Доклад на тему "Технология подготовки и проведение классного часа", предназначен для всех учителей. Одной из основной форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Данный материал поможет педагогам организовать внеучебную деятельность и выбрать подходящий именно для него метод проведения классного часа со своими учениками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки и проведения классного часа»
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище №39 г. Мелеуз РБ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Технология подготовки и проведения классного часа»
Разработала мастер производственного производства:
Куприянова Ю.А.
2012г.
«Классный час есть форма прямого общения
воспитателя со своими воспитанниками»
В.П. Созонов
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Обратимся к высказываниям известных ученых: «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя» М.Л. Маленкова.
Исходя из названных определений классного часа. Можно выделить определенные черты:
- это гибкая по-своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог
Формы и технологии классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руководителя и условий проведения классного часа
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
Хочу обратить внимание на технологические аспекты организации классного часа:
- составление классного руководителя совместно с обучающимися тематики классных часов;
- выбор формы проведения;
- определение времени и места проведения классного часа.
Для этого можно изготовить так называемую «корзину проблем» в которой ребята собирают интересующие их вопросы с учетом своих пожеланий.
Для того, чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, необходимо использовать различные формы классных часов. Обучающимся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы. Которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Существует множество форм проведения классных часов. Приведу только несколько примеров: в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинга, театральные премьеры и т.д. Более подробнее перечислены в «узелках классного руководителя»
Из всех форм проведения классного часа самым популярным считается ЧАС ОБЩЕНИЯ. Именно эту форму проведения мы часто используем в своей работе.
ЧАС ОБЩЕНИЯ – это совместное творчество классного руководителя, мастера производственного обучения и обучающегося. И она может быть тоже интересной, если подойти к организации с умом.
Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у обучающегося было желание высказать свое мнение, чтобы они не боялись ошибаться или быть не понятыми.
Формы ЧАСа ОБЩЕНИЯ могут быть различными:
- беседа
- дискуссия
- сюжетно-ролевая игра. На этом я хочу остановиться более подробно.
Такая форма позволяет обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Методика проведения ролевой игры заключается в следующем:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывать ситуации;
- обсуждение ситуации;
Очень важно, чтобы преподаватель не навязывал свое мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «Инсценированный суд», «Пресс-конференция».
Такие формы классного часа хороши как для первого так и для третьего курса.
Большой интерес у обучающихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено» и т.д.
Детям очень нравятся классные часы в виде тренингов. Придя на первый курс, дети начинают знакомиться друг с другом. Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Для первокурсников могу предложить тренинговую игру «За что мы любим». Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. По очереди читается характеристика человека, а все остальные пробуют определить этого человека.
Такие тренинги помогают детям сплотиться, работать над своим характером и выявить лидера в группе.
Классный час в форме экскурсии тоже очень интересный и познавательный.
Например:
- Дети не так хорошо знают историю своего города. И чтобы познакомить обучающегося со своим городом, можно отправиться на экскурсию (в наличии есть автобус лицея). Можно проехать по малознакомым улицам и рассказать о том, как появилась та или иная улица.
В такой форме информация воспринимается лучше.
Можно предложить такую форму классного часа, как «Круглый стол», с приглашением интересных людей. Обычно сообщается тема, выбирается группа ребят, участвующих в работе «стола». Все присутствующие готовят вопросы. Темы «Круглого стола» разнообразны. Главное, чтобы они были интересны и способствовали расширению кругозора.
Когда тема выбрана, её надо разбить на отдельные композиционные фрагменты, которые ведут участники стола.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя и мастера производственного обучения при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Если же классный час проводится только для «галочки», то полезней будет сэкономить время – свое и обучающихся. Но, а если классный руководитель и мастер производственного обучения подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.
Все это направлено на воспитание в детях чувств прекрасного, на развитие познавательной активности, самостоятельности. Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают классному руководителю и мастеру производственного обучения формировать личность, интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.