Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС»
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
Первомайского района
Тамбовской области
Васильева Елена Николаевна
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания в рамках реализации ФГОС на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость классного руководителя не снижается. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Вот некоторые определения понятия:
1) Классный час– это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев)
2) Классный часможно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.(Н.Е. Щуркова)
3) Классный час– это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми.
Функции классного часа
Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.
Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.
Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.
Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.
Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа:
• Определение темы и задач классного часа
• Определение времени и места проведения классного часа
• Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
• Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
• Анализ его результативности.
Классный час может проводиться в форме: воспитательного часа (час классного руководителя); беседы (этической, нравственной); тематической лекции; экскурсии; диспуты; встречи с интересными людьми; дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме); КВН; интерактивной игры; игры - путешествия; сюжетно-ролевой игры или театральной премьеры; читательских конференций и т.п.;
социально-культурного проекта; акций.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час»; «Что? Где? Когда?»; «Счастливый случай» и т.д.
Особое внимание хочется уделить такой форме, как информационный классный час. Главное назначение информационного часа — формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными. Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе. Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.
Во время подготовки и проведения информационного часа можно использовать: газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой; работа с политической картой мира и глобусом; комментированное чтение газетных и журнальных материалов; формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение теле- и видеоматериалов.
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа
Первый шаг: составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год
Методы:
1) метод социологического опроса;
2) методика «недописанный тезис»;
3) методика «памятник проблеме века».
Второй шаг:уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению.
Третий шаг:выбор целей, содержания и методов проведения: