kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование компьютерных тестовых программ в учебном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются возможности применения компьютерных тестовых программ в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ тестовой программы МуТеst и возможностей её использования для проверки качества знаний учащихся на уроках в начальной школе.

Использование компьютера становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью компьютерных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем. Интерактивные  тесты дают уникальную возможность для самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся, что способствует осознанию учащимися процесса обучения, достижению наивысшего результата в общем развитии учеников разных уровней,  развитию познавательной активности детей.

В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это, в свою очередь, ведёт к отставанию в учёбе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшие трудности и устранить их.  Поэтому для учителя важно найти наиболее эффективные пути своевременной ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Эффективным средством контроля знаний учащихся является компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся, во-вторых, более объективно оценить знания учащихся.

Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или самостоятельной работе учащихся,  что, безусловно, стимулирует их творческую активность.

Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, можно выделить такое дидактическое средство, как программа тестирования учащихся «My Test».Автором  программы  является - Башлаков А.С. Программа распространяется бесплатно.

Это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа «My Test » работает с девятью типами заданий:

  • Одиночный выбор: тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.

  • Множественный выбор: тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных.

  • Установление порядка следования: тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (вариантаответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер.

  • Установление соответствия: задание на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных. Иными словами, для каждого понятия из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго. Вопрос с сопоставлением удобно применять в случаях, когда требуется упорядочить элементы или сгруппировать какие-либо элементы по определенным признакам.

  • Указание истинности или ложности утверждений: задание предполагает выбор утверждения «да», « нет», пусто (не знаю).

  • Ручной ввод числа (чисел): задание на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки в качестве ответа. При создании теста можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Ответ считается верным, если совпадает хоть с одним из вариантов.

  • Выбор местана изображении: для ответа навопрос типа «указать место на изображении» необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область, ответ верен. В качестве верного ответа можно использовать несколько областей.

  • Перестановка букв: ответом к этому типу заданий является слово (или текст). Буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке. Тестируемый может, щёлкая мышью, переставить буквы местами. Хорошо подходит для детей младшего возраста.

    Программа состоит из трёх модулей:

  • < > тестирования  (My Test Student).< > тестов (My Test Editor)

    Журнал тестирования (My Test Server).

    С помощью редактора (My Test Editor) можно создать либо новый тест, либо изменить существующий.  В этой программе можно легко составить свои тесты и использовать их на уроках. Количество вариантов ответов для выбора - от двух до шести, и можно добавить ещё вариант ответа. Ведётся учёт времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчёта.

    Модуль тестирования (My Test Student)  позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование.

    Журнал тестирования ( My Test Server)  в виде таблицы результатов позволяет  учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети.  Кроме того, журнал тестирования даёт возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Преподаватель может оценить или проанализировать  работу  в любое удобное время.

    Программа состоит из двух разделов: для учащегося и для учителя.

    Программа  ученика: работает в режиме диалога с учащимися: в начале работы ученик должен  выбрать тест, затем нажать «Начать тест», ввести свою фамилию,  класс, ОК, после чего программа выдаст вопросы теста, предлагая выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Ученик указывает правильный, по его мнению, ответ и нажимает на стрелку « Дальше». По окончании теста выводятся результаты с указанием ошибок (если есть) и  выставляется отметка.

    Программа учителя: результаты тестирования сохраняются в базе данных программы в разделе «Для учителя» и могут быть использованы учителем позже для проведения анализа учебной деятельности (степень усвоения  материала, выявление трудных тем и.т.д). Результаты могут быть представлены в виде отчёта, либо в виде диаграмм, иллюстрирующих степень усвоения учениками той или иной темы.

    На тестирование отводится 10-25 минут  урока (в зависимости от уровня класса).

      Изучая данную программу на протяжении последних лет работы, пришла к выводу, что тестирование - это метод, который позволяет измерять и контролировать результаты обучения с большой долей объективности. Использование тестов на уроках помогает выявлять проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понимать происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю на основании мониторинга динамики уровня  знаний и умений каждого учащегося класса совершенствовать формы и методы управления учебным процессом.

    На мой взгляд, программа My Test  обладает следующими преимуществами:

    - способствует самореализации личности ребенка;

    - повышает качество знаний по предмету;

    - формирует  навыки самостоятельной работы;

    - использует мультимедийные возможности компьютерного оборудования;

    - уменьшается объём бумажной работы и ускоряется подсчёт результатов;

    - способствует хорошей накопляемости оценок.

    Однако есть и недостатки:

    - возможность угадывания;

    - в  тестировании присутствует элемент случайности.

    Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Поэтому:

    - чаще всего невозможно проследить логику ученика;

    - тесты не могут служить основной формой контроля над качеством успеваемости учащихся.

    При составлении тестов необходимо учитывать следующие требования к тестовым заданиям:

  • тестовые задания должны легко читаться;

  • задания не должны повторять формулировки, данные в учебнике;

  • определенность - при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить;

  • формулировка задания не должна содержать двусмысленности;

  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.

    Учитывая все параметры данной программы,  мною разработаны контрольные, обучающие, диагностирующие тесты по предметам начального обучения.

Тестовые задания на уроках математики целесообразно применять при подготовке к контрольной проверке знаний. Подобные задания способствуют развитию у учащихся вычислительных навыков, логического мышления, быстроты математической реакции, умения решать задачи по схемам  или алгоритмам.

Тестовые задания по русскому языку могут быть использованы на уроке закрепления знаний по  изученной теме. Они позволяют определить степень усвоения изученного материала, а также дают возможность  откорректировать план работы по повторению и закреплению пройденного материала.

На уроках литературного чтения использование компьютерного тестирования активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к чтению, а учитель получает возможность организовать общий контроль усвоения знаний.

На уроках окружающего мира использую  стандартные  и практические виды тестовых заданий. Тесты носят диагностирующий и обучающий характер.

Компьютерные тесты в своей практике также  применяю во внеурочной деятельности:  при  составлении кроссвордов, ребусов,  заполнении таблиц и логических цепочек.

Вывод:

Анализируя использование компьютерных тестов,  пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности. Компьютерные  тесты способствуют развитию у обучающихся: умение наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и развитию логического мышления. В целом, систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.

В заключение следует отметить, что программа легка и удобна в использовании.  Все учащиеся быстро и легко осваивают её.

Данная работа поможет учителям начальной школы использовать интерактивные тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником,  позволяет сэкономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

 Все подробности работы с программой  MyTest можно найти на сайте http://mytest.klyaksa.net/.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных тестовых программ в учебном процессе. »

Использование компьютерных тестовых программ в учебном процессе.

Миниахметова Ленария Мухаметнуровна, учитель начальных классов МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов"


Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки.

А. И. Герцен.

Аннотация

В докладе рассматриваются возможности применения компьютерных тестовых программ в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ тестовой программы МуТеst и возможностей её использования для проверки качества знаний учащихся на уроках в начальной школе.

Использование компьютера становится неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью компьютерных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем. Интерактивные тесты дают уникальную возможность для самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся, что способствует осознанию учащимися процесса обучения, достижению наивысшего результата в общем развитии учеников разных уровней, развитию познавательной активности детей.

В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это, в свою очередь, ведёт к отставанию в учёбе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшие трудности и устранить их. Поэтому для учителя важно найти наиболее эффективные пути своевременной ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Эффективным средством контроля знаний учащихся является компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся, во-вторых, более объективно оценить знания учащихся.

Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или самостоятельной работе учащихся, что, безусловно, стимулирует их творческую активность.

Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, можно выделить такое дидактическое средство, как программа тестирования учащихся «My Test».Автором программы является - Башлаков А.С. Программа распространяется бесплатно.

Это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа «My Test » работает с девятью типами заданий:

  • Одиночный выбор: тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.

  • Множественный выбор: тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных.

  • Установление порядка следования: тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (варианта ответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер.

  • Установление соответствия: задание на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных. Иными словами, для каждого понятия из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго. Вопрос с сопоставлением удобно применять в случаях, когда требуется упорядочить элементы или сгруппировать какие- либо элементы по определенным признакам.

  • Указание истинности или ложности утверждений: задание предполагает выбор утверждения «да», « нет», пусто (не знаю).

  • Ручной ввод числа (чисел): задание на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки в качестве ответа. При создании теста можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Ответ считается верным, если совпадает хоть с одним из вариантов.

  • Выбор места на изображении: для ответа на вопрос типа «указать место на изображении» необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область, ответ верен. В качестве верного ответа можно использовать несколько областей.

  • Перестановка букв: ответом к этому типу заданий является слово (или текст). Буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке. Тестируемый может, щёлкая мышью, переставить буквы местами. Хорошо подходит для детей младшего возраста.

Программа состоит из трёх модулей:

  • Модуль тестирования (My Test Student).

  • Редактор тестов (My Test Editor)

  • Журнал тестирования (My Test Server).

С помощью редактора (My Test Editor) можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. В этой программе можно легко составить свои тесты и использовать их на уроках. Количество вариантов ответов для выбора - от двух до шести, и можно добавить ещё вариант ответа. Ведётся учёт времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчёта.

Модуль тестирования (My Test Student) позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование.

Журнал тестирования ( My Test Server) в виде таблицы результатов позволяет учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети. Кроме того, журнал тестирования даёт возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Преподаватель может оценить или проанализировать работу в любое удобное время.

Программа состоит из двух разделов: для учащегося и для учителя.

Программа ученика: работает в режиме диалога с учащимися: в начале работы ученик должен выбрать тест, затем нажать «Начать тест», ввести свою фамилию, класс, ОК, после чего программа выдаст вопросы теста, предлагая выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Ученик указывает правильный, по его мнению, ответ и нажимает на стрелку « Дальше». По окончании теста выводятся результаты с указанием ошибок (если есть) и выставляется отметка.

Программа учителя: результаты тестирования сохраняются в базе данных программы в разделе «Для учителя» и могут быть использованы учителем позже для проведения анализа учебной деятельности (степень усвоения материала, выявление трудных тем и.т.д). Результаты могут быть представлены в виде отчёта, либо в виде диаграмм, иллюстрирующих степень усвоения учениками той или иной темы.

На тестирование отводится 10-25 минут урока (в зависимости от уровня класса).

Изучая данную программу на протяжении последних лет работы, пришла к выводу, что тестирование - это метод, который позволяет измерять и контролировать результаты обучения с большой долей объективности. Использование тестов на уроках помогает выявлять проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понимать происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю на основании мониторинга динамики уровня знаний и умений каждого учащегося класса совершенствовать формы и методы управления учебным процессом.

На мой взгляд, программа My Test обладает следующими преимуществами:

- способствует самореализации личности ребенка;

- повышает качество знаний по предмету;

- формирует навыки самостоятельной работы;

- использует мультимедийные возможности компьютерного оборудования;

- уменьшается объём бумажной работы и ускоряется подсчёт результатов;

- способствует хорошей накопляемости оценок.

Однако есть и недостатки:

- возможность угадывания;

- в тестировании присутствует элемент случайности.

Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Поэтому:

- чаще всего невозможно проследить логику ученика;

- тесты не могут служить основной формой контроля над качеством успеваемости учащихся.

При составлении тестов необходимо учитывать следующие требования к тестовым заданиям:

  • тестовые задания должны легко читаться;

  • задания не должны повторять формулировки, данные в учебнике;

  • определенность - при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить;

  • формулировка задания не должна содержать двусмысленности;

  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.

Учитывая все параметры данной программы, мною разработаны контрольные, обучающие, диагностирующие тесты по предметам начального обучения.

Тестовые задания на уроках математики целесообразно применять при подготовке к контрольной проверке знаний. Подобные задания способствуют развитию у учащихся вычислительных навыков, логического мышления, быстроты математической реакции, умения решать задачи по схемам или алгоритмам.

Тестовые задания по русскому языку могут быть использованы на уроке закрепления знаний по изученной теме. Они позволяют определить степень усвоения изученного материала, а также дают возможность откорректировать план работы по повторению и закреплению пройденного материала.

На уроках литературного чтения использование компьютерного тестирования активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к чтению, а учитель получает возможность организовать общий контроль усвоения знаний.

На уроках окружающего мира использую стандартные и практические виды тестовых заданий. Тесты носят диагностирующий и обучающий характер.

Компьютерные тесты в своей практике также применяю во внеурочной деятельности: при составлении кроссвордов, ребусов, заполнении таблиц и логических цепочек.

Вывод:

Анализируя использование компьютерных тестов, пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности. Компьютерные тесты способствуют развитию у обучающихся: умение наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и развитию логического мышления. В целом, систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.

В заключение следует отметить, что программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают её.

Данная работа поможет учителям начальной школы использовать интерактивные тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, позволяет сэкономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

Все подробности работы с программой MyTest можно найти на сайте http://mytest.klyaksa.net/.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование компьютерных тестовых программ в учебном процессе.

Автор: Миниахметова Ленария Мухаметнуровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Использование компьютерных тренажеров на уроках химии. Тренажер. Натрий и калий. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-trienazhierov-na-urokakh-khimii-trienazhier-natrii-i-kalii"
    ["file_id"] => string(6) "204807"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429725745"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства