kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы использования ИКТ на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.

В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.

Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.

Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем».

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.

Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.

2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.

3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).

4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.

5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.

6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки  с использованием компьютеров и т.д.

        7. Увеличение и доступность интернета. 

Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы использования ИКТ на уроках географии »

Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.

В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.

Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.

Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» .

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.

Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.

2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.

3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).

4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.

5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.

6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки с использованием компьютеров и т.д.

7. Увеличение и доступность интернета.

Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы использования ИКТ на уроках географии

Автор: Леонтьева Галина Николаевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2020 руб.
2530 руб.
2430 руб.
3040 руб.
2540 руб.
3170 руб.
1780 руб.
2220 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства