kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация  деятельностного подхода

посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии

   Ведерникова Елена Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»

Адрес электронной почты: [email protected]

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер[2]

              Примерная программа по курсу «Технология», составленная на основе стандартов второго поколения, содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учётом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально - экономических условий, национальных традиций.[5]

     Поиск методов, приёмов и подходов продолжается у педагога всю жизнь, независимо от возраста, стажа работы или выбранной методической темы. Этот процесс каждодневный, практический и очень сложный. В его решении учителю необходимо проявлять максимум самостоятельности, ибо никаких «программных указаний» давать нецелесообразно. Специалисты – исследователи насчитывают более 50 различных методов и приёмов обучения.

         Ещё А.С. Макаренко писал о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Всё зависит от обстоятельств, места, времени и системы, в которой данный метод используется. Что порекомендовать педагогу? Использовать все подходы или только некоторые? Какой из подходов взять за основу? Каждый учитель решает самостоятельно. Мы убеждены, что правильный отбор методов и приёмов – залог успеха в обучении и воспитании.[3]

Не секрет, что раньше большинство педагогов значительную часть учебного времени организовывали в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью, организованностью. [7]

           В наше время одного такого обучения становится явно недостаточно  для воспитания развитой личности, способной организовывать свою деятельность, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей,  решать проблемы, быть готовым к профессиональному выбору.  Для того чтобы учащийся воспринимал знания как необходимость, ему нужно поставить перед собой  значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат.[8]

Мы уверены, что деятельностный подход в обучении на уроках технологии  является самым актуальным,  востребованным и результативным. Суть данного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых.

Деятельность педагога при этом становится ориентированной не на себя, а на деятельность ученика. Позиция педагога становится принципиально другой: он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самими учащимися цели. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также  способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в деятельностный режим.[8]

Услышишь – забудешь,

         Увидишь – запомнишь,

         Построишь – поймёшь.

                        Конфуций[6]

                   Деятельностный подход мы успешно реализуем с помощью активных методов обучения.Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом.Строятся они в основном на диалоге,  свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения,  использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации  работы,  движении и рефлексии.[1]Опыт работы позволил нам систематизировать  и обобщить особенности активных методов обучения:

  1. Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать  хорошую атмосферу в классе).2Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).
  2. Игровое повторение пройденного материала (использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы; Игры: «цепочка», «лото», «движение», «календарь», «прими огонь на себя», «опрос – презентация», «видео – опрос», и др.).
  3. Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение, вводить в содержание материала противоречия и преднамеренные ошибки, выдвигать гипотезы и их обоснования, организовывать дискуссионное рассмотрение нового материала).
  4. Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей; практическая направленность деятельности –борщ, ночная сорочка, картина, игрушка, панно, декоративная подушка; игровая форма обучения – ученик в роли учителя при изучении раздела машиноведение; творческие задания – придумать фасон юбки, рецепт низкокалорийного салата, причёску на новогоднюю вечеринку, отзывы от родителей, меню семейного праздника).
  5. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные и исторические странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, мастер классы для учеников и учителей, оформление выставочных стендов).
  6. Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки, взаимооценки, командной оценки; включать игровую рефлексию –приём «пятёрочка», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», приём «Дело в шляпе», приём «Дерево успеха», приём «SMS», приём «Мордашки»).

Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном  режиме помогают намсделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и  ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт   взаимодействия   в   коллективе и усвоенные знания,   используют  в практической деятельности.

Пребывание учеников и учителя в одном едином творческом пространстве усиливает  интерес и мотивацию к учению, создаёт атмосферу доброжелательной и взаимной поддержки, развивает  способность к самостоятельному обучению, обеспечивает обратную связь между учащимися,  учителями и родителями. [1]

Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания в нашей школе  осуществляется на разных уровнях и   направлениях: через учебную и кружковую деятельность, факультативы и индивидуально – групповые занятия, элективные курсы и экзамены, олимпиады и конкурсы, мастер классы и открытые мероприятия, семинары для учащихся и учителей, школьное и районное научное общество, школьную и районную газету, праздники и выставки.

Систематическая работа в данном направлении дают стабильные и положительные результаты в течение 5-ти лет, и подтверждает правильный выбор методов и приёмов в обучении и воспитании учащихся:

1.  100 % успеваемость и 95% качество обучения  по  предмету технология;
2.   Сохраняется основной численный состав учащихся 5 -9 классов студии«Домашняя академия»;
3. Успешно ведутся элективные курсы и учебные факультативы «Кулинарнаяшкола будущего студента» для учащихся 8 – 9 классов.

4. Сдаются экзамены по выбору с положительными результатами;
5. Творческие достижения в олимпиадном движении – ежегодно призовыеместа в школьной и районной олимпиадах, 2008 год – VI место, 2009 год – IIIместо в краевой олимпиаде, 2010 и 2011 годах – участие в заочном турекраевой олимпиады;
6. Успехи в научно – исследовательской деятельности – призовые места вшкольном конкурсе, 2011 год – III место в муниципальном конкурсе;

7. Активное участие в работе районного профессионально – педагогическогообъединения учителей технологии – мастер класс «Ковроделие», обобщениеопыта «Фуршет»;

8.  Традиционный муниципальный учительский конкурс Полёт фантазии» 2012год – Диплом I степени;
9. Традиционный детский конкурс «Юный дизайнер», призовые места вшкольном конкурсе, 2009 год – диплом III степени в муниципальномконкурсе.
10. Открытые мероприятия, праздники, выставки, выпуск школьной газеты, работа втворческой лаборатории «Креатив».11.Присвоен статус «Авторизованная» программе кружка «Домашняя академия» в 2011 году

Библиографический список

1.«Активные методы обучения» электронный курс http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

2.Базанова О.В, Галкина В.М Обучаем в деятельности. Сборник методических материалов для учителя – предметника. - Добрянка. ООО «Пермское книжное издательство», 2011

3.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация.- Москва. Изд. Центр «Академия», 2001

4.Ильин А.Н, Гилёва.Е.А. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы. - Пермь.Изд. «ОТ и ДО», 2009

5. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5 -9 классы. – Москва, «Просвещение, 2010

6.Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании. – Москва, «Вентана – Граф», 2003

7. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей   образования. – Москва, 2004

8. Поташник М. Программа развития школы. Народное образование №8.- Москва, 2005

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии»

Реализация деятельностого подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии  Ведерникова Е.Г. МБОУ «СОШ№5» Город Добрянка Пермский край 2015

Реализация деятельностого подхода посредством активных методов обучения и воспитания на уроках технологии

Ведерникова Е.Г.

МБОУ «СОШ№5»

Город Добрянка Пермский край

2015

Великая цель образования –  это не знания, а действия.  Герберт Спенсер

Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер

  • Программа по курсу «Технология»:
  • содействует сохранению единого образовательного пространства России
  • не сковывает творческой инициативы учителей
  • предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению авторских курсов
  • даёт возможность учитывать интересы и потребности учащихся, уровень материальной базы, местные условия и национальные традиции
Кабинет технологии

Кабинет технологии

Кухня - лаборатория

Кухня - лаборатория

Нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших…  А.С. Макаренко

Нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших… А.С. Макаренко

  • Поиск методов, приёмов и подходов продолжается всю жизнь
  • Не зависит от возраста, стажа работы или методической темы
  • Процесс каждодневный, практический, сложный
  • Проявлять максимум самостоятельности
Что порекомендовать педагогу? Использовать все методы? Какой подход взять за основу? Каждый учитель решает самостоятельно  Правильный отбор
  • Что порекомендовать педагогу?
  • Использовать все методы?
  • Какой подход взять за основу?
  • Каждый учитель решает самостоятельно

  • Правильный отбор

методов и приёмов – залог успеха

в обучении и воспитании

Классно – урочная система:  удобная, определённая, чёткая, организованная

Классно – урочная система: удобная, определённая, чёткая, организованная

  • Сегодня этого недостаточно!
  • Сегодня развитая личность:
  • способна организовывать свою деятельность
  • объяснять явления действительности
  • ориентироваться в мире ценностей
  • решать проблемы
  • готовиться к профессиональному выбору
Знания как необходимость:  ученику нужно поставить перед собой значимую для него проблему, взятую из жизни  применить для её решения знания и умения получить реальный ощутимый результат

Знания как необходимость:

  • ученику нужно поставить перед собой значимую для него проблему, взятую из жизни
  • применить для её решения знания и умения
  • получить реальный ощутимый результат

Деятельностный подход – самый актуальный, востребованный, результативный

Деятельностный подход – самый актуальный, востребованный, результативный

  • В центре внимания – совместная деятельность детей и взрослых
  • Учитель не транслятор знаний, а создатель учебных условий
  • Ученик продвигается своим путём к достижению своей цели
  • Способности учащихся формируются когда они включены в деятельностный режим
Услышишь – забудешь,  увидишь – запомнишь,  Построишь – поймёшь.  Конфуций Деятельностный подход посредством активных методов обучения: диалог свободный обмен мнениями практическая направленность игры использование опыта обучающихся групповая форма организации работы рефлексия

Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь. Конфуций

  • Деятельностный подход посредством активных методов обучения:
  • диалог
  • свободный обмен мнениями
  • практическая направленность
  • игры
  • использование опыта обучающихся
  • групповая форма организации работы
  • рефлексия

Динамично – комфортное начало урока

Динамично – комфортное начало урока

Чёткое проведение организационного момента

Чёткое проведение организационного момента

Игровое повторение пройденного материала

Игровое повторение пройденного материала

Ориентирование учащихся на изучение новых знаний

Ориентирование учащихся на изучение новых знаний

Организация практической работы учащихся (групповая форма)

Организация практической работы учащихся (групповая форма)

Организация практической работы учащихся (фронтальная форма)

Организация практической работы учащихся (фронтальная форма)

Применение нетрадиционных форм проведения уроков

Применение нетрадиционных форм проведения уроков

Применение нетрадиционных форм проведения уроков

Применение нетрадиционных форм проведения уроков

Эффективное подведение итогов.

Эффективное подведение итогов.

Рефлексия процесса обучения

Рефлексия процесса обучения

Включение активных методов в деятельностном режиме помогают нам: сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку улучшить психологический климат в классе организовать взаимопомощь в коллективе раскрывать творческие способности учащихся совершенствовать коммуникативные навыки учащихся применять знания учащихся в практической деятельности

Включение активных методов в деятельностном режиме помогают нам:

  • сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку
  • улучшить психологический климат в классе
  • организовать взаимопомощь в коллективе
  • раскрывать творческие способности учащихся
  • совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
  • применять знания учащихся в практической деятельности

Пребывание учеников и учителя  в едином творческом пространстве: усиливает интерес и мотивацию к учению создаёт атмосферу доброжелательной и взаимной поддержки развивает способность к самостоятельному обучению обеспечивает обратную связь между учащимися, учителями и родителями

Пребывание учеников и учителя в едином творческом пространстве:

  • усиливает интерес и мотивацию к учению
  • создаёт атмосферу доброжелательной и взаимной поддержки
  • развивает способность к самостоятельному обучению
  • обеспечивает обратную связь между учащимися, учителями и родителями

Направления реализации деятельностного подхода посредством активных методов:

Направления реализации деятельностного подхода посредством активных методов:

  • учебная и кружковая деятельность
  • факультативы и индивидуально – групповые занятия
  • элективные курсы и экзамены
  • олимпиады и конкурсы
  • мастер классы и открытые мероприятия
  • семинары для учащихся и учителей
  • научно – исследовательская работа
  • школьная и районная газеты
  • праздники и выставки
Результаты:  100 % успеваемость 95 % качество обучения  Выпускники 2009 г

Результаты: 100 % успеваемость 95 % качество обучения Выпускники 2009 г

Выпускники 2012 г

Выпускники 2012 г

Стабильный состав учащихся студии «Домашняя академия»  младшая группа кружка

Стабильный состав учащихся студии «Домашняя академия» младшая группа кружка

«Домашняя академия»  Старшая группа кружка

«Домашняя академия» Старшая группа кружка

Успешно ведутся элективные курсы «Кулинарная школа будущего студента»

Успешно ведутся элективные курсы «Кулинарная школа будущего студента»

Сдаются экзамены по выбору с положительными результатами

Сдаются экзамены по выбору с положительными результатами

Творческие достижения в олимпиадном движении  Дипломант краевой олимпиады 2009  Диплом III степени

Творческие достижения в олимпиадном движении Дипломант краевой олимпиады 2009 Диплом III степени

Успехи в научно – исследовательской деятельности

Успехи в научно – исследовательской деятельности

Активное участие в работе РППО

Активное участие в работе РППО

Традиционный муниципальный учительский конкурс  «Полёт фантазии – 2012»  Диплом I степени

Традиционный муниципальный учительский конкурс «Полёт фантазии – 2012» Диплом I степени

Традиционный детский конкурс «Юный дизайнер»

Традиционный детский конкурс «Юный дизайнер»

Открытые мероприятия, праздники, выставки, выпуск газеты…

Открытые мероприятия, праздники, выставки, выпуск газеты…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ведерникова Елена Геннадьевна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 319159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743229"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(62) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319164"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743237"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства