Цель: формирование у детей нравственных ценностных ориентаций; ознакомление с понятием «толерантность».
УУДы:
Личностные:
- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- формировать в личности учащихся такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, внимание к ближнему;
Познавательные:
- познакомить с различными определениями термина «толерантность».
Коммуникативные:
- работать в команде разного наполнения,
- активно участвовать в обсуждениях.
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и «открытии» значений новых понятий,
- оценивать свой вклад в общую работу.
Форма проведения: Классный час.
Педагогические технологии:
Технология сотрудничества;
Информационно-просветительская;
Игровая.
Оборудование:
детские работы с изображением символа добра;
4 конверта с карточками со словами для пословиц;
компьютер;
экран;
мультимедийный проектор;
колокольчики;
лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпризов», значками и т.п.);
бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч, картинки с изображениями цветов, людей.
При проведении данного классного часа предполагается деление учащихся на группы по 4-5 человек. Под руководством классного руководителя делается акцент на понятия: «добро», доброта», «добрый человек», «доброе дело». В ходе классного часа учащиеся узнают значение понятия «толерантность». С помощью упражнений ( «Лукошко», «Эмблема толерантности») дети закрепляют данное понятие, используя ассоциации и фантазию. Данное внеклассное мероприятие требует дополнительной подготовки: разучивание ролей, стихотворений, танца с колокольчиками, песни «Дорога Добра». В итоге классного часа дети задумываются о добре и зле, размышляют:«А, какие добрые дела я делаю? Делал? Какие люди меня окружают? Каких людей больше добрых или злых? Бывают ли люди только злые и только добрые? Трудно ли быть добрым? Зачем надо быть добрым?»
Тема добра и зла очень сложна, объёмна и, конечно, не заканчивается одним таким классным часом. Работу следует продолжать на уроках, на других классных часах, проводить праздники декады добра, как в классе, так в школе, районе, городе. И тогда не только дети будут становиться добрее, но и взрослые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Колокольчики Добра" »
КЛАССНЫЙ ЧАС «КОЛОКОЛЬЧИКИ ДОБРА»
Цель: формирование у детей нравственных ценностных ориентаций; ознакомление с понятием «толерантность».
УУДы:
Личностные:
- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- формировать в личности учащихся такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, внимание к ближнему;
Познавательные:
- познакомить с различными определениями термина «толерантность».
Коммуникативные:
- работать в команде разного наполнения,
- активно участвовать в обсуждениях.
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и «открытии» значений новых понятий,
- оценивать свой вклад в общую работу.
Форма проведения: Классный час.
Педагогические технологии:
Технология сотрудничества;
Информационно-просветительская;
Игровая.
Оборудование:
детские работы с изображением символа добра;
4 конверта с карточками со словами для пословиц;
компьютер;
экран;
мультимедийный проектор;
колокольчики;
лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпризов», значками и т.п.);
бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч, картинки с изображениями цветов, людей.
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель: - Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады Вас видеть на нашем мероприятии «Колокольчики добра». Вы слышите?
В класс с колокольчиками (на фоне тихой музыки) заходят дети, исполняют танец с колокольчиками, усаживаются.
Учитель: Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Слова детей:
1 уч.: - В каждом из нас есть маленькое солнце.
2 уч.: -Это солнце – доброта.
3 уч.: -Добрый человек любит природу и охраняет её.
4 уч.: -Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им.
5 уч.: -Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Учитель: «Не ищи красоты, а ищи доброты»- это правило вывели наши предки. И при этом добавляли «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
Сегодня мы поговорим с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность. Познакомимся с новым понятием. И нам предстоит ответить на вопрос: «Трудно ли быть добрым?»
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случилась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере, жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Появляется Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!
Выбегают Колокольчики.
1-й колокольчик: Вы нас звали?
2-й колокольчик: У кого беда случилась?
3-й колокольчик: Вам нужна помощь?
Учитель: Да вот никак не угомонится Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!
Учитель: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
Злая Колдунья: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти, эгоизма!
Учитель: Да, к сожалению и такое бывает. Но человеку присуще и такие качества, как мужество.
2-й колокольчик: Скромность.
3-й колокольчик: Честность!
Злая Колдунья: А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Учитель: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит не всё потеряно. Давайте, ребята, постараемся вспомнить как можно больше положительных человеческих качеств. Попробуем!
Злая Колдунья достаёт книгу «Энциклопедия зла», называет по очереди отрицательные качества: трусость, хвастливость, лживость, лицемерие, злобность, жестокость, склочность, невежество, жадность, грубость, скупость, безделье, глупость…
Ребята по очереди со Злой Колдуньей называют положительные качества. Когда дети начинают испытывать затруднения, им помогают колокольчик. (Ответственность, инициативность, настойчивость, решительность, целеустремлённость, любознательность, самокритичность, правдивость, искренность, стыдливость, совестливость, честность, дружелюбие, достоинство, корректность, учтивость, обходительность, свободолюбие, храбрость, доброжелательность, тактичность, надёжность, благородство, терпеливость, благодарность, гордость, любезность, деликатность, прилежность, смелость, товарищество, чуткость, сострадание, сопереживание, доброта…)
Злая Колдунья: Благородство… Доброта…(Ищет слова в книге “Энциклопедия зла”) В моём учебнике таких слов нет. Объясните, что это за слово – то такое – доброта?
Учитель: Доброта издавна ценилась на Руси. Немало пословиц сложено о добре.
Показывает книгу с русскими народными пословицами.
Злая Колдунья: Ага. Пословицы! (колдует над книгой с карточками и пословицами.). Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, Скорики, морики! Бурум-шурум, Шалты-балты! Бирилья-турелья, биридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не нашли истины. Готово! Так, где же ваши пословицы о добре? (Достаёт одну, читает) “Добро порицай, а зло поощряй”, Вот и я о том же вам твержу, что и народная мудрость.
Учитель: Ребята, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Ребята в группах складывают пословицы.
1-я группа: Истинное добро всегда просто.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Сделаешь худо – не жди добра.
2-я группа: Добро желаешь, добро и делай.
Добрый человек добру и учит.
За добро добром и платят.
3-я группа: Тому тяжело, кто помнит зло.
Доброго держись, а от худого удались.
Делать добро спеши.
4-я группа: Добро поощряй, а зло порицай.
Живи для людей - поживут люди для тебя.
Добро наживай, а худо изживай.
Зачитываются пословицы, объясняется смысл одной из них.
Злая Колдунья: Тут у меня слово какое-то непонятное толерантность. Что оно означает?
Учитель: - Уважаемые гости, ребята, попробуйте объяснить значение этого слова «Толерантность».
Гости, ребята зачитывают свои определения толерантности.
Учитель: В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском- «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению», в русском – «умение принять другого таким, какой он есть».
Это нашло отражение и в народной мудрости. Вспомним пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Что это, как не призыв к толерантности, и умению принимать чужую точку зрения, чужой образ жизни и не навязывать свой?
Упражнение «Лукошко».
Цели: работать с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развивать фантазию, творческое мышление.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Время на проведение: 10 минут.
Учитель проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этими предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели: продолжить работу с определением толерантности; развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч, картинки с изображениями цветов, людей.
Время на проведение: 10-12 минут.
Учитель: А сейчас вам предстоит разделиться на группы и создать эмблему толерантности. Попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. Затем провести презентацию эмблем каждой группы.
Учитель: - Ну, что Злая Колдунья, узнала что такое «толерантность»? Убедили, тебя ребята, что человек должен творить на земле добро? Трудно ли быть добрым человеком?
Злая Колдунья: Да, поняла, что такое «толерантность». И теперь не хочу я быть злой колдуньей, а буду теперь Доброй Феей.
Доброй быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.
Быть доброй нелегко, но я буду стараться.
Учитель: Молодец, правильный выбор. А ребята тебе помогут стать доброй.
Послушайте стихотворение «Обидное слово», автор Татьяна Дашкевич.
Чтение учеником стихотворения «Обидное слово».
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
Исполняется песня « Дорога Добра».
Дорога Добра.
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой ,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом; хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Забудь свои заботы, падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Учитель: - Спасибо всем за внимание, до новых встреч!