
Оптическая и инфракрасная – при нажатии на поверхность доски палец или маркер попадают в поле зрения инфракрасных камер, установленных на доске. Программное обеспечение анализирует полученный с камер сигнал и вычисляет точку контакта с поверхностью доски. При данной технологии нет необходимости использовать специальные маркеры [Голодов 2009: 8-9].
Рассмотрев типы интерактивных досок, мы пришли к следующему выводу: каждая из технологий имеет свои положительные и отрицательные стороны. Использование активных маркеров подразумевает постоянную проверки их на работоспособность, и потеря такого маркера приведет доску в нерабочее состояние. К таким технологиям относятся: электромагнитная, лазерная, ультразвуковая и инфракрасная.
Принцип работы интерактивной доски:
1. Компьютер посылает изображение проектору
2. Проектор передает изображение на интерактивную доску
Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере.