kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы использования ИКТ на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.

В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.

Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.

Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем».

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.

Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.

2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.

3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).

4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.

5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.

6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки  с использованием компьютеров и т.д.

        7. Увеличение и доступность интернета. 

Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы использования ИКТ на уроках географии »

Проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых.

Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем.

В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Организованное таким образом взаимодействие позволяет школьникам активно участвовать в познавательном процессе, приобретая при этом необходимые знания и умения.

Понятие «интеракция» в психологическом словаре трактуется как способность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

Основные задачи проводимого нами исследования «Интерактивные методы обучения географии в базовой школе»: изучить теоретические основы разработанных интерактивных методов обучения, выявить проблемы и обосновать оптимальные пути использования интерактивных методов при обучении конкретному предмету (география), разработать и апробировать авторские интерактивные методы обучения.

Понятие «интерактивное обучение» рассматривается в психолого-педагогической литературе по-разному. Например, его определяют как «совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем». Наиболее емкое определение интерактивного обучения, с моей точки зрения, рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» .

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что большинство предлагаемых интерактивных методов разработано для обучения педагогике и психологии, однако, я считаю, что их использование возможно и эффективно и при обучении географии.

Проводимое исследование позволило выделить следующие основные проблемы использования интерактивных методов при обучении географии.

1. Сложившаяся, устоявшаяся система преподавания географии в школе, ориентирована, как правило, на использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения.

2. Возвращение к одиннадцатилетней системе обучения потребовало переструктурирования содержания предмета «географии» в школе и привело к необходимости изучения за один год материала, изучаемого ранее в течение двух лет. Это сказалось и на методах обучения: учителя стали больше использовать репродуктивные методы, требующие меньше времени на подготовку и проведение уроков, нежели активные методы.

3. Учителя слабо знают теоретические и практические основы интерактивных методов обучения (это показало проведенное анкетирование).

4. Учителя не готовы, как правило, к реализации интерактивных методик на уроках и во внеклассной работе по географии, поскольку их использование не дает быстрого и конкретного результата. Эффективность таких методов проявляется не только (и не столько) в возможности формирования качественных знаний и умений, но и в создании условий для развития личностных качеств обучаемых, что не менее важно для адаптации школьников в будущей профессиональной деятельности.

5. Организация и проведение уроков с использованием интерактивных методик требует большой подготовки со стороны учителя и умения руководить деятельностью школьников в нестандартных ситуациях.

6. Финансовые возможности школ ограничены: редко какие школы имеют возможность использовать интерактивные доски, проводить уроки с использованием компьютеров и т.д.

7. Увеличение и доступность интернета.

Несмотря на выделенные мной проблемы, использование элементов интерактивного обучения на уроках географии не только возможно, но и необходимо. Я считаю, что «приучать» учащихся к таким урокам следует, начиная с третьего класса на уроках познания мира. Приоритетными в таком возрасте считаем методы коллективной мыследеятельности, методы смыслотворчества, интерактивные игры (согласно классификации С. С. Кашлева).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы использования ИКТ на уроках географии

Автор: Леонтьева Галина Николаевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства