Технология учебного диалога – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология диалогового взаимодействия »
Технология диалогового взаимодействия
Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни… А.Дистервег
Технология учебного диалога – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Технология организации занятий с использованием ДТО начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу, поэтому обычная расстановка парт должна быть изменена. Она зависит от количества учащихся в группах. При входе в класс, где по новому организованно учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации
Цель ДТО состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем учащиеся будут приобретать на уроках, овладевая умениями диалоговой речи.
Технология учебного диалога в нашем понимании – это инструментарий, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие учителя и учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Уточним некоторые параметры данного инструментария.
Различные формы организации учебного сотрудничества школьников и учителя. Наиболее востребованными в системе РО является групповая (в 1-6 классах) и парная (в 7-8 классах) работа. В идеале на основе сформировавшегося к концу 6 класса коллективного субъекта деятельности должен формироваться индивидуальный субъект, ученик, способный вести индивидуальный диалог с самим собой, как с другим. Это уже конечный результат обучения в школе.
Диалоговые приемы. Многие из них используются отдельными учителями для активизации мыслительной и творческой деятельности школьников, однако, приведенные в систему и используемые в системе, они дают хороший развивающий эффект. Перечислим эти приемы и дадим краткую характеристику некоторым из них.
Активное (эффективное) слушание.
Задавание вопросов. Учим детей задавать «умные вопросы», т.е. такие вопросы, которые позволяют учащимся сделать запрос на косвенную подсказку. Например. Одно из заданий, составленных детьми для рефлексивной проверочной работы в начале года, звучало так: «Составьте предложения с противопоставлением». Не все вспомнили, что такое противопоставление. Значит, нужно попросить о помощи. Обычный вопрос звучал так: «А как это – с противопоставлением?». Другой ребенок попросил: «Приведите пример такого предложения». И наконец, прозвучал «умный вопрос»: «Как можно выразить противопоставление?».
Приведение аргументов.
«Я – оценка» и «Ты – оценка».
Прием «снятия страха». Учитель так организует общение, чтобы у детей не возникало боязни вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, ошибаться, искать и находить пути ликвидации ошибок.
Прием «Можно быть глупым», во-первых, помогает ликвидировать тот, страх, о котором речь шла выше, во-вторых, позволяет детям ошибаться без ущерба для успеваемости, в-третьих, заставляет понять, что часто ошибка одного ребенка приводит к правильному решению другого. На данном приеме строится любая групповая работа, поскольку она предполагает действие с гипотезами, большинство из которых, как правило, оказывается ошибочными.
Прием «Пауза ожидания» увеличивает эффективность взаимодействия в группе. Психологи утверждают, что пауза длительностью 5-8 секунд делает вероятность получения правильного ответа больше в два раза, чем в том случае, если пауза длится всего 2-3 секунды.
Нетрадиционные формы уроков, которые не активизируют творческую деятельность учащихся согласно традиционной дидактике, а являясь частью работы в режиме учебного диалога, дают ему новый импульс для развития. Так, например, урок – суд над литературным героем позволяет
развивать навык самоопределения (учащиеся самостоятельно определяют свою роль на таком уроке, свои задачи, пути решения);
вести неподготовленный диалог во время «заседания суда», т.е. применять на практике полученные знания о ведении дискуссии;
учиться задавать «умные» вопросы;
выбирать тему творческого отчета по уровням, самостоятельно определяя область своего знания/ незнания, интересов.
Введение дифференцированной системы проверочных работ также входит в систему технологических приемов учебного диалога, поскольку позволяет развивать навык ведения внутреннего или индивидуального диалога ребенка с самим собой, как с другим. Получая несколько вариантов проверочной работы, ученик вынужден самостоятельно определять область своего знания/незнания (освоение способов действия: по образцу, самостоятельно в рамках известного). При это ведется индивидуальный диалог: Я и Я-Другой. Я-Другой является внутренним оппонентом Я: не соглашается, задает вопросы, приводит свои контраргументы, другими словами, заставляет думать.
Разновозрастное сотрудничество. Дети получают возможность вести диалог с другими учащимися в ситуации «ребенок-учитель» и «ребенок-ученик», примеряя на себя все особенности диалогового поведения учителя как носителя определенной культуры, системы знаний, опыта
Приемы технологии диалогового взаимодействия и формируемые УУД
Прием
Деятельность учащихся на уроке
УУД
Индивидуальная работа учащегося: 1. при вводе нового материала;
2. при самостоятельной подготовке к зачету; при выполнении части задания; при закреплении изучаемого материала
Конспект в тетради по теме-заданию:
№ абзаца
О чем абзац? (тема)
Узловые понятия (опорные слова, идеи, формулы и др.)
С кем работал
Учащийся работает с текстом и сам решает, надо ли ему читать сначала весь текст, или он может сразу изучать первый абзац
Познавательные, регулятивные УУД
Ученик научится:
целеполаганию, преобразованию практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели;
планировать пути достижения цели;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Работа пары учеников
В зависимости от ситуации, знания материала: 1) один делится с другим, показывая образец, объясняет материал, степень осмысления выясняется в диалоге; 2) работают с чертежами, таблицами, картами, текстом и др.; составляют графы, ищут алгоритмы, приводят примеры и т.д.; 3) каждый изучает материал по своему тексту, затем обмениваются информацией, обсуждают, анализируют материал, составляют опорные схемы, конспект, выписывают опорные слова, осуществляют взаимопроверку и т.п.
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
основам прогнозирования; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве;
осуществлять познавательную рефлексию;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для указания логических операций;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
осуществлять расширенный поиск информации и пр.
Работа в малых группах
Малую группу создает учитель. Условно в каждом классе есть 6 уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые и слабее очень слабых. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями, в них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Работа идет в сменных парах по карточкам с заданиями. По мере готовности ученики одной малой группы образуют пары. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, дискуссии;
владеть монологической и диалоговой речью.
Работа в группах
Работа в группах – «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большой степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Общие правила организации групповой работы.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:
Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
Научить детей как есть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
Обязателен разбор ошибок совместной работы.
Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость и др.
Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.
Преимущества группового обучения:
Приобщение к важным навыкам жизни (общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения цели и т.д.).
Улучшается успеваемость, формулируется мотивация учения и обучения.
Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, т.к. в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
Воспитывается взаимоуважение.
Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища.
Реализуется принцип деятельности.
Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
Учащиеся усваивают больший объем материала.
Обеспечивается единство воспитания и обучения.
Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Минимальный объем домашнего задания.
Упрощается процедура проверки работ.
Правила работы в группе:
Можно дать в готовом виде, но лучше, если ученики сами разрабатывают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого и др. Правил должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:
Убедись, что в разговоре участвует каждый;
Говорить спокойно и ясно;
Говорить только по делу;
Реагировать жестами и знаками;
Смотреть на говорящего;
Обращать друг к другу по имени («Саша, ты не сказал, что…»).
Способы формирования групп:
Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Вот несколько примеров:
Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группы.
По решению учителя. При таком формированию лучше опираться на данные социометрии. Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы:
Н – не достигшие минимального уровня.
М – достигшие минимального уровня.
О – достигшие общего уровня.
П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
По темпераменту учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будет слишком бурные эмоции, дисциплины не будет; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.
Несколько видов отчета о работе групп.
Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы – своему контролеру (назначается учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
«Публичная защита» - наиболее чистая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.
Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:
Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (можно заносить результаты в таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповой взаимообучение.
Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают распределение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Формы групповой работы:
Мозговой штурм – это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Групповая дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
Ролевая игра.
Распределение учебного пространства при организации групповой работы:
Недостатки группового обучения:
Трудности комплектования групп – часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т.е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, её дифференцированности;
В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.