Технология «Портфолио» как современное средство оценивания образовательных результатов обучающихся
Технология «Портфолио» как современное средство оценивания образовательных результатов обучающихся
Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
практика и реализация в ходе формирования компетенций»
Технология «Портфолио» как современное средство оценивания образовательных результатов обучающихся
Подвойская Ольга Анатольевна
преподаватель педагогики
2017 год
Технология «Портфолио» как современное средство оценивания образовательных результатов обучающихся
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста.
Компетентность в самом широком смысле понимается как профессионализм. Профессионализм в общем смысле можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике).
В «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» представлено шесть основных компетенций педагога и раскрыты показатели и параметры, через которые они проявляются.
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1.2. Самоорганизованность
1.3. Общая культура
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания.
4.2. Компетентность в предмете преподавания.
4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов.
5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы
5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
6. Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты.
6.2. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося (воспитанника) от внешней оценки к самооценке. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей.
На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени. Проблема качества напрямую взаимосвязана с уровнем учебной мотивации, активностью, самостоятельностью, умением выбирать и верно оценивать собственные возможности.
Проверка и оценка достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В последние годы в образовательной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучающимся и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений, – учебный портфолио.
Портфолио (портфель достижений) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
- Коллекция работ обучающегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
- Выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определённый период обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
повышать обоснованность выбора профессии.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
- Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости обучающегося, и отражающая его успехи.
- Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития обучающегося, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане.
- Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.
- Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другая тенденция - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями (компетенциями) как решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационно-компьютерная грамотность и др.
Отдельно необходимо отметить использование портфолио как формы проведения экзамена квалификационного по профессиональному модулю. Так как освоение определённого вида деятельности при изучении профессионального модуля имеет достаточно большой разброс по времени, содержит в своей структуре большое количество междисциплинарных курсов, различных видов учебной и производственной практик, именно портфолио даёт возможность обучающемуся собрать и систематизировать всю документацию, представить свои индивидуальные достижения в процессе освоения деятельности. Структура портфолио зависит от содержания профессионального модуля.
Технология учебного портфолио предполагает:
- cмещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
- основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».
Следует отметить, что четких правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио, на данный момент нет. Таким образом, портфолио как средство оценки отвечает всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект-субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфолио происходит оценивание не только стандартного набора знаний обучающегося, но и его «индивидуализированной» карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся.
Методическая концепция портфолио заключается в том, что это одна из перспективных форм представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося.