kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается новая технология ДВ  ,которая может быть использована при внедрении ФГОС.  Данная технология  предусматривает  использование системно-деятельного  подхода для активизации ученика на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС»

Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.

    2. Примеры практического использования технологии диалогового взаимодействия

3. Выводы

4. Список использованной литературы



Введение.

Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем , что приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы , связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Цель работы: исследование влияния технологий диалогового взаимодействия на развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи :

изучить технологии диалогового взаимодействия ;

рассмотреть практическое применение технологий диалогового взаимодействия;







Основная часть

Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.

Целью образования становится общекультурное ,личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию , как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске , уметь анализировать , контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников ,представлять доказательное решение , уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса на основе инновационных технологий , различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей .знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность ,благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разберется в способах их развития.

Технологии , в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах ( индивидуальной парной, групповой и коллективной- работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.

Технологии диалогового взаимодействия являются наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно она дает возможность ученику работать в своем темпе , снимает психологические перегрузки ,а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с учениками.

Свою работу я начала с применения на уроках элементов ТДВ. Это работа учащихся в парах сменного состава , при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником , обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех.

Приемы и методы ТДВ:

-взаимные диктанты в парах сменного состава;

-работа в парах сменного состава по карточкам:

-взаимообмен заданиями;

-работа с текстами;

Технологии диалогового взаимодействия могут применяться :

-при изучении нового материала;

-при закреплении пройденного материала

-при организации контроля и проверке знаний учащихся;

-при знакомстве с теоретическим курсом;

-при отработке теоретических знаний;

-при сдаче зачетов;

Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся ,так и учителя.

Эти умения я сначала вырабатывала в постоянных парах, и только после этого перевела класс на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят , в классе шумно. Поэтому моя задача на первых порах научиться слушать и слушать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи : учиться работать в шуме ,регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал ; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так ,чтобы удобно было общаться друг с другом( повернуться к соседу ,сесть свободнее , передвинуть стул, положить книгу и т. д) У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения ,происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки.

Учебный процесс при ТДВ организуется с учетом таких моментов :

- каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;

-каждому должна предоставляться возможность знать все ,что знают остальные и передавать другому все , что он знает;

-каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.

Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению , ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет , который имеет теоретическую и практическую часть.

При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал ,работая в постоянной паре или в парах сменного состава.



Практическое применение технологий диалогового взаимодействия.

Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовывал их в полной мере ,я ориентируюсь на следующие принципы:

-использование инновационных педагогических технологий для максимального раскрытия личности каждого ребенка;

- постоянное использование деятельного подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика;

-принцип принятия «другого» Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Урок сегодня – это не заведомо знакомая схема, он у каждого учителя свой. Теперь один урок не похож на другой. В каждом из есть поиск нового, встречи со старым знанием , совместное и индивидуальное осмысление , осознание новой информации кропотливая индивидуальная, парная и групповая работа по ее освоению , превращению в собственное знание. Благодаря организации индивидуально- коллективной работы вырос воспитательный потенциал урока.

Дети не перестают удивляться необходимости форм урока: они заинтересованно включаются в предлагаемую деятельность, рассуждают ,думают, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, отстаивают свои позиции, при этом каждый учится слушать и слышать другого, приобретая навыки оратора и, развивая в себе способность , быть собеседником. Вместо чувства страха быть непонятым , неуслышанным , страха допустить ошибку , у ребенка появляется уверенность в себе и своих возможностях.

Предлагаю ,как образец , алгоритм работы с текстом в сменных парах.

  1. Получить текст.

  2. Подготовить к работе тетрадь

  3. Если считаешь для себя необходимым . то прочитай текст.

  4. Назови товарищу тему и скажи , какую работу в паре вы должны выполнить

-Выделить абзац , озаглавить его , выполнить указанные действия для его усвоения

- Выделить абзац , озаглавить его и самим решить , какие действия надо осуществить для его усвоения

5. Прочитать про себя абзац 1. Пересказать себе. Озаглавить (составить вопрос) и записать в тетрадь.

6. Прочитать вслух абзац 1 и пересказать друг другу (по очереди). Обсудить название (вопрос абзаца)

7.Прочитать вслух абзац 2 , пересказать себе , озаглавить.

8. Прочитать друг другу вслух абзац 2. Пересказать друг другу абзацы 1и 2. Обсудить заглавие абзаца 2 и т. д

9 Пересказать весь текст

















Как работает ученик с новым партнером?

В новой паре решают ,кто сначала изучит тему ,а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают .Поэтому должны друг друга познакомить с тем ,что они изучают .Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца , который усвоили . работая в первой паре. При этом пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У учащихся могут возникнуть вопросы, отвечают на них , а затем работают по алгоритму. Когда происходит встреча с третьим партнером , то сначала перескажут друг другу содержание первых двух абзацев , ответят на вопросы. И только после этого они приступают к изучению следующей порции материала. Четвертому сначала расскажут содержание первых трех абзацев и т. д.

Учет работы.

На период изучения этих тем в классе вывешивается листок учета .который помогает учитывать работу каждого на данном уроке и видеть ход изучения всех тем в классе. Проверка знаний может быть устной ,письменной , в виде тестов, итоговой контрольной и т. д. Наиболее интересным представляется такая форма обобщения как синквейн . Термин появился от французских мастерских . Синквейн – это стихотворение в прозе . Оно состоит из пяти фраз

  1. Название

  2. Три прилагательных, описывающих объект

  3. 2-3 глагола , характеризующих основные действия

  4. Предложение, показывающее суть описываемого объект

  5. Ассоциация

Покажу на примере ТДВ

  1. Технология диалогового взаимодействия.

  2. Личностно-ориентированная , творческая, деятельная.

  3. Развивает, воспитывает, взаимодействует.

  4. Активно учит и развивает каждого во взаимодействии.

  5. Самореализация!

Разновидностью проблемного метода является – мастерская. Это новый способ организации деятельности учеников . В ходе мастерской дети сами добывают и отрабатывают предметные знания. Обучаются осознавать свои различные психические состояния, учатся ими управлять. Развивается креативное мышление, воображение ,интерес к предмету. Учащиеся ,сами, открыв какие- то истины, лучше их запоминают и могут лучше применять их в жизни. Мастерскую создать нелегко , но за этой формой обучения –будущее.



Выводы по курсовой работе.

Хочется отметить сделаны первые шаги по технологии диалогового взаимодействия. О больших результатах и показателях говорить еще рано, есть .много нерешенных проблем. В корне меняется деятельность учеников и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно ,но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам , при коллективном все делает коллектив. У учителя наконец ,появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта, что способствует пополнению личного портфолио учителя.

Работать по новой технологии нелегко, приходиться не только преодолевать сложившийся стереотип , но и приобретать новый опыт.

По итогам работы по ТДВ отмечается :

-повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам

- развитие познавательного интереса к предмету

-отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону

-дети стали более дружными , общительными , культурными.

Систематическая работа по ТДВ будет способствовать развитию надпредметных ( общеучебных) умений учащихся;

-Деятельностные умения (работать по алгоритму, планировать свою деятельность , располагаться в пространстве)

-Коммуникативные умения (быть толерантным, налаживать контакт с партнером, слышать и слушать собеседника)

-Интеллектуальные умения ( анализировать, сравнивать, выбирать, работать с книгой, анализировать прожитое)

Новый век требует новой личности : свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения.

Хочу закончить словами М.М .Бахтина

Жизнь по природе своей диалогична,

Жить – значит участвовать в диалоге,

Вопрошать ,ответствовать, соглашаться,

В этом человек участвует весь,

Глазами, губами, руками,

Душой ,духом , всем телом , поступками……



Список использованной литературы:



нелегко, но за такой формой обучения ,на мой взгляд, будущее.



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

Автор: Пальчикова Елена Анатольевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства