В статье представлена роль тестирования в учебном процессе, использование тестирования позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов, а также представлены виды контроля с помощью тестирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тестирование в учебном процессе»
ТЕСТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: В статье представлена роль тестирования в учебном процессе, использование тестирования позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов, а также представлены виды контроля с помощью тестирования.
Введение
Тестирование – современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко используемый метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности. Контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании. Использование тестирования в учебном процессе позволяет заметно повысить деятельность и точность оценивания результатов. Педагогический тест — это инструмент, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. Тест – это испытательный эксперимент, носящий характер определённого задания, которое стимулирует определённую форму активности и выполнение которого, поддаваясь количественной и качественной оценке, служит симптомом совершенствования определённых функций.
Роль тестирования в оценке знаний, умений и возможностей человека многогранная и прежде всего положительная. Но, несмотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применения на практике. Хотя бы потому, что многие начинают заниматься этим вопросом отдавая дань «моде» и совершенно не обращают внимания на то, ради чего или благодаря чему, появилось тестирование как метод контроля, как метод оценки.
Теоретические аспекты метода тестирования как средства педагогического контроля
Исторические сведения
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». "Отцом" теста считается американский психолог Джеймс Кеттел, именно он в 1890 году ввел понятие "интеллектуальный тест", которое приобрело безумную популярность. Тесты того времени больше напоминали лабораторные опыты, за один раз пройти тест (требовалось 2-3 дня) мог лишь один человек, но в 1904 году Министерство образования Франции, поручает врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить ленивых детей, которые имеют способности к учебе, от детей, которые страдали врожденными дефектами и не могли учиться в обычной школе. А в 1917 году перед американскими психологами была поставлена задача: как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов, в разнообразные службы по определенным профессиональным способностям. Специально созданный, для этого комитет, поручил А.С. Отису разработать специальные тесты. Новые тесты значительно упрощали процедуру тестирования: теперь тест могли проводить, не только квалифицированные психологи, но и просто обученные процедуре тестирования люди. В 20-е годы в Америке начался самый настоящий тестовый бум. Ведь теперь каждый мог пройти тестирование и узнать, какую профессию он может получить, какие недостатки характера стоит скрывать, способности к какой профессии у него есть.
Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э.Торндайк (1874-1949) выделяет три этапа внедрения тестирования, в практику американской школы:
Период поисков (1900-1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития;
Последующие 15 лет – годы «шума» в развитии тестирования, в учебном процессе приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений;
С 1931 г. Начинается современный этап развития тестирования в учебном процессе. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и общими принципам, созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и использования диагностической информации.
Педагогика, развивающаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Однако после известного постановления ЦК ВКБ(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.
Функции тестирования
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
- диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащихся. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
- Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающих функций тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
-Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.
Существует много мнений «за» и «против» использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации, снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а результаты тестирования недостаточно достоверными. Однако, следует отметить, что именно тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 г. для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательное вводить тестовые технологии в систему обучения и чем раньше, тем лучше. С их помощью в течение года следует оценивать уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает
надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей. Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Требования, предъявляемые к тестам
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;
- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий;
- правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
- относительно кратными, требующими сжатия ответов;
- информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
- удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то они будут выглядеть следующим образом:
- тесты общих умственных способностей, умственного развития;
- тесты специальных способностей в различных областях деятельности; - тесты обученности, успеваемости, академических достижений;
- тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.);
- тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).
Применение тех или иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии их правильного сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагностирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость ).
Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний и умений. Термин «действенность» имеет как минимум, два синонима: валидность (от анл. valid- имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность.
Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.
Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется статистическими методами. Величина 0,7-0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции достигает 0,45-0,55, то действенность теста считается удовлетворительной, при более низких значениях неудовлетворительной.
Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильность значений). Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достичь коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий.
Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые задания. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую надежность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80 % обучаемых.
Характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием тестов, где нужно выбрать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все обучаемые безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым. Иначе подобные задания не помогут отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Практически дифференцируют тесты по результатам статистического анализа, сравнивая результаты выполнения теста в целом с результатами выполнения отдельных заданий. Если коэффициент корреляции между ответами на конкретные задания и на тест в целом больше 0,5, то это свидетельствует о достаточной дифференцированности теста.
Рекомендуем при подготовке материалов для тестового контроля придерживаться таких основных правил:
- нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;
- неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;
- правильные ответы среди всех предлагаемых должны быть размещены в случайном порядке;
- вопросы не должны повторять формулировок ученика;
- ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;
- вопросы не должны содержать «ловушек», провокационных ответов.
1.4. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений с помощью тестирования
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости академических достижений.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.
Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме прогностических функций текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Осуществляется во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Поэтому тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки.
1.5. Компьютерное тестирование как метод контроля знаний
Одной из значимых тенденций развития образования в России является поиск инновационных методов контроля знаний, отвечающих требованиям объективности, надежности, технологичности. На современном этапе среди эффективных методик оценки способностей и достижений учащихся, важная роль отводится компьютерному контролю знаний, которые успешно сегодня используются в учебных заведениях различного уровня – от школ до университетов.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
- быстрое получение результатов испытания,
- освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования,
- однозначность фиксирования ответов,
- конфиденциальность при анонимном тестировании.
Проанализировав литературу по данному вопросу выявлены следующие требования к унифицированной автоматизированной тестирующей системе:
- защита от несанкционированного доступа к вопросам теста. Осуществляется это шифровкой данных;
- простота интерфейса программы;
- неограниченная тестовая база, которая предназначена как для разнообразия тестов, так и для меньшей повторяемости вопросов;
- простота администрирования текста, которая решается использованием отдельной программы создания или занесения и тестов в базу и установки параметров;
- полная автоматизация процесса тестирования. Тестирование должно проводиться без контроля преподавательского состава за ходом тестирования. Поэтому весь процесс – от задания вопросов теста, идентификации специалиста, проведения тестирования, до оценки полученного результата и занесения этого результата в файл данных, должен проходить в полностью автономном режиме;
- быстрота загрузки. Этот критерий важен для компьютеров с небольшим быстродействием;
- переносимость на разные платформы с поддержкой GUI Microsoft Windows;
- учет обращений, каждое проведенное тестирование должно фиксироваться для обеспечения контроля. Это необходимо для учета неудачных попыток тестирования, в случае если тест был прерван по какой-либо причине. Это обеспечивает контроль за действиями пользователей;
- ориентация на непрограммирующих пользователей. Применение тестирующей программы не должно требовать опыта работы с другими приложениями;
- тестирующая система должна поддерживать файлы мультимедиа графика, видео, звук, анимация). Это необходимо для задания сложных вопросов, например, для отображения графиков, чертежей.
В настоящее время анализ литературы позволил выявить следующие типы вопросов компьютерного контроля знаний: произвольный тип, или ввод с клавиатуры; ввод нескольких ответов в определенной последовательности (ранжирование); ввод пропущенных частей строк или букв; выборочный тип вопроса; альтернативный тип вопроса; последовательный тип вопроса. Для эффективного контроля знаний необходимо грамотно использовать все типы вопросов.
Существует два способа определения результата ответа – по правильным или неправильным ответам в целом на вопрос и по существенным операциям. При выборе принципа оценки следует предполагать, что оценка по существенным операциям гибче и объективнее, т.к. она позволяет выявить неполные, не совсем верные, частично ошибочные и другие подобные ответы и вычислять их в конкретных цифрах коэффициента усвоения.
Тестовая система имеет следующие важные характеристики:
- адаптивность, т.е. способность системы приспосабливаться к имеющимся условиям (техническим и программным средства);
- открытость определяется способностью системы подстраиваться под контроль конкретных учебных дисциплин;
- стандартность системы выражается использованием функций и дизайна, применяемых в программах общего пользования;
- унифицированность заключается в том, что на основе данной системы можно создать ей подобные.
Реализованная в процессе данного исследования система контроля знаний представляет собой автоматизированную поддержку самостоятельной работы обучающихся, позволяющую проводить контроль и самоконтроль уровня усвоения материала, выступать в роли тренажера при подготовке к экзаменам.
Разработанная система знаний позволит решить задачу автоматизации создания тестов и процедуры тестирования, и может быть использована для контроля в процессе обучения.
Заключение
В Законе Российской Федерации “Об образовании” под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней. Образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий. Образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки. Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию. Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях. Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных. Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ФГОС.
Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.
Список литературы
Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Автореф. д-ра пед. Наук [Текст]/В.С. Аванесов. - / Санкт-Петербургский гос. Ун-т. - СПб.:Питер, 2001. – С.369.
Андреев, А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов [Текст]/А.Б. Андреев. - М.: Педагогика, 2001. 164 с.
Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] /В.И. Звонников. - М.: Педагогика, 2007. С.280.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Педагогика: Учебное пособие /Невежина М.М, Пушкарева Н.В., Шарохина Е.В.- М.: РИОР, 2007. – 89 с. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/28676)
Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. [Текст]/И.П. Подласый.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях:Практическое пособие/ авт.-сост. В.Г.Гульчевская, Е.А.Чекунова и др. – М., 2010. (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76570)