kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федотова Галина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская». г. Санкт - Петербург

Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе

            ФГОС начальной школы требует:

  • подготовки ученика, способного к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • создание внутренней мотивации к учению, способности к продолжению образования в среднем звене;
  • создание условий для проявления инициативы, творческой активности, самостоятельности учащихся.

            В связи с этим, на уроках необходимо создавать условия для активного включения каждого ребёнка в образовательный процесс и проговаривания вслух получаемой информации. (Исследования проводимые психологами доказали, что проговаривая информацию вслух, ребёнок лучше её запоминает).

            В своей работе я использую технологии диалогового взаимодействия. Работа в парах постоянного состава начинается в первом классе, как только в азбуке появляются слоги, которые надо прочитать. На первых порах ученики учатся правильно садиться по отношению друг к другу, выбирать правильную интонацию голоса, следить за уровнем её громкости. Первыми читают дети, сидящие справа, при этом сидящие слева внимательно следят за чтением товарищей. Сначала дети читают в паре слоги, затем слова, а позже и рассказы. На следующем этапе учащиеся учатся задавать вопросы, выделять непонятные слова и выражения, объяснять их, выбирать интересные кусочки текста, находить ответы на вопросы в тексте. Вначале можно предложить учащимся читать вслух друг другу текст: первый читает, второй слушает, потом наоборот - второй читает, первый слушает. После того, как  прочитан текст, можно перейти к его анализу.

            Возможно, что на первых порах,  ученики не смогут продолжить работу по анализу текста в парах. Тогда после чтения, учитель переводит класс в режим работы "учитель - класс". Для диалога учитель выбирает группу вопросов в зависимости от содержания текста и дидактических задач его изучения. Чтобы научить детей такой работе в паре, требуется много времени (в сильном классе - до 2 месяцев систематической работы).

            Можно провести изучение темы в диалоге "учитель - ученик". Тогда один ученик выполняет задание учителя, комментируя его вслух, а класс слушает их диалог и выполняет те задания, которые учитель даёт своему партнёру. Можно вызывать двух учеников, написать эти вопросы на доске, для понимания текста предложить ученикам следующее: один задаёт первый вопрос, а другой отвечает вслух. Потом они меняются ролями: второй вопрос задаёт теперь тот, кто отвечал. К третьему и четвёртому вопросам приглашается другая пара. Важно, чтобы ученик, который задаёт вопрос  не просто слушал ответ, но и реагировал на них: сомневался, задавал встречные вопросы, приводил альтернативные примеры. Эта работа проводится под наблюдением учителя.

Взаимные диктанты на уроках русского языка.

            Диктанты друг для друга ученики могут подготовить либо дома по заданию учителя, либо составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Работа организуется в соответствии с задачами урока.

  • Обычный диктант.

            Ученики на уроке диктуют друг другу и учатся грамотно писать, например, словарные слова. Каждый ученик под диктовку товарища записывает слово в свою тетрадь. Пока один пишет, второй внимательно смотрит, чтобы не пропустить ошибку.

  • Диктант с последующими устными комментариями.

            Один ученик в паре диктует своему товарищу новые слова, тот их записывает. После этого необходимо выслушать устные объяснения значений слов. Другой  ученик сначала записывает новые слова под диктовку, затем читает свои записи вслух, объясняет. В случае затруднений ученики могут пользоваться  книгой, обращаться к учителю.

  • В дальнейшем работа в паре усложняется: ученики не только прочитывают и пересказывают правила соседу по парте, но и диктуют слова из словаря, комментируют предложения, подбирают примеры к правилам, ищут родственные слова, составляют предложения по опорным словам.

На уроках чтения можно использовать такие виды заданий:

  1. вместе с соседом озаглавить части прочитанного произведения;
  2. прочитать по ролям изучаемое произведение (если много персонажей, то задание выполняется в группе);
  3. составить вопросы к прочитанному произведению (к данной части);
  4. сочинить продолжение сказки, рассказа и т.д.

Освоив работу в парах постоянного состава, дети переходят к обучению работать в парах сменного состава. Чтобы подготовить к этому переходу, следует научить детей пространственной ориентации в классе. Для достижения этой цели им разрешается ежедневно садиться за парты по собственному выбору, что способствует развитию адаптации при работе с разными партнёрами. Учащиеся учатся выбирать партнёра по его деловым качествам, а не по приятельским отношениям (часто дети с приятелями играют на переменах и после уроков, а во время уроков работают с другими учениками).

            Учитель подбирает задания, при которых на уроке нужно поменять несколько партнёров

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе »




Федотова Галина Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская»

г. Санкт - Петербурга


Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе


ФГОС начальной школы требует:

  • подготовки ученика, способного к активному взаимодействию с окружающим миром;

  • создание внутренней мотивации к учению, способности к продолжению образования в среднем звене;

  • создание условий для проявления инициативы, творческой активности, самостоятельности учащихся.

В связи с этим, на уроках необходимо создавать условия для активного включения каждого ребёнка в образовательный процесс и проговаривания вслух получаемой информации. (Исследования проводимые психологами доказали, что проговаривая информацию вслух, ребёнок лучше её запоминает).

В своей работе я использую технологии диалогового взаимодействия. Работа в парах постоянного состава начинается в первом классе, как только в азбуке появляются слоги, которые надо прочитать. На первых порах ученики учатся правильно садиться по отношению друг к другу, выбирать правильную интонацию голоса, следить за уровнем её громкости. Первыми читают дети, сидящие справа, при этом сидящие слева внимательно следят за чтением товарищей. Сначала дети читают в паре слоги, затем слова, а позже и рассказы. На следующем этапе учащиеся учатся задавать вопросы, выделять непонятные слова и выражения, объяснять их, выбирать интересные кусочки текста, находить ответы на вопросы в тексте. Вначале можно предложить учащимся читать вслух друг другу текст: первый читает, второй слушает, потом наоборот - второй читает, первый слушает. После того, как прочитан текст, можно перейти к его анализу.

Возможно, что на первых порах, ученики не смогут продолжить работу по анализу текста в парах. Тогда после чтения, учитель переводит класс в режим работы "учитель - класс". Для диалога учитель выбирает группу вопросов в зависимости от содержания текста и дидактических задач его изучения. Чтобы научить детей такой работе в паре, требуется много времени (в сильном классе - до 2 месяцев систематической работы).

Можно провести изучение темы в диалоге "учитель - ученик". Тогда один ученик выполняет задание учителя, комментируя его вслух, а класс слушает их диалог и выполняет те задания, которые учитель даёт своему партнёру. Можно вызывать двух учеников, написать эти вопросы на доске, для понимания текста предложить ученикам следующее: один задаёт первый вопрос, а другой отвечает вслух. Потом они меняются ролями: второй вопрос задаёт теперь тот, кто отвечал. К третьему и четвёртому вопросам приглашается другая пара. Важно, чтобы ученик, который задаёт вопрос не просто слушал ответ, но и реагировал на них: сомневался, задавал встречные вопросы, приводил альтернативные примеры. Эта работа проводится под наблюдением учителя.

Взаимные диктанты на уроках русского языка.

Диктанты друг для друга ученики могут подготовить либо дома по заданию учителя, либо составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Работа организуется в соответствии с задачами урока.

  • Обычный диктант.

Ученики на уроке диктуют друг другу и учатся грамотно писать, например, словарные слова. Каждый ученик под диктовку товарища записывает слово в свою тетрадь. Пока один пишет, второй внимательно смотрит, чтобы не пропустить ошибку.

  • Диктант с последующими устными комментариями.

Один ученик в паре диктует своему товарищу новые слова, тот их записывает. После этого необходимо выслушать устные объяснения значений слов. Другой ученик сначала записывает новые слова под диктовку, затем читает свои записи вслух, объясняет. В случае затруднений ученики могут пользоваться книгой, обращаться к учителю.

  • В дальнейшем работа в паре усложняется: ученики не только прочитывают и пересказывают правила соседу по парте, но и диктуют слова из словаря, комментируют предложения, подбирают примеры к правилам, ищут родственные слова, составляют предложения по опорным словам.


На уроках чтения можно использовать такие виды заданий:

  1. вместе с соседом озаглавить части прочитанного произведения;

  2. прочитать по ролям изучаемое произведение (если много персонажей, то задание выполняется в группе);

  3. составить вопросы к прочитанному произведению (к данной части);

  4. сочинить продолжение сказки, рассказа и т.д.


Освоив работу в парах постоянного состава, дети переходят к обучению работать в парах сменного состава. Чтобы подготовить к этому переходу, следует научить детей пространственной ориентации в классе. Для достижения этой цели им разрешается ежедневно садиться за парты по собственному выбору, что способствует развитию адаптации при работе с разными партнёрами. Учащиеся учатся выбирать партнёра по его деловым качествам, а не по приятельским отношениям (часто дети с приятелями играют на переменах и после уроков, а во время уроков работают с другими учениками).

Учитель подбирает задания, при которых на уроке нужно поменять несколько партнёров:

  1. задать вопросы по изучаемой теме товарищам за соседними партами;

  2. рассказать таблицу умножения, деления нескольким ученикам;

  3. прочитать стихотворение разным детям;

  4. решить пример и поменяться примерами с другими учениками;

  5. вставить пропущенную букву в словах, поменяться заданиями с ребятами за соседними партами и т. д.

Работая в парах сменного состава, дети лучше усваивают правила орфографии, приёмы вычислений, так как несколько раз проговаривают правила, подбирают проверочные слова, разбирают предложения, проговаривают математические алгоритмы, тренируются в вычислениях.

Пример: игра "Орфографическая карусель" (Работа в сменных парах)

У каждого ребёнка на парте лежит карточка со словарным словом, где букву , которую надо запомнить пропущена.Ребёнок называет эту букву, потом показывает карточку своему соседу, который сидит рядом, он называет пропущенную букву (правильность ответа можно проверить , на обратной стороне карточки правильный ответ). Затем, те дети, у которых карточки белого цвета, встают в круг. Дети, у которых карточка синего цвета, образуют внешний круг. ( Дети с карточками белого цвета - внутренний круг, с карточками синего цвета - внешний круг). Надо встать так, чтобы каждый ученик стоял напротив друг друга, лицом к лицу. Дети из внутреннего круга показывают свою карточку своему соседу напротив и наоборот, дети выполняют задание по карточке. Когда пара выполнит задание, она поднимает руки; по звонку колокольчика "белые" стоят на месте, а "синие" переходят к следующему ученику и так далее.

Игру "Карусель" можно использовать на разных уроках. На уроках математики с помощью этой игры, хорошо отрабатываются вычислительные навыки. На русском языке дети любят играть в эту игру со словарными словами, с карточками с разными орфограммами и заданиями. На уроках чтения эффективно использовать эту игру по теме: "Загадки. Пословицы. Поговорки".

Навыки, приобретённые при работе в парах сменного состава, могут быть использованы в групповой работе. В этом случае класс делится на несколько малых групп и в них работает над выполнением определённого задания.

Пример 1. Решение задач в группах на уроках математики.

  1. Каждый ученик самостоятельно читает задание. Думает над способом решения (в группе карточки с одинаковыми заданиями).

  2. Обсуждение хода решения в группе.

  3. Самостоятельное выполнение задания. Запись решения в тетрадь.

  4. Коллективная проверка решения в группе. Анализ задачи, исправление (если есть) ошибок.

  5. Дети пересаживаются в новые группы с разными карточками. Работая в парах сменного состава, например по технологии "Взаимообмен заданиями", решают остальные задачи.

  6. После выполнения задания, каждая группа выбирает одну задачу (обычно по жребию), объясняет своё решение остальным ученикам.

Пример 2. Окружающий мир, тема:"Разнообразие животных"

Класс делится на пять групп. Задание выдаётся для каждой группы.

1 группа работает с классом "Рыбы";

2 группа работает с классом "Земноводные";

3 группа работает с классом "Пресмыкающиеся";

4 группа работает с классом "Птицы";

5 группа работает с классом "Млекопитающие".

Задание: составит таблицу и записать в неё данные по своему классу животных (класс, число видов, представители, особенности внешнего строения).

  • Ребята обсуждают в группе пути решения поставленной задачи;

  • работают с литературой;

  • записывают в таблицу полученные сведения;

  • затем, работая в сменных парах, окончательно заполняют всю таблицу ( по всем классам животных);

  • вновь образуют группы, выбирают одну из тем, готовят выступающего от группы ученика;

  • каждая группа делится полученными знаниями с другими группами, все слушают, корректируют свои записи, задают вопросы на понимание.

В конце таких уроков обязательно проводится рефлексия, чтобы ребята, осознавая свои действия, анализируя приобретённые умения, развивались в адекватной самооценке своей деятельности.

В результате использования на уроках технологий диалогового взаимодействия я заметила, что у учащихся улучшилась речь, они научились объяснять и комментировать изучаемый материал, хорошо усвоили правила орфографии, стали видеть орфограммы в тексте и грамотно писать, увеличился темп выполнения заданий, автоматизировался вычислительный навык по разным темам, усвоили математические понятия и термины. Но кроме учебных умений, они незаметно для самих себя, приобрели навыки общения, развили коммуникативную культуру, так необходимую для успешной самореализации в социуме.


Список литературы.


Выготский Л.С. "Мышление и речь", Москва, 2002

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе

Автор: Федотова Галина Владимировна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проект урока математики по теме "Куб и его изображение", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-kub-i-iegho-izobrazhieniie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246282"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446320982"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства