Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.
Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.
Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.
В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.
Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).
Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.
Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем».
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.
Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.
1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.
2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.
3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).
4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.
5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.
6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки с использованием компьютеров и т.д.
7. Увеличение и доступность интернета.
Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы использования ИКТ на уроках географии »
Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.
Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.
Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.
В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.
Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).
Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.
Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» .
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.
Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.
1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.
2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.
3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).
4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.
5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.
6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки с использованием компьютеров и т.д.
7. Увеличение и доступность интернета.
Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).