Реализация деятельностного подхода
посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии
Ведерникова Елена Геннадьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»
Адрес электронной почты: [email protected]
Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер[2]
Примерная программа по курсу «Технология», составленная на основе стандартов второго поколения, содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учётом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально - экономических условий, национальных традиций.[5]
Поиск методов, приёмов и подходов продолжается у педагога всю жизнь, независимо от возраста, стажа работы или выбранной методической темы. Этот процесс каждодневный, практический и очень сложный. В его решении учителю необходимо проявлять максимум самостоятельности, ибо никаких «программных указаний» давать нецелесообразно. Специалисты – исследователи насчитывают более 50 различных методов и приёмов обучения.
Ещё А.С. Макаренко писал о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Всё зависит от обстоятельств, места, времени и системы, в которой данный метод используется. Что порекомендовать педагогу? Использовать все подходы или только некоторые? Какой из подходов взять за основу? Каждый учитель решает самостоятельно. Мы убеждены, что правильный отбор методов и приёмов – залог успеха в обучении и воспитании.[3]
Не секрет, что раньше большинство педагогов значительную часть учебного времени организовывали в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью, организованностью. [7]
В наше время одного такого обучения становится явно недостаточно для воспитания развитой личности, способной организовывать свою деятельность, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, быть готовым к профессиональному выбору. Для того чтобы учащийся воспринимал знания как необходимость, ему нужно поставить перед собой значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.[8]
Мы уверены, что деятельностный подход в обучении на уроках технологии является самым актуальным, востребованным и результативным. Суть данного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.
Деятельность педагога при этом становится ориентированной не на себя, а на деятельность ученика. Позиция педагога становится принципиально другой: он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самими учащимися цели. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в деятельностный режим.[8]
Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймёшь.
Конфуций[6]
Деятельностный подход мы успешно реализуем с помощью активных методов обучения.Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом.Строятся они в основном на диалоге, свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, движении и рефлексии.[1]Опыт работы позволил нам систематизировать и обобщить особенности активных методов обучения:
- Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать хорошую атмосферу в классе).2Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).
- Игровое повторение пройденного материала (использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы; Игры: «цепочка», «лото», «движение», «календарь», «прими огонь на себя», «опрос – презентация», «видео – опрос», и др.).
- Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение, вводить в содержание материала противоречия и преднамеренные ошибки, выдвигать гипотезы и их обоснования, организовывать дискуссионное рассмотрение нового материала).
- Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей; практическая направленность деятельности –борщ, ночная сорочка, картина, игрушка, панно, декоративная подушка; игровая форма обучения – ученик в роли учителя при изучении раздела машиноведение; творческие задания – придумать фасон юбки, рецепт низкокалорийного салата, причёску на новогоднюю вечеринку, отзывы от родителей, меню семейного праздника).
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные и исторические странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, мастер классы для учеников и учителей, оформление выставочных стендов).
- Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки, взаимооценки, командной оценки; включать игровую рефлексию –приём «пятёрочка», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», приём «Дело в шляпе», приём «Дерево успеха», приём «SMS», приём «Мордашки»).
Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном режиме помогают намсделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт взаимодействия в коллективе и усвоенные знания, используют в практической деятельности.
Пребывание учеников и учителя в одном едином творческом пространстве усиливает интерес и мотивацию к учению, создаёт атмосферу доброжелательной и взаимной поддержки, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает обратную связь между учащимися, учителями и родителями. [1]
Реализация деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания в нашей школе осуществляется на разных уровнях и направлениях: через учебную и кружковую деятельность, факультативы и индивидуально – групповые занятия, элективные курсы и экзамены, олимпиады и конкурсы, мастер классы и открытые мероприятия, семинары для учащихся и учителей, школьное и районное научное общество, школьную и районную газету, праздники и выставки.
Систематическая работа в данном направлении дают стабильные и положительные результаты в течение 5-ти лет, и подтверждает правильный выбор методов и приёмов в обучении и воспитании учащихся:
1. 100 % успеваемость и 95% качество обучения по предмету технология;
2. Сохраняется основной численный состав учащихся 5 -9 классов студии«Домашняя академия»;
3. Успешно ведутся элективные курсы и учебные факультативы «Кулинарнаяшкола будущего студента» для учащихся 8 – 9 классов.
4. Сдаются экзамены по выбору с положительными результатами;
5. Творческие достижения в олимпиадном движении – ежегодно призовыеместа в школьной и районной олимпиадах, 2008 год – VI место, 2009 год – IIIместо в краевой олимпиаде, 2010 и 2011 годах – участие в заочном турекраевой олимпиады;
6. Успехи в научно – исследовательской деятельности – призовые места вшкольном конкурсе, 2011 год – III место в муниципальном конкурсе;
7. Активное участие в работе районного профессионально – педагогическогообъединения учителей технологии – мастер класс «Ковроделие», обобщениеопыта «Фуршет»;
8. Традиционный муниципальный учительский конкурс Полёт фантазии» 2012год – Диплом I степени;
9. Традиционный детский конкурс «Юный дизайнер», призовые места вшкольном конкурсе, 2009 год – диплом III степени в муниципальномконкурсе.
10. Открытые мероприятия, праздники, выставки, выпуск школьной газеты, работа втворческой лаборатории «Креатив».11.Присвоен статус «Авторизованная» программе кружка «Домашняя академия» в 2011 году
Библиографический список
1.«Активные методы обучения» электронный курс http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
2.Базанова О.В, Галкина В.М Обучаем в деятельности. Сборник методических материалов для учителя – предметника. - Добрянка. ООО «Пермское книжное издательство», 2011
3.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация.- Москва. Изд. Центр «Академия», 2001
4.Ильин А.Н, Гилёва.Е.А. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы. - Пермь.Изд. «ОТ и ДО», 2009
5. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5 -9 классы. – Москва, «Просвещение, 2010
6.Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании. – Москва, «Вентана – Граф», 2003
7. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. – Москва, 2004
8. Поташник М. Программа развития школы. Народное образование №8.- Москва, 2005