Федотова Галина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская». г. Санкт - Петербург
Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе
ФГОС начальной школы требует:
- подготовки ученика, способного к активному взаимодействию с окружающим миром;
- создание внутренней мотивации к учению, способности к продолжению образования в среднем звене;
- создание условий для проявления инициативы, творческой активности, самостоятельности учащихся.
В связи с этим, на уроках необходимо создавать условия для активного включения каждого ребёнка в образовательный процесс и проговаривания вслух получаемой информации. (Исследования проводимые психологами доказали, что проговаривая информацию вслух, ребёнок лучше её запоминает).
В своей работе я использую технологии диалогового взаимодействия. Работа в парах постоянного состава начинается в первом классе, как только в азбуке появляются слоги, которые надо прочитать. На первых порах ученики учатся правильно садиться по отношению друг к другу, выбирать правильную интонацию голоса, следить за уровнем её громкости. Первыми читают дети, сидящие справа, при этом сидящие слева внимательно следят за чтением товарищей. Сначала дети читают в паре слоги, затем слова, а позже и рассказы. На следующем этапе учащиеся учатся задавать вопросы, выделять непонятные слова и выражения, объяснять их, выбирать интересные кусочки текста, находить ответы на вопросы в тексте. Вначале можно предложить учащимся читать вслух друг другу текст: первый читает, второй слушает, потом наоборот - второй читает, первый слушает. После того, как прочитан текст, можно перейти к его анализу.
Возможно, что на первых порах, ученики не смогут продолжить работу по анализу текста в парах. Тогда после чтения, учитель переводит класс в режим работы "учитель - класс". Для диалога учитель выбирает группу вопросов в зависимости от содержания текста и дидактических задач его изучения. Чтобы научить детей такой работе в паре, требуется много времени (в сильном классе - до 2 месяцев систематической работы).
Можно провести изучение темы в диалоге "учитель - ученик". Тогда один ученик выполняет задание учителя, комментируя его вслух, а класс слушает их диалог и выполняет те задания, которые учитель даёт своему партнёру. Можно вызывать двух учеников, написать эти вопросы на доске, для понимания текста предложить ученикам следующее: один задаёт первый вопрос, а другой отвечает вслух. Потом они меняются ролями: второй вопрос задаёт теперь тот, кто отвечал. К третьему и четвёртому вопросам приглашается другая пара. Важно, чтобы ученик, который задаёт вопрос не просто слушал ответ, но и реагировал на них: сомневался, задавал встречные вопросы, приводил альтернативные примеры. Эта работа проводится под наблюдением учителя.
Взаимные диктанты на уроках русского языка.
Диктанты друг для друга ученики могут подготовить либо дома по заданию учителя, либо составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Работа организуется в соответствии с задачами урока.
- Обычный диктант.
Ученики на уроке диктуют друг другу и учатся грамотно писать, например, словарные слова. Каждый ученик под диктовку товарища записывает слово в свою тетрадь. Пока один пишет, второй внимательно смотрит, чтобы не пропустить ошибку.
- Диктант с последующими устными комментариями.
Один ученик в паре диктует своему товарищу новые слова, тот их записывает. После этого необходимо выслушать устные объяснения значений слов. Другой ученик сначала записывает новые слова под диктовку, затем читает свои записи вслух, объясняет. В случае затруднений ученики могут пользоваться книгой, обращаться к учителю.
- В дальнейшем работа в паре усложняется: ученики не только прочитывают и пересказывают правила соседу по парте, но и диктуют слова из словаря, комментируют предложения, подбирают примеры к правилам, ищут родственные слова, составляют предложения по опорным словам.
На уроках чтения можно использовать такие виды заданий:
- вместе с соседом озаглавить части прочитанного произведения;
- прочитать по ролям изучаемое произведение (если много персонажей, то задание выполняется в группе);
- составить вопросы к прочитанному произведению (к данной части);
- сочинить продолжение сказки, рассказа и т.д.
Освоив работу в парах постоянного состава, дети переходят к обучению работать в парах сменного состава. Чтобы подготовить к этому переходу, следует научить детей пространственной ориентации в классе. Для достижения этой цели им разрешается ежедневно садиться за парты по собственному выбору, что способствует развитию адаптации при работе с разными партнёрами. Учащиеся учатся выбирать партнёра по его деловым качествам, а не по приятельским отношениям (часто дети с приятелями играют на переменах и после уроков, а во время уроков работают с другими учениками).
Учитель подбирает задания, при которых на уроке нужно поменять несколько партнёров