Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС
Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС
В данной разработке рассматривается новая технология ДВ ,которая может быть использована при внедрении ФГОС. Данная технология предусматривает использование системно-деятельного подхода для активизации ученика на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС»
Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС
Введение
Основная часть
Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.
Примеры практического использования технологии диалогового взаимодействия
3. Выводы
4. Список использованной литературы
Введение.
Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем , что приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы , связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.
Цель работы: исследование влияния технологий диалогового взаимодействия на развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи :
изучить технологии диалогового взаимодействия ;
рассмотреть практическое применение технологий диалогового взаимодействия;
Основная часть
Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.
Целью образования становится общекультурное ,личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию , как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске , уметь анализировать , контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников ,представлять доказательное решение , уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.
Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса на основе инновационных технологий , различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.
Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей .знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность ,благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разберется в способах их развития.
Технологии , в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах ( индивидуальной парной, групповой и коллективной- работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.
Технологии диалогового взаимодействия являются наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно она дает возможность ученику работать в своем темпе , снимает психологические перегрузки ,а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с учениками.
Свою работу я начала с применения на уроках элементов ТДВ. Это работа учащихся в парах сменного состава , при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником , обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы ТДВ:
-взаимные диктанты в парах сменного состава;
-работа в парах сменного состава по карточкам:
-взаимообмен заданиями;
-работа с текстами;
Технологии диалогового взаимодействия могут применяться :
-при изучении нового материала;
-при закреплении пройденного материала
-при организации контроля и проверке знаний учащихся;
-при знакомстве с теоретическим курсом;
-при отработке теоретических знаний;
-при сдаче зачетов;
Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся ,так и учителя.
Эти умения я сначала вырабатывала в постоянных парах, и только после этого перевела класс на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят , в классе шумно. Поэтому моя задача на первых порах научиться слушать и слушать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи : учиться работать в шуме ,регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал ; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так ,чтобы удобно было общаться друг с другом( повернуться к соседу ,сесть свободнее , передвинуть стул, положить книгу и т. д) У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения ,происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки.
Учебный процесс при ТДВ организуется с учетом таких моментов :
- каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;
-каждому должна предоставляться возможность знать все ,что знают остальные и передавать другому все , что он знает;
-каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению , ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет , который имеет теоретическую и практическую часть.
При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал ,работая в постоянной паре или в парах сменного состава.
Практическое применение технологий диалогового взаимодействия.
Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовывал их в полной мере ,я ориентируюсь на следующие принципы:
-использование инновационных педагогических технологий для максимального раскрытия личности каждого ребенка;
- постоянное использование деятельного подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика;
-принцип принятия «другого» Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Урок сегодня – это не заведомо знакомая схема, он у каждого учителя свой. Теперь один урок не похож на другой. В каждом из есть поиск нового, встречи со старым знанием , совместное и индивидуальное осмысление , осознание новой информации кропотливая индивидуальная, парная и групповая работа по ее освоению , превращению в собственное знание. Благодаря организации индивидуально- коллективной работы вырос воспитательный потенциал урока.
Дети не перестают удивляться необходимости форм урока: они заинтересованно включаются в предлагаемую деятельность, рассуждают ,думают, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, отстаивают свои позиции, при этом каждый учится слушать и слышать другого, приобретая навыки оратора и, развивая в себе способность , быть собеседником. Вместо чувства страха быть непонятым , неуслышанным , страха допустить ошибку , у ребенка появляется уверенность в себе и своих возможностях.
Предлагаю ,как образец , алгоритм работы с текстом в сменных парах.
Получить текст.
Подготовить к работе тетрадь
Если считаешь для себя необходимым . то прочитай текст.
Назови товарищу тему и скажи , какую работу в паре вы должны выполнить
-Выделить абзац , озаглавить его , выполнить указанные действия для его усвоения
- Выделить абзац , озаглавить его и самим решить , какие действия надо осуществить для его усвоения
5. Прочитать про себя абзац 1. Пересказать себе. Озаглавить (составить вопрос) и записать в тетрадь.
6. Прочитать вслух абзац 1 и пересказать друг другу (по очереди). Обсудить название (вопрос абзаца)
7.Прочитать вслух абзац 2 , пересказать себе , озаглавить.
8. Прочитать друг другу вслух абзац 2. Пересказать друг другу абзацы 1и 2. Обсудить заглавие абзаца 2 и т. д
9 Пересказать весь текст
Как работает ученик с новым партнером?
В новой паре решают ,кто сначала изучит тему ,а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают .Поэтому должны друг друга познакомить с тем ,что они изучают .Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца , который усвоили . работая в первой паре. При этом пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У учащихся могут возникнуть вопросы, отвечают на них , а затем работают по алгоритму. Когда происходит встреча с третьим партнером , то сначала перескажут друг другу содержание первых двух абзацев , ответят на вопросы. И только после этого они приступают к изучению следующей порции материала. Четвертому сначала расскажут содержание первых трех абзацев и т. д.
Учет работы.
На период изучения этих тем в классе вывешивается листок учета .который помогает учитывать работу каждого на данном уроке и видеть ход изучения всех тем в классе. Проверка знаний может быть устной ,письменной , в виде тестов, итоговой контрольной и т. д. Наиболее интересным представляется такая форма обобщения как синквейн . Термин появился от французских мастерских . Синквейн – это стихотворение в прозе . Оно состоит из пяти фраз
Название
Три прилагательных, описывающих объект
2-3 глагола , характеризующих основные действия
Предложение, показывающее суть описываемого объект
Активно учит и развивает каждого во взаимодействии.
Самореализация!
Разновидностью проблемного метода является – мастерская. Это новый способ организации деятельности учеников . В ходе мастерской дети сами добывают и отрабатывают предметные знания. Обучаются осознавать свои различные психические состояния, учатся ими управлять. Развивается креативное мышление, воображение ,интерес к предмету. Учащиеся ,сами, открыв какие- то истины, лучше их запоминают и могут лучше применять их в жизни. Мастерскую создать нелегко , но за этой формой обучения –будущее.
Выводы по курсовой работе.
Хочется отметить сделаны первые шаги по технологии диалогового взаимодействия. О больших результатах и показателях говорить еще рано, есть .много нерешенных проблем. В корне меняется деятельность учеников и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно ,но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам , при коллективном все делает коллектив. У учителя наконец ,появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта, что способствует пополнению личного портфолио учителя.
Работать по новой технологии нелегко, приходиться не только преодолевать сложившийся стереотип , но и приобретать новый опыт.
По итогам работы по ТДВ отмечается :
-повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам
- развитие познавательного интереса к предмету
-отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону
-дети стали более дружными , общительными , культурными.
Систематическая работа по ТДВ будет способствовать развитию надпредметных ( общеучебных) умений учащихся;
-Деятельностные умения (работать по алгоритму, планировать свою деятельность , располагаться в пространстве)
-Коммуникативные умения (быть толерантным, налаживать контакт с партнером, слышать и слушать собеседника)
-Интеллектуальные умения ( анализировать, сравнивать, выбирать, работать с книгой, анализировать прожитое)
Новый век требует новой личности : свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения.
Хочу закончить словами М.М .Бахтина
Жизнь по природе своей диалогична,
Жить – значит участвовать в диалоге,
Вопрошать ,ответствовать, соглашаться,
В этом человек участвует весь,
Глазами, губами, руками,
Душой ,духом , всем телом , поступками……
Список использованной литературы:
нелегко, но за такой формой обучения ,на мой взгляд, будущее.