kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация  деятельностного подхода

посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии

   Ведерникова Елена Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»

Адрес электронной почты: [email protected]

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер[2]

              Примерная программа по курсу «Технология», составленная на основе стандартов второго поколения, содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учётом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально - экономических условий, национальных традиций.[5]

     Поиск методов, приёмов и подходов продолжается у педагога всю жизнь, независимо от возраста, стажа работы или выбранной методической темы. Этот процесс каждодневный, практический и очень сложный. В его решении учителю необходимо проявлять максимум самостоятельности, ибо никаких «программных указаний» давать нецелесообразно. Специалисты – исследователи насчитывают более 50 различных методов и приёмов обучения.

         Ещё А.С. Макаренко писал о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Всё зависит от обстоятельств, места, времени и системы, в которой данный метод используется. Что порекомендовать педагогу? Использовать все подходы или только некоторые? Какой из подходов взять за основу? Каждый учитель решает самостоятельно. Мы убеждены, что правильный отбор методов и приёмов – залог успеха в обучении и воспитании.[3]

Не секрет, что раньше большинство педагогов значительную часть учебного времени организовывали в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью, организованностью. [7]

           В наше время одного такого обучения становится явно недостаточно  для воспитания развитой личности, способной организовывать свою деятельность, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей,  решать проблемы, быть готовым к профессиональному выбору.  Для того чтобы учащийся воспринимал знания как необходимость, ему нужно поставить перед собой  значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.[8]

Мы уверены, что деятельностный подход в обучении на уроках технологии  является самым актуальным,  востребованным и результативным. Суть данного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.

Деятельность педагога при этом становится ориентированной не на себя, а на деятельность ученика. Позиция педагога становится принципиально другой: он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самими учащимися цели. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также  способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в деятельностный режим.[8]

Услышишь – забудешь,

         Увидишь – запомнишь,

         Построишь – поймёшь.

                        Конфуций[6]

                   Деятельностный подход мы успешно реализуем с помощью активных методов обучения.Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом.Строятся они в основном на диалоге,  свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения,  использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации  работы,  движении и рефлексии.[1]Опыт работы позволил нам систематизировать  и обобщить особенности активных методов обучения:

  1. Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать  хорошую атмосферу в классе).2Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).
  2. Игровое повторение пройденного материала (использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы; Игры: «цепочка», «лото», «движение», «календарь», «прими огонь на себя», «опрос – презентация», «видео – опрос», и др.).
  3. Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение, вводить в содержание материала противоречия и преднамеренные ошибки, выдвигать гипотезы и их обоснования, организовывать дискуссионное рассмотрение нового материала).
  4. Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей; практическая направленность деятельности –борщ, ночная сорочка, картина, игрушка, панно, декоративная подушка; игровая форма обучения – ученик в роли учителя при изучении раздела машиноведение; творческие задания – придумать фасон юбки, рецепт низкокалорийного салата, причёску на новогоднюю вечеринку, отзывы от родителей, меню семейного праздника).
  5. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные и исторические странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, мастер классы для учеников и учителей, оформление выставочных стендов).
  6. Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки, взаимооценки, командной оценки; включать игровую рефлексию –приём «пятёрочка», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», приём «Дело в шляпе», приём «Дерево успеха», приём «SMS», приём «Мордашки»).

Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном  режиме помогают намсделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и  ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт   взаимодействия   в   коллективе и усвоенные знания,   используют  в практической деятельности.

Пребывание учеников и учителя в одном едином творческом пространстве усиливает  интерес и мотивацию к учению, создаёт атмосферу доброжелательной и взаимной поддержки, развивает  способность к самостоятельному обучению, обеспечивает обратную связь между учащимися,  учителями и родителями. [1]

Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания в нашей школе  осуществляется на разных уровнях и   направлениях: через учебную и кружковую деятельность, факультативы и индивидуально – групповые занятия, элективные курсы и экзамены, олимпиады и конкурсы, мастер классы и открытые мероприятия, семинары для учащихся и учителей, школьное и районное научное общество, школьную и районную газету, праздники и выставки.

Систематическая работа в данном направлении дают стабильные и положительные результаты в течение 5-ти лет, и подтверждает правильный выбор методов и приёмов в обучении и воспитании учащихся:

1.  100 % успеваемость и 95% качество обучения  по  предмету технология;
2.   Сохраняется основной численный состав учащихся 5 -9 классов студии«Домашняя академия»;
3. Успешно ведутся элективные курсы и учебные факультативы «Кулинарнаяшкола будущего студента» для учащихся 8 – 9 классов.

4. Сдаются экзамены по выбору с положительными результатами;
5. Творческие достижения в олимпиадном движении – ежегодно призовыеместа в школьной и районной олимпиадах, 2008 год – VI место, 2009 год – IIIместо в краевой олимпиаде, 2010 и 2011 годах – участие в заочном турекраевой олимпиады;
6. Успехи в научно – исследовательской деятельности – призовые места вшкольном конкурсе, 2011 год – III место в муниципальном конкурсе;

7. Активное участие в работе районного профессионально – педагогическогообъединения учителей технологии – мастер класс «Ковроделие», обобщениеопыта «Фуршет»;

8.  Традиционный муниципальный учительский конкурс Полёт фантазии» 2012год – Диплом I степени;
9. Традиционный детский конкурс «Юный дизайнер», призовые места вшкольном конкурсе, 2009 год – диплом III степени в муниципальномконкурсе.
10. Открытые мероприятия, праздники, выставки, выпуск школьной газеты, работа втворческой лаборатории «Креатив».11.Присвоен статус «Авторизованная» программе кружка «Домашняя академия» в 2011 году

Библиографический список

1.«Активные методы обучения» электронный курс http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

2.Базанова О.В, Галкина В.М Обучаем в деятельности. Сборник методических материалов для учителя – предметника. - Добрянка. ООО «Пермское книжное издательство», 2011

3.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация.- Москва. Изд. Центр «Академия», 2001

4.Ильин А.Н, Гилёва.Е.А. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы. - Пермь.Изд. «ОТ и ДО», 2009

5. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5 -9 классы. – Москва, «Просвещение, 2010

6.Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании. – Москва, «Вентана – Граф», 2003

7. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей   образования. – Москва, 2004

8. Поташник М. Программа развития школы. Народное образование №8.- Москва, 2005

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ведерникова Елена Геннадьевна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743229"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(62) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319164"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743237"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства